ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ КОСЕРВАТИЗМ?


 оглавление     следующая статья >>
ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ КОСЕРВАТИЗМ?

ВЗГЛЯД КОНСЕРВАТОРА

Вся нынешняя полемика вокруг ставшего вдруг модным слова "консерватизм" обнаружила не то непонимание его смысла, не то злостное нежелание участников этой дискуссии прямо сказать, о каких именно ценностях идет речь - что, собственно, предлагается "консервировать". Интеллектуалы вытаскивают на свет забытые имена и громоздят рассуждения, но легче не становится.

Уже более-менее оформились два лагеря консерваторов в лице авторов Серафимовского манифеста и новой команды еженедельника "Консерватор", а народ между тем безмолвствует и просто сохраняет традиционный уклад жизни.

Теоретики пытаются определять консерватизм через отношение к собственности, а население между тем практикует консерватизм через отношение к семье, труду, природе, стране, детям и родителям.

Элиты опасаются, что "неправильный" консерватизм приведет к интеллектуальному и политическому удушью, а люди между тем практикуют долготерпение.

Умные люди сожалеют о том, что российская проповедь "либерализма истоков" была лишена консерватизма, а "пришедшие с холода", навеянного этим самым "либерализмом истоков", подростки практикуют - прямо по Достоевскому - вполне традиционное кидание в крайности: "... способности их (юношей) действительно угрожают развиться к худшему - или в молчалинское подобострастие, или в затаенное желание беспорядка. Но это желание беспорядка - и даже чаще всего - происходит, может быть, от затаенной жажды порядка и "благообразия".

Учредители Серафимовского клуба, ориентированные, если верить их заявлениям на правоконсервативную идеологию, взывают к здоровой части элиты, а правда жизни между тем состоит в том, что в стране фактически не осталось национально-ориентированной элиты.

Кстати, Достоевский тревожился о судьбе подростков, а заодно и России именно в связи с тем, что ввиду несостоятельности элит оказались разрушенными точки стабильности, порядочности, добросовестности и трудолюбия, которые традиционно притягивали лучшую часть нового поколения. Теперь, пишет Достоевский, "и примкнуть почти не к чему".

Так, может, Бог с ними, с элитами? Может, поискать консерватизм в другом месте? Скажем, среди молодых выпускников юридических вузов, которые вместо аспирантуры или адвокатских контор идут работать в милицию. Среди из последних сил сохраняющих достоинство офицеров, среди учителей и врачей, которые в Богом забытых местах выполняют свой профессиональный и человеческий долг. Учат и лечат, да еще и всякие клубы для детей умудряются организовывать. Может, пора обратить свой взор туда, где консерватизм живет и побеждает не в виде манифестов и идей, а на практике.

Прошлым летом, приехав в город Беломорск (это на берегу Белого

моря), я познакомилась с учительницей истории. Помимо школы эта средних лет женщина работает еще в лаборатории экспериментальной археологии, где дети, ученики 6-11-х классов, практикуют образ жизни первобытных людей, в том числе изготовление орудий труда, высечение огня и всякое другое. По итогам этой научной работы был сделан вывод о том, что первобытные люди тратили на борьбу за существование далеко не все свое время и силы, но имели возможность еще и заниматься искусством и думать о вечном.

Внешний облик Беломорска - невзрачные дома, пустые улицы, поросшие лопухом пустыри в центре города. Жизнь сосредоточена вокруг порта, а непричастные к ней перебиваются на маленькие зарплаты работников бюджетной сферы. С голоду, однако, не умирают: летом запасают дары леса, ловят рыбу и разводят огороды. Частенько землю приходится приносить издалека, так как город расположен на каменистой породе.

Словом, город живет так же, как и вся российская провинция. С точностью до деталей, зависящих от климатических особенностей. Все эти в буквальном смысле живущие на подножном корму люди растят детей, хоронят стариков, хранят семейные предания, продолжают работать за издевательскую зарплату и копать свои огороды. Это те самые люди, трудом которых было создано все то, что еще осталось в нашей стране. А теперь именно они консервируют устои и традиционные ценности, на которых, собственно, и держится жизнь. /Известия, 26 февраля /


 оглавление     следующая статья >>