"Круглый стол" РАРМП и газеты "Бизнес для всех"
Давно уже стала общим местом критика в адрес органов статистики, не дающих внятной информации о ситуации в малом бизнесе. Правительство РФ приняло специальное распоряжение, наметив "в целях получения наиболее полной информации о развитии и состоянии малых предприятий в Российской Федерации", провести сплошное статистическое обследование МП по итогам работы за 2000 год. И вот такое обследование проведено. Каковы его итоги? Насколько адекватно статистика отражает ситуацию в малом бизнесе?
Открывая заседание, президент РАРМП Александр Иоффе подчеркнул, что статистика важна как самим малым предприятиям, так и тем, кто принимает решения, и что только оперативная и полная статистическая информация даст возможность строить разумную экономическую политику государства в части поддержки и развития предпринимательства. Иметь ясную информацию важно, во-первых, власти, дабы четко представлять, куда движется экономика, и принимать адекватные решения, а, во-вторых, предпринимателям, структурам, лоббирующим их интересы, с тем, чтобы вносить предложения по корректировке политики господдержки МП.
Елена Шустова, и.о. начальника управления статистики предприятий и структурных обследований Госкомстата РФ:
Коротко о результатах обследования. В рамках данной переписи Госкомстат обследовал направления деятельности субъектов МП, которые функционируют как юридические лица, при этом не были задействованы физические лица без образования юрлица и фермерские хозяйства. Кроме критерия численности, применен еще и критерий, учитывающий форму собственности МП. Со времени последней переписи юрлиц в 1999 году российское законодательство резко изменилось и требует иного подхода при анализе этого сектора экономики. И еще одно обстоятельство диктовало необходимость проведения переписи: речь ведь идет о секторе с очень высокой динамикой развития, в том числе с точки зрения демографии: сферы и интересы многих малых предприятий часто меняются либо МП вообще распадаются. В последние годы мы наблюдаем тенденцию ликвидации юридических лиц и перехода их в статус физических лиц без образования юрлица. Вот все это в совокупности и сделало столь актуальным проведение сплошной переписи.
Теперь о самой переписи. Сплошное обследование проводилось в два этапа. Вначале проведена пробная перепись (по 8-и регионам), а затем ее данные использовались при проведении сплошной переписи. Предварительно выяснялась сфера деятельности каждого малого предприятия. Только после этого формировались для каждого МП программа и пакет документов, по которым предприниматель должен был представить информацию для сплошного обследования. При первоначальном тестировании было установлено, что более 200 тысяч малых предприятий были к концу 2000 г. или ликвидированы, или находились в стадии ликвидации. Оставшаяся совокупность - около 800 тысяч МП - и была практически задействована на втором этапе обследования. Правда, возвратную информацию удалось получить только от 76% участников опроса (нормальный процент для развитых стран). В ходе переписи выявилось, что далеко не все подходят под критерии отнесения к сектору МП. Должна сказать, что в принципе сложно отслеживать, например, такой критерий, как состав уставного капитала. А вот в рамках переписи такая возможность появилась. Органы статистики столкнулись с таким негативным явлением, когда на один юридический адрес регистрировалось большое количество малых предприятий. Мы и сегодня еще продолжаем уточнять информацию по тем 200 тысячам предприятий, от которых никаких сведений не получено. Последние шесть лет мы получали сведения от МП на выборочной основе - с использованием экспертных расчетов и досчетов по математическим алгоритмам. И понятно, что не совсем адекватна база, используемая при выборке, - где-то происходили искаженные оценки по генеральной совокупности.
В принципе включенность малого бизнеса в экономику по всем отраслям оказалась несколько выше, чем предполагал до этого Госкомстат РФ. Но что касается тех сфер деятельности, где находятся интересы малого бизнеса, практически ничего нового это обследование не показало. Например, подтвердилась идея, что малый бизнес - это прежде всего торговая сфера. Можно подтвердить сегодня, что половина малых предприятий имеет интересы в этой сфере деятельности. При этом в оптовой торговле малые предприятия держат 51% оптового оборота, в розничной - 26%. Не новость и то, что 14% малых предприятий сосредоточено в строительстве, при этом малый бизнес обеспечивает 28% подрядных работ в стране. Не столь существенен вклад малых предприятий в промышленный сектор - всего 14%. Тут интересы МП избирательны - легкая, пищевая промышленность, стройматериалы. Можно отметить быстрое реагирование малого бизнеса на изменение конъюнктуры рынка и благоприятные изменения таможенной политики. Малые предприятия быстро нашли свою нишу в сфере производства и торговли радиоаппаратурой, бытовой техникой. Вместе с этим перепись уточнила ряд суждений об МП, дала возможность выявить его ресурсы - трудовые, материальные, финансовые. Прежде считалось, что это крайне неустойчивый сектор: создаются коллективы для решения конкретной задачи и потом быстро распадаются. Но оказалось, что 86% работников малых предприятий числятся в штате МП. Далее, подтвердилась высокая значимость субъектов МП в снятии социальной напряженности, создании новых рабочих мест. Около 14% населения трудятся в секторе МП на принципах вторичной занятости. Без наличия малых предприятий эти люди пополнили бы ряды безработных, увеличив ее нынешний уровень более чем вдвое. Что касается эффективности использования производственных фондов, то в секторе малого бизнеса этот показатель в 2-2,5 раза выше, чем на крупных и средних предприятиях. Крупные предприятия обладают большими фондами, которые нередко висят на них мертвым грузом. Малые берут в аренду только те фонды, которые им действительно нужны. Что касается собственных фондов МП, то в основном это активная часть - более качественное оборудование, оборотные средства. Малые предприятия, как правило, не берутся за новое строительство, предпочитая либо взять готовые помещения в аренду, либо довести "незавершенку" до какой-то готовности. Основные вложения средств малых предприятий идут в новое оборудование, динамика сектора МП в 2-3 раза выше, чем у крупной промышленности. Предприниматели понимают, что технология должна постоянно обновляться, и поэтому обновляют оборудование не реже, чем один раз в 5 лет (на крупных и средних предприятиях обновление происходит через 15-20 лет). С другой стороны, обследование сектора МП не подтвердило мнения о том, что происходит его активное вхождение в отрасли, оказывающие услуги, в том числе в сфере науки. Вернее, это подтвердилось только по отношению к московскому малому предпринимательству - здесь идет активный рост инновационного бизнеса, бизнеса в сфере информационных технологий и др. В регионах ситуация иная, чем в столице. Связано это и с несовершенством регионального законодательства, и с отношением местных властей к этому сектору экономики, и с другими факторами.
Вопрос: Федеральным законодательством установлено, что к малым относятся предприятия с численностью до 100 человек. Насколько сегодня правомерно ограничивать сектор МП такой численностью?
Е.Шустова: В зависимости от отраслей экономики 40-50% малого бизнеса - это предприятия вообще с численностью до 5 человек. Такого рода критерии должны быть более обоснованными, и МАП РФ, насколько мне известно, работает над совершенствованием законодательства в сфере МП.
- А как учитывается "теневая" составляющая?
- На уровне высокой агрегации можно сделать и такой досчет. Нестыковки балансов показывают, что сектор теневой экономики составляет около 25%. Эта та сфера деятельности, которую реально статистика не рассматривает. Однако для досчета могут использоваться балансы трудовых ресурсов, ресурсы потребления. К примеру, торговля учитывает только то, что идет через кассу. Дорасчет же товарооборота торговли может составить 50-60%.
- Вы сказали, что за рамками обследования остались индивидуальные предприниматели. Когда до них дойдет дело?
- Госкомстат планирует провести перепись индивидуалов в 2003-2004 гг. Могу только сказать, что в этом секторе наблюдается очень высокая динамика: ежегодно он прирастает на 10% и сегодня составляет 4 млн предпринимателей. Мы понимаем, что этот сектор играет все более заметную роль. В ряде регионов, например, в Республике Коми, в Якутии, проведены пилотные обследования, которые дали интересные результаты.
- В какой мере индивидуалы используют наемный труд?
- Законодательством это не регламентируется. Количество наемников может достигать 20 человек, включая друзей и родственников. Есть факты, когда индивидуалы берут в аренду крупные предприятия. Однако сложно проследить, на каких условиях нанимаются люди: часто это происходит даже без заключения договоров.
- Какие выводы, на ваш взгляд, должна сделать власть по итогам вашего обследования?
- По логике вещей, власть должна в принципе решить, что такое для России малый бизнес, оценить критерии и все прочее, что относится к этому сектору экономики.
Зоя Шипова, начальник аналитического отдела Департамента господдержки предпринимательства МАП РФ:
Сплошное обследование МП, проведенное Госкомстатом, позволяет скорректировать направления государственной политики по поддержке малого бизнеса. Очень важно, что эти данные получены перед обсуждением проблематики малого предпринимательства на заседании Госсовета РФ, которое состоится в декабре с.г. Предприниматели давно ждут обновления основного закона о государственной поддержке малого предпринимательства. Результаты проведенного обследования, думаю, позволят ускорить этот процесс.
Иван Грачев, депутат Госдумы РФ:
Данные проведенного статистического обследования ценны и тем, что еще раз наглядно подтверждают: в России малые предприятия так же, как и везде, имеют более высокую производительность труда, более высокую фондоотдачу, шире используют высокие современные технологии, а капиталоемкость имеют даже более низкую, чем в других странах. Мы это предполагали и раньше. Но теперь это не предположение, а знание. И оно способно повлиять на принятие властных решений. Однако не надо впадать в эйфорию. Законодательство по малому бизнесу нуждается в совершенствовании. И тут нужно идти простым путем: отменять то, что мешает МП работать и развиваться, добиваться отмены налога на вмененный доход, внедрять упрощенную систему учета и контроля. Что касается государственной поддержки малого предпринимательства, не надо разрабатывать новый закон - лучше отменить неудачные положения в старом.
Евгений Бухвальд, зам директора Института проблем малого предпринимательства:
Работа, проведенная коллегами из Госкомстата, на мой взгляд, решает задачу формирования представления о малом бизнесе как макроэкономическом феномене. Ведь без объективной макроэкономической картины всякая политика в отношении малого бизнеса обречена оставаться случайным набором частных мер, не интегрирующихся в стратегию развития экономики страны в целом. Именно отсутствие серьезной информационно-аналитической базы и не позволяет сегодня вписать программы развития и поддержки МП в долговременные программы развития экономики, что было особенно заметно на т.н. программе Германа Грефа. С точки зрения итогов переписи, наиболее интересны материалы, касающиеся формирования и воспроизводства основного капитала и инвестиций в малом предпринимательстве. Но вот вопрос об источниках финансирования основного капитала остался непроясненным до конца, а это один из ключевых вопросов формирования материальной базы малого предпринимательства и возможности ее расширения. Недостатком представленного материала я считаю то, что в нем не учтена деятельность малых хозяйственных форм - предпринимателей без образования юридического лица. А это многочисленный, как мы знаем, отряд. Это скрывает многие детали реальной картины. Ощущается и отсутствие сведений о взаимодействии малых и крупных предприятий, о деятельности предприятий, которые не могут быть отнесены к малым по качественным ограничениям - имеющие долю госсобственности или собственности крупных предприятий. Они заведомо выведены за рамки малых предприятий, поскольку не могут рассчитывать на государственную поддержку. Но чтобы анализировать процессы в секторе малого бизнеса, деятельность всех видов малых предприятий должна учитываться. Может быть, следует организовать выборочные или региональные статистические обследования с использованием численных критериев определения малых предприятий?
Фаузия Фархутдинова, зампред Мосгоркомстата:
Как показала перепись, в Москве сосредоточено чуть больше четверти всех малых предприятий России. Общая их структура мало чем отличается от общероссийской. На их долю приходится около 30% розничной торговли и около 50% - оптовой. Довольно высока доля малых предприятий, занятых в сфере промышленного производства - около 10%. Как правило, они занимают ниши в тех подотраслях, где нет крупных предприятий, например, микробиологической промышленности, стекольном, фарфоровом производстве и т.п.
Вопрос: Откуда появилась цифра в 203 тысячи действующих малых предприятий в Москве?
Ф.Фархутдинова: Такой цифры я не знаю. В Москве всего зарегистрировано около 700 тысяч организаций. Из них действующих малых предприятий - около 181 тысячи. Их количество за последние годы практически не растет. Характерно, что в течение года около 45 тысяч предприятий всего лишь один раз дают о себе сведения и больше не появляются. Это происходит, как мы считаем, потому, что предприятия не ликвидируются в установленном порядке, когда в этом возникает необходимость. Их просто бросают на произвол судьбы, регистрируют новые, и по сути та же фирма продолжает действовать под новой вывеской. Интересное изменение показала перепись о составе работающих на малых предприятиях. Если в 1996 году постоянно работающих на них была только половина, то сейчас число постоянно работающих выросло до 80%. Это свидетельствует о возрастающей стабильности действующих малых предприятий.
Илья Хандриков, генеральный директор фирмы "Формика", президент Гильдии производителей профессиональной одежды Московской ТПП:
По городскому закону к малым относили предприятия с численностью работающих до 200 человек, если они заняты в промышленном производстве и строительстве. Фирма, которую я возглавляю, по московскому закону считается малой, а по федеральному - средней. Много ли таких предприятий в Москве и как это учитывается?
Ф.Фархутдинова: Таких предприятий, к счастью, немного, но с ними всегда возникает неразбериха.
Реплика с места: В Москве предпринималась попытка учесть налоговые поступления от малого бизнеса.
Ф.Фархутдинова: Такую попытку предпринимали не органы госстатистики, а Департамент развития и поддержки малого предпринимательства правительства Москвы. Его сотрудники с перечнем малых предприятий обратились в налоговую инспекцию, и там им дали соответствующие данные. Ими мы не располагаем.
Елена Емельянова, первый вице-президент Московского фонда поддержки МП:
Конечно, не может не радовать то, что выводы статистического обследования совпали с тем, что мы многие годы говорили, основываясь на экспертных расчетах. Но в ходе сегодняшней дискуссии меня не покидает чувство тревоги из-за выявляющейся зыбкости статуса малого предприятия. У федерального закона один критерий, у московского закона - другой. Прозвучало сомнение: 100 человек работающих - это малое предприятие или нет? Мы все время ссылаемся на западный опыт. А там ведь малые и средние предприятия не разделяют - это единая категория. В западных странах предприятия с численностью в 250 человек имеют определенные льготы. Если у нас нет закона о среднем бизнесе, то цифра в 100 работающих может и не оптимальна, но статистически она отражает ту группу предприятий, которым надо помогать. То же и с микропредприятиями: к таковым относят предприятия с численностью до 5 человек работающих. В некоторых странах - те, где 10 работающих. Поэтому у меня пожелание: очень аккуратно относиться к понятийному аппарату, особенно если в новых законопроектах будут рекомендации на этот счет. Мне кажется, что было бы правильно рекомендовать, чтобы предприятия с численностью до 200 работающих относились к сфере малого бизнеса.
И.Хандриков: Данные проведенного обследования могут стать хорошей основой для выработки государственных приоритетов в поддержке малого предпринимательства. Такая поддержка может осуществляться и за счет изменения критерия предельной численности работающих для предприятий того направления, в развитии которого государство заинтересовано. В мире это практикуется. Возьмите фарфоровые предприятия Японии или нефтяные США - для них планка поднята до 900 человек работающих!
Олег Второв, председатель Совета Общества купцов и промышленников России:
Те данные, которые мы обсуждаем, показывают, что многое, относящееся к сфере малого бизнеса, даже при таком, казалось бы, тщательном обследовании, осталось не учтенным. И здесь не последнюю роль сыграли изъяны нашей системы учета отчетности. Старая, советская система отчетности сломана. Новая пока еще в законченном виде не сформировалась. Надо приводить ее в порядок. Это не мелочь. Не так давно президент американской торговой палаты, выступая в Российской ТПП, прямо сказал, что пока у нас будет такая запутанная отчетность, никаких инвестиций не будет. Это меня задело. Я показал ему годовой отчет одной российской фирмы за 1914 год - всего на трех страницах, одну из которых занимало сопроводительное письмо. Он посмотрел и воскликнул: "Если вы будете вот так же вести отчетность, то у нас к вам не будет никаких вопросов!" Не надо изобретать велосипеды - надо просто менять законы.
Виктор Попов, руководитель Владимирского отделения РАРМП:
О необходимости ликвидации белых пятен в законодательной базе мы говорим уже не один год. Это острейшая проблема. Мы в регионах только из-за того, что отсутствует определение среднего бизнеса, теряем возможность привлечь значительные средства для поддержки предпринимательства. Почему же мы до сих пор никак не можем обновить даже закон о господдержке МП? В связи с этим хотелось бы услышать от представителя МАПа, почему так происходит и есть ли хотя бы рабочие наработки по определению критериев малого, среднего и крупного бизнеса.
3.Шипова: Работа по изменению закона о государственной поддержке малого бизнеса, по гармонизации нашего законодательства с законодательством Евросоюза ведется последовательно. Но довести до завершения новые законопроекты и поправки к старым нормативным актам пока не удается из-за сильного торможения на уровне других министерств и ведомств. Нам трудно согласовать с ними изменения в законах, которые мы предлагаем.
Андрей Насонов, зампред профсоюза предпринимателей "Лига свободы":
В рабочих документах, которые подготовлены к предстоящему заседанию Госсовета, дано определение среднего бизнеса. Но это только в рабочих материалах, законодательное оформление еще впереди.
Е.Бухвальд: Мы давно предлагали структурировать систему предпринимательства путем закрепления критериев определения среднего бизнеса, микропредприятий, семейных и ремесленных предприятий. Тут возможна система и количественных, и качественных признаков. Даже сейчас у меня в портфеле есть проект закона, в котором все это прописано. Но я считаю, что закон должен быть не о малых, средних, крупных и т.д. предприятиях, а о государственной поддержке предпринимательства. Вводя понятие среднего предприятия, мы расширим потенциальное поле соискателей этой поддержки. Но располагаем ли мы сегодня возможностями, чтобы это поле расширять? Если под поддержкой понимать только выдачу предприятиям бюджетных средств, то число соискателей надо не увеличивать, а уменьшать.
А.Иоффе: Подводя итоги сегодняшней дискуссии, хотелось бы прежде всего сказать большое спасибо нашим коллегам из федерального и московского комитетов по статистике за огромную работу, которую они провели по обследованию предприятий малого бизнеса. Я надеюсь, что мы еще не раз и очень внимательно проанализируем те данные, которые они получили. Думаю, что выражу общее мнение участников "круглого стола": государство должно больше внимания уделять проблемам совершенствования статистического учета. Мы, предприниматели, в этом очень заинтересованы. У работников статистической службы не очень богатая жизнь, и государство должно больше выделять ресурсов как финансовых, так и технических, чтобы с помощью такого рода исследований получать более адекватное представление о том, что происходит в экономике страны, тем более что в ней идут процессы сложные и динамичные.
Запись вели Валерий РОМАНЮК, Леонид САВЧЕНКО.