Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Россия выбирает

  номер 19(50) от 18.05.2000 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ ТРИЖДЫ

13 мая сего года новый Президент России Владимир Путин подписал Указ о создании семи округов на территории Российской Федерации во главе с полномочными представителями Президента России. Это Центральный округ (с центром в Москве), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск). Этим шагом он фактически начал проведение реформы нашей Федерации, на которую за годы своего президентства так и не решился Б. Ельцин.

ОДНАКО все новое - это хорошо забытое старое. Поэтому свою статью отелось бы начать с экскурса в нашу историю. 18 декабря 1708 г. самодержец всероссийский Петр I подписал указ, в котором говорилось: "Великий государь указал, по именному своему великого государя указу, в своем Велико-Российском государстве для всенародной пользы учинить 8 губерний и к ним расписать города". Ими стали Московская губерния с 39 городами, Ингерманландская (в последующем Санкт-Петербургская) с 29, Киевская с 56, Смоленская с 17, Архангелогородская с 20, Казанская с 71, Азовская с 77 и Сибирская с 30 городами.

В основе петровского деления на восемь губерний лежал план его предшественника - царя Алексея Михайловича о разделении России на восемь обширных военных округов. Главный смысл тогдашней губернской реформы состоял в максимальной мобилизации людских, материальных и финансовых ресурсов для создания сильных армии и флота, способных "прорубить окно в Европу", превратить Россию в могущественную империю.

Главными правителями губерний были сделаны новые должностные лица - генерал-губернаторы и губернаторы. Восемь первых петровских генерал-губернаторов и губернаторов были могущественными и влиятельнейшими людьми своего времени, ближайшими соратниками Петра I в проведении реформ. Все они, кроме Александра Меншикова ("счастья баловень безродный"), принадлежали к знатным российским родам Апраксиных, Голицыных, Салтыковых, Гагариных, Стрешневых...

Создавая губернии, Петр действовал по правилу: кто какой край завоюет, тот и губернатор. Поэтому первые губернаторы расширяли границы Российского государства. Управлять губерниями, во много раз превышавшими по размерам европейские государства, им было некогда. Это делали от их имени вице-губернаторы...

Предметы ведения и полномочия "правителей губерний" Петровского времени были довольно неопределенные. В круг их обязанностей, судя по практике губернаторской деятельности (в указах Петра об этом почти ничего не говорилось), входили: сбор с вверенных им территорий всех казенных налогов и проч., исполнение всех государственных повинностей, возложенных на губернию; своевременное предоставление определенного количества работников и рекрутов.

В ЭТОТ период, находясь в полном подчинении центра, губернатор внутри губернии, вопреки замыслу Петра I, все более становился полновластным хозяином.

Преемницей реформаторских идей Петра I была императрица Екатерина II. Исходя из идеи, что "целое только тогда может быть хорошо, когда части его находятся в устроении", она провела самую последовательную и удачную губернскую реформу в истории государства Российского. Подготовка этой реформы заняла целое десятилетие, а ее проведение также протекало в течение десятилетия. В 1775 г. Екатерина II ввела "Учреждение о губерниях", пойдя на серьезнейшую децентрализацию управления Россией. В основу нового административного деления страны был положен количественный принцип: в губернии должно было быть населения от 300 000 до 400 000 человек. Назначаемые императрицей государевы наместники или генерал-губернаторы выезжали в предполагаемые наместничества и в течение определенного срока (от 6 месяцев до 3 лет) создавали новую административную единицу государства: определяли границы, губернский центр, создавали новые органы местного управления. К 1781 г. было открыто 40 губерний, во главе которых встали наместники (генерал-губернаторы). В дальнейшем число губерний постоянно увеличивалось по мере присоединения новых территорий.

Государев наместник назначался непосредственно Екатериной II. Его главной обязанностью был надзор за исполнением законов, а также выполнением должностными лицами возложенных на них обязанностей. При этом наместнику передавались и функции прямого управления. Он становился начальником полиции, командовал местным гарнизоном и войсками, наблюдал за сбором податей и рекрутскими наборами, занимался "пресечением роскоши и расточительства, обузданием жестокости", отвечал за благоустройство вверенной территории.

По общему правилу наместникам полагалось быть во всякой губернии. Однако недостаток опытных и преданных императрице кадров, способных провести реформу, внес коррективы в первоначальные планы. Наместники назначались не во все губернии, а по одному на 2 - 3 и более губерний, и в тех губерниях, где генерал-губернатор отсутствовал, их функции выполняли губернаторы (или правители наместничества).

Постепенно за генерал-губернаторами (наместниками) все больше закреплялись функции надзора и контроля - "ока государева", а губернаторы (правители наместничества) осуществляли функции непосредственного управления. Губернаторы назначались императрицей по представлению генерал-губернатора.

У Петра I и Екатерины II было одно общее качество. Для проведения реформ они очень тщательно подбирали людей, которым надлежало быть не просто исполнителями воли монарха, но и творческими личностями, способными действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принимаемые решения. Поэтому большинство губернаторов их времени были выдающимися личностями, вписавшими немало славных страниц в историю России.

С XIX в. и вплоть до февраля 1917 г. с введением в России министерской системы наместничества и генерал-губернаторства сохраняются только на окраинах Российской империи. Центральная часть России управлялась посредством губерний, каковых насчитывалось к началу ХХ века около 80. Генерал-губернаторства в основном учреждались на окраинах: на завоеванных и присоединенных к России территориях. К началу ХХ века в составе Российской империи были Варшавское, Степное, Иркутское, Приамурское, Туркестанское генерал-губернаторства и наместничество на Кавказе. Великое Княжество Финляндское управлялось также генерал-губернатором. Генерал-губернаторы были также в Санкт-Петербурге и Москве. В годы Первой мировой войны, кроме того, существовало военное генерал-губернаторство областей Австро-Венгрии, "занятых по праву войны". Территория, занимаемая генерал-губернаторствами и наместничеством, составляла более половины территории Российской империи.

Губернаторы центральных губерний управляли на общих основаниях и были непосредственно подчинены Министерству внутренних дел. Генерал-губернаторы и наместники опирались не только на общие законы Российской империи, но и руководствовались специальными нормативными актами, регулировавшими управление новой территорией. Им непосредственно были подчинены как гражданские, так и военные губернаторы, находившиеся на подведомственной им территории. Многие генерал-губернаторы обладали диктаторскими полномочиями, их называли "вице-императорами" (особенно на первых этапах после присоединения территории к России). Они проводили волю царя, его законы на данной территории, осуществляли надзор и контроль за деятельностью губернаторов и других должностных лиц (включая представителей центральных министерств). На территории этих генерал-губернаторств не вводились, к примеру, земские учреждения, не действовали судебные уставы и т.п. То есть это была во многом чрезвычайная, временная, полувоенная система управления, которая растягивалась порой на целое столетие.

Данная система управления зарекомендовала себя довольно успешно в отношении тех территорий Российской империи, которые были ниже по уровню развития, чем коренные русские губернии. Что же касается таких регионов, как Польша, Финляндия, Прибалтика, где уровень развития был выше, чем в России, то их (несмотря на значительные уступки: автономия, предоставление Конституции и т.д.), так и не удалось к началу XX в. органично интегрировать в состав Российской империи. В ходе революционных потрясений 1917 - 1919 гг. они вышли из состава России.

Необходимо также отметить, что в Российской империи, кроме губерний и генерал-губернаторств, было еще внегубернское управление. Оно осуществлялось центральными министерствами и ведомствами по специальным округам. Такие округа существовали в военной области, по горной частично соляной части, по таможням, по коннозаводству, по просвещению, по путям сообщения, по церковному управлению.

Вторая попытка изменить традиционную систему управления страной была предпринята в 1957 г. во времена Н. Хрущева. К тому времени сталинская централизованная система управления экономикой Советского Союза показала свою неэффективность. На февральском (1957 г.) Пленуме ЦК КПСС был обсужден вопрос "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством". Пленум, по предложению Хрущева, предложил изменить формы управления промышленностью и строительством и организовать управление по основным экономическим административным районам страны, создав в них советы народного хозяйства ( совнархозы).

В мае 1957 г. сессия Верховного Совета СССР приняла закон о создании на местах советов народного хозяйства, которым предписывалось ведать экономикой в своих регионах. Всего в стране было создано 105 совнархозов, из них 7 - в РСФСР, 9 - в Казахстане, 11 - на Украине, 4 - в Узбекистане. В остальных республиках было создано по одному совнархозу. В этих республиках председателем совнархоза стал председатель совета министров. Теперь Госплан отвечал только за общее планирование и координацию планов, за распределение между республиками важнейших фондов.

Таким образом, была предпринята попытка уравновесить доминирующий до этого времени отраслевой принцип управления народным хозяйством территориальным, дать значительно большую экономическую самостоятельность союзным республикам, а также краям и областям, входившим в их состав. Причем для того, чтобы ослабить влияние бюрократии как центральной, так и местной решено было создавать совнархозы не по административно-территориальному принципу, а в основном по укрупненным экономическим регионам. На первых порах эта реформа дала положительные результаты и заметно оживила развитие промышленности за счет развертывания горизонтальных связей между регионами и их освобождения от мелочной опеки центральных ведомств.

ОДНАКО уже вскоре сложилась мощная оппозиция против нововведения во главе со столичной бюрократией, не желавшей делиться неограниченной властью и переезжать на новое место работы в провинцию. Реформой было недовольно и партийное руководство, опасавшееся, что вслед за "либерализацией" в экономике могут начаться и нежелательные процессы в политической области, затрагивающие монополию КПСС на власть.

Кроме того, через некоторое время, особенно к концу 50 - началу 60-х гг. стало все более очевидным, что совнархозы оказались инородным телом в сверхцентрализованной плановой экономике. Островки новых экономических отношений на отдельных территориях не выдерживали конкуренции с отраслевыми гигантами-министерствами. Отсутствие рыночных отношений не оставляло никаких шансов на успех у разумного начинания. Создание совнархозов привело к нарушению сложившихся хозяйственных связей между предприятиями экономических районов, руководство отраслями промышленности оказалось раздробленным по многочисленным районам. Экономика СССР, организованная по принципу "единого гигантского завода", была органически чужда территориальному принципу управления. Руководители целого ряда совнархозов были обвинены в местничестве, в 1965 г. совнархозы были упразднены. Страна полностью вернулась к отраслевому принципу управления. Опыт создания укрупненных экономических районов был предан забвению.

И вот теперь третья попытка.

Напомним, что после ликвидации монополии КПСС на власть, в России в 90-е годы сложилась принципиально новая система управления при сохранении прежнего административно-территориального деления. После августа 1991 г. Президент России Б. Ельцин получил от Съезда народных депутатов РСФСР чрезвычайные полномочия, в том числе по формированию исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. И Ельцин заменил большинство председателей исполкомов областных (краевых) советов народных депутатов новыми главами администрации субъектов РФ. При этом он получил право сделать это только один раз. В случае ухода в отставку главы администрации должны были быть назначены выборы руководителя региона. Единственное исключение составили руководители республик в составе Российской Федерации, которые с самого начала избирались всенародно.

Одновременно был создан институт представителя Президента РФ в каждом из 89 субъектов Федерации. С точки зрения науки управления это было не логично, ибо и главу администрации, и представителя Президента РФ назначал сам Президент. В действительности Б. Ельцину не удалось сразу сместить с руководящих постов в регионах "старую номенклатуру" и поставить руководителей реформистской направленности (да и найти среди реформаторов, в основном, представителей интеллигенции, опытных управленцев было не так-то просто). Поэтому он был вынужден на первых порах приставить ко многим бывшим первым секретарям обкомов или председателям исполкомов своих "наблюдателей". Не было института представителей Президента только в большинстве республик в составе Российской Федерации.

Во многих регионах в первые годы глава администрации и представитель Президента находились в антагонистических отношениях, ибо их позиции к проводимым из центра реформам были противоположными.

Представители Президента неоднократно ставили вопрос об отстранении ряда глав администраций от занимаемой должности в связи с "саботажем реформ" и "прокоммунистической деятельностью". Но за них начал заступаться Съезд народных депутатов РСФСР, который все сильнее переходил в оппозицию к Ельцину и проводимому им курсу. Более того, Съезд неоднократно ставил вопрос об упразднении института представителя Президента РФ в регионах как параллельной структуры, дублирующей деятельность главы администрации. Президенту с огромным трудом удалось отстоять этот институт. Одновременно он шел на все большие уступки главам администраций, все чаще меняя неугодных им представителей Президента.

В 1993 г. Б.Ельциным были сняты с занимаемых должностей руководители ряда краев и областей. В Орловской, Смоленской, Брянской и некоторых других областях впервые прошли выборы глав администраций, победу на которых одержали представители левой оппозиции. Это показало, что выборы руководителей регионов во многих случаях не могут контролировать из центра. Одновременно стало ясно, что выборы глав субъектов Федерации разрушают вертикаль исполнительной власти, ибо новые руководители зачастую отказывались напрямую подчиняться Президенту и Правительству.

ПРЕЗИДЕНТ встал перед выбором, что делать дальше: сохранять вертикаль исполнительной власти, либо идти на выборы губернаторов? В 1995-1996 гг. накануне выборов в Государственную Думу, а затем и Президента страны при утверждении законов о выборах депутатов Госдумы, Президента и формировании Совета Федерации был достигнут компромисс. При выборах в Думу сохраняются партийные списки, по которым избирается половина депутатов. В неизменном виде проходят и выборы Президента России. Зато Совет Федерации второго созыва не выбирается как первый, а формируется по должности: из руководителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. При этом все члены Совета Федерации должны быть избраны в своих субъектах Федерации до 31 декабря 1996 г., иначе они теряли мандат сенатора.

Этот компромисс во многом обеспечил победу Б.Ельцину на президентских выборах 1996 г., но зато привел к потере "вертикали исполнительной власти". В 1996 г. прошли выборы глав администраций и руководителей республик более чем в 60 субъектах Федерации и почти в половине из них "назначенцы" Б. Ельцина потерпели поражение. Во многих регионах к власти пришли руководители левой ориентации.

Начиная с 1997 г., стала быстро ослабевать закрепленная в Конституции РФ единая система исполнительной власти Российской Федерации (ст.77). Главное, что удерживало целый ряд губернаторов от прямого неповиновения федеральной власти, - это сильная экономическая и, особенно, финансовая зависимость от центра. В этих условиях Президент РФ предпринимает попытки уравновесить ситуацию, сохранить институт губернаторства под своим контролем.

Для этого Президент встает на защиту института местного самоуправления как сдерживающего противовеса институту губернатора в регионах. Так называемое "удмуртское дело" в защиту отстраненного от должности мэра г. Ижевска Салтыкова, которое Б. Ельцин выиграл в Конституционном суде России, - была первая ласточка в поисках нового союзника федеральных властей.

Далее Президент стремится усилить институт представителя Президента РФ в регионах. Последнему передаются новые функции координации, а фактически руководства всеми федеральными структурами (включая силовые) в субъекте Федерации. А таких федеральных структур в регионе насчитывается около 40 и в них работает несколько тысяч чиновников, порой больше, чем в администрации региона.

Однако Б. Ельцин все слабее влияет на ситуацию в регионах, во многих из которых к этому времени складываются режимы личной власти руководителя субъекта Федерации, или другими словами, патерналистские режимы. И начинается правовой, политический и экономический беспредел. Первая "проба сил" происходит в Приморье, где в 1997 г. Е. Наздратенко в своей войне с В. Черепковым исчерпал терпение федерального центра. С подачи "молодых реформаторов" А. Чубайса и Б. Немцова Президент предпринимает попытку отстранить "строптивого" губернатора от занимаемой должности. Но оказывается, что в ельцинской Конституции "забыли" прописать "институт федерального вмешательства", который позволил бы это сделать. На защиту Е. Наздратенко становится Совет Федерации, который принимает обращение с требованием оставить в покое избранного населением Приморского края губернатора. Корпоративная солидарность берет верх перед "лояльностью" Президенту. Тогда администрация Президента назначила руководителя Управления Федеральной службы безопасности по Приморскому краю по совместительству представителем Президента РФ в Приморье и "замкнула" на него все финансовые потоки, поступающие из федерального центра. Однако это не привело к уходу в отставку губернатора, федеральный центр расписался в своем бессилии "навести порядок" в Приморском крае. А на последующих губернаторских выборах "гонимый" федеральным центром Е. Наздратенко одержал ошеломляющую победу.

Постепенно институт представителя Президента становится "разменной картой" в политической борьбе. Так, в 1996 г. Б.Ельцин разрешает новому губернатору Саратовской области Д. Аяцкову устранить институт представителя Президента на территории области. А в Тамбовской области назначает мэра г. Тамбова В. Коваля по совместительству представителем Президента.

Во второй половине 90-х годов в связи со сложной ситуацией на Северном Кавказе был введен институт представителя Президента по ряду субъектов Федерации данного региона (в основном по тем республикам, где ранее такого представителя не было). Эту должность занял П. Марченко, бывший губернатор Ставропольского края. Однако не очень авторитетная личность представителя Президента и крайне размытые полномочия очень скоро привели к ситуации, когда П. Марченко не столько представлял интересы федерального центра в регионе, сколько был "лоббистом" интересов регионов в Москве.

В период пребывания А. Чубайса на должности главы администрации Президента была подготовлена реформа, аналогичная нынешней, с введением "кустового принципа" работы представителей Президента по укрупненным округам. Однако Б. Ельцин так и не решился на проведение этого преобразования.

В 1999 г. при активном участии Государственной Думы Президент внес в рассматриваемый тогда Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" целый ряд поправок, предусматривающих введение "института федерального вмешательства". Речь шла о законодательном закреплении права Президента до решения Верховного Суда России отстранять от занимаемой должности губернатора, если последний грубо нарушает Конституцию России, федеральные законы, указы Президента. Совет Федерации отклонил законопроект с этими поправками. Тогда Государственная Дума хотела пойти на преодоление "вето" верхней палаты парламента с тем, чтобы Президент затем подписал данный закон без Совета Федерации (что позволяет делать Конституция РФ). Однако в преддверии предстоящих в 2000 г. президентских выборов Б. Ельцин отказался это сделать, не желая обострять отношения с руководителями регионов.

В то же время постепенно избранные губернаторы почти повсеместно добивались от Президента замены "неудобных" представителей Президента на лояльных себе. Институт представителя Президента фактически превратился в "придаток" губернаторской власти.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что давно назрела корректировка развития федеративных отношений. По сути Россия сегодня стоит на пороге важного выбора в системе государственного управления: либо по сложившейся традиции решения центральной власти будут реализовывать государственные структуры регионов (на чем настаивают руководители субъектов Федерации), либо в субъектах РФ возникнут два контура государственного управления: вопросы федеральной компетенции будут самостоятельно решать структуры федеральных органов власти, а по вопросам региональной компетенции будет действовать система органов власти субъекта Федерации.

ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ решение существующих проблем также тесно связано с тем, будет ли реально осуществлен переход от отраслевого принципа управления экономикой к территориальному и функциональному.

Решение этих задач требует прежде всего реформирования системы, структуры и функций территориальных и федеральных органов исполнительной власти.

Указ Президента - первый важный шаг в этом направлении. Он позволяет создать по сути новый институт полномочных представителей Президента по "кустовому" принципу: в семи укрупненных регионах Российской Федерации. Главной задачей данных представителей станет надзорная, контрольная функция за выполнением в регионах Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента. Кроме того, на них будет возложена функция по подбору и расстановке кадров в территориальные управления федеральных органов власти. И, наконец, они будут обеспечивать интересы национальной безопасности в регионах. Последовательное проведение данного преобразования позволит многое.

Во-первых, сконцентрировать усилия территориальных отделений центральных министерств и ведомств на эффективном осуществлении федеральных предметов ведения и полномочий, устранить их мелочное вмешательство в прерогативы регионов. Это также даст возможность серьезно сократить как чрезмерно большое представительство федеральных структур в регионах (по нашим подсчетам, вместо сорока вполне достаточно 10-15 федеральных представительств в регионах), так и непомерно разросшуюся численность самих федеральных чиновников.

Во-вторых, вывести полномочного представителя Президента РФ из-под влияния конкретного руководителя региона, сделав его действительно самостоятельным и независимым в своих действиях, превратив его в полномочного представителя интересов центра в регионах. Такой представитель Президента мог бы:

- активизировать работу по приведению законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с нормами федеральных Конституции и законодательства. Президент России В. Путин уже направил первое письмо президенту Башкирии М. Рахимову с предложением привести башкирскую Конституцию в соответствие с Основным Законом России;

- вести контроль за выполнением федеральных Конституции и законов представителями органов власти субъектов Российской Федерации, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, функционированием демократических институтов во всех регионах;

- координировать и направлять работу территориальных отделений федеральных органов власти на решение важных проблем не только отдельного субъекта Федерации, но и межрегиональных проблем целого региона, всемерно поддерживать деятельность межрегиональных ассоциаций социально-экономического сотрудничества.

Чтобы не повторять старых ошибок и не сделать институт представителя Президента в округе формальным, необходимо четкое юридическое оформление статуса этого представителя; подбор на эти семь должностей высокопрофессиональных и авторитетных руководителей как в центре, так и в регионах; возможность представителю иметь прямой контакт как с Президентом, так и с председателем Правительства России.

Полагаю, что с федеральной властью, в том числе и с представителем Президента, в регионах будут больше считаться, если будет законодательно введен "институт федерального вмешательства".

В настоящее время Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике готовит соответствующий законопроект. Государственная Дума также готовит свои законодательные предложения по изменению порядка формирования Совета Федерации, по реформе межбюджетных отношений, что также значительно укрепит Российскую Федерацию.

Хотелось бы верить, что в данный переломный момент как у федеральных, так и у региональных органов власти хватит политической воли последовательно провести столь необходимые для страны реформы, опираясь и на положительный опыт отечественной истории.

Владимир ЛЫСЕНКО, заместитель председателя Комитета ГД РФ по делам Федерации и региональной политике, доктор политических наук, профессор.

КСТАТИ

Указом о создании семи федеральных округов Владимир Путин "продемонстрировал свою позицию по укреплению государственности", заявил вчера руководитель группы "Народный депутат" в Госдуме Геннадий Райков. Это, по его мнению, дает возможность президентской власти более активно и действенно участвовать в управлении страной.

Г. Райков сообщил, что в ближайшее время в Думе будут рассмотрены законопроекты, ужесточающие ответственность за исполнение законов. Из 89 субъектов РФ более чем в 40 законодательные акты не соответствуют Конституции РФ, и никто не несет за это ответственность.

Примечание. В данной статье выражена позиция автора, а не Комитета ГД РФ по делам Федерации и региональной политике. /"Российская газета", 16 мая/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 14.12.2018
    USD66,2550-0,1675
    EUR75,3916+0,1748
    E/U1,1379+0,0055
    БВК70,3665-0,0135
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2018 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности