В Ярославле за минувший год отстроено новых и реконструировано уже имеющихся 80 торгово-офисных зданий. В городе наблюдается бум на строительстве крупных и средних торговых комплексов, в которых часть помещений отводится под офисы, боулинги, бильярдные, кинотеатры, парикмахерские, косметические кабинеты, фитнес-клубы, кафе-бары, рестораны и тому подобные фирмы. Инвестиции в возведение комплексов вкладывают как ярославские, так и московские предприниматели. При этом местные власти исходят не из расчета норм торговых площадей на одного жителя, как это было принято лет пятнадцать назад, а только из числа имеющихся в наличии свободных строительных площадок и инвесторов, готовых вложить средства в данное строительство или реконструкцию. Иными словами, действуют практически по принципу, открытому Маяковским: если торговые комплексы строят, значит это кому-нибудь нужно?
Статистика свидетельствует, что пока ожидания владельцев торговых центров оправдываются. В наиболее раскрученных торговых комплексах центра города стоимость аренды 1 кв. м площади довольно высокая. Эксперты утверждают, что срок окупаемости подобных сооружений в Ярославле - 4-7 лет в зависимости от их места расположения и количества вложенных в строительство денег.
Однако уже имеющимися торговыми центрами городской бизнес ограничиваться не собирается. На текущий и последующие годы намечено возведение новых комплексов. В стадии проектирования, сбора документации или начала строительства сегодня находятся еще по меньшей мере 20 торгово-развлекательно-деловых центров в разных районах города, в том числе самые крупные площадью 42 и 22 тысячи кв. м. Их намерены возвести московские инвесторы. В целом площадь всех планируемых к строительству центров может превысить 200 тысяч кв. м.
Безусловно, городу это дает немало плюсов. Появляются новые рабочие места, владельцы торговых центров обычно за свой счет обновляют инженерные коммуникации на близлежащей территории и проводят все необходимые работы по ее благоустройству. Конкуренция между центрами должна привести к снижению цен на товары и услуги и уменьшению стоимости аренды площадей для небольших фирм разной направленности.
Татьяна ТОРГАШОВА.