МОЛОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ВЗГЛЯД ИЗ СИБИРИ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
МОЛОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ВЗГЛЯД ИЗ СИБИРИ

Геннадий Пронченко, кандидат технических наук, в прошлом профессиональный нефтяник, в 1994 году вместе с партнерами создал предприятие по производству и переработке молока “Томмас”, ставшее сегодня одним из крупнейших молочных холдингов Западной Сибири. Информация о продаже предприятия привлекла к нему интерес отраслевых стратегических инвесторов, а после прошедшего 7 декабря в Москве “круглого стола” “Российская молочная перспектива-2005: проблемы инвестиций в молочную отрасль” о “Томмасе” заговорили в прессе. Сегодня Геннадий ПРОНЧЕНКО отвечает на вопросы Василия КОРЕННОГО. - Чем вы можете объяснить инвестиционную активность на российском молочном рынке? - Возможно, отчасти ситуацией, связанной с хронической нехваткой сырого молока, которая сложилась в последние годы. Она приводит к увеличению доли продуктов с более низким содержанием исходного сырья и стимулирует развитие безотходных технологий.

В этой ситуации компании, серьезно планирующие держаться на плаву, вынуждены инвестировать средства в новые технологии. И поскольку преломить общероссийскую тенденцию к снижению производства сырья вряд ли скоро удастся, этот процесс будет развиваться и дальше. - Как вы оцениваете перспективы молочного рынка Западной Сибири? Кто является основными его игроками? - Здесь все лежит в русле общероссийских тенденций. Заметно возрастают доли крупных игроков, и не только за счет новых продуктов. Они посадили мелкие заводы на голодный паек -- некоторые купленные ими районные предприятия превращены в молокосборные пункты, у других просто “забрали” молоко, предложив его производителям достойную цену или кредитуя их. Такого прессинга мелкие предприятия не выдерживают: ведь удельные затраты на производство у гигантов намного ниже, а их раскрученные бренды способствуют росту объемов продаж не только высокотехнологичной продукции, но и традиционных натуральных продуктов. Основными игроками западносибирского рынка на сегодня являются компания “Сибирское молоко” из Новосибирска, входящая в холдинг “ВБД”, омская компания “Манрос”, красноярская “Милко”, принадлежащая “Юнимилк”, а также наш холдинг “Томмас”. - Есть ли у региональных производителей хоть какая-то перспектива самостоятельного инновационного развития или они обречены быть объектами экспансии предприятий-“поглотителей”? - Наличие возможности самостоятельного инновационного развития вовсе не гарантия того, что вы не станете объектом отраслевой экспансии со стороны крупных игроков. Скорее наоборот, даже точно наоборот - развивая инновационное производство, вы привлекаете внимание стратегов и возбуждаете их аппетиты. И потом, что значит развиваться самостоятельно? Молочный бизнес не относится к разряду “шикарных”.

Внедрение новых технологий, обновление основных фондов, освоение новых рынков - это большие деньги, кредиты или инвестиции, которые необходимы единовременно. Остановиться на “переползании” из одного кредита в другой - значит растить свое детище малахольным. Многие так и делают, сохраняя иллюзию неприкосновенности акционерного пакета. А те, кто идет дальше, понимают, что единственный выход может быть только в инвестициях. Акционеры должны быть готовы к увеличению числа совладельцев, потому что альтернативы этому нет. Ведь если остановился, значит, отстал, потерял темп, потерял курс. По-моему, самое страшное - угробить свой бизнес собственной жадностью. И вообще, на мой взгляд, в бизнесе всегда побеждает сильный.

Если крупный игрок национального уровня поставит задачу купить тебя, создав условия, при которых выбора у тебя не останется, он это сделает. Все будет зависеть от того, интересен ли ему твой регион, фигурируешь ли ты в его стратегических планах и насколько ты зрелый предприниматель.

/Время новостей, 17.01.2005/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>