НОВЫЕ МИНИСТРЫ ЗНАЮТ, КАК РАСПОРЯДИТЬСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕНЬГАМИ В ИНТЕРЕСАХ ПРЕЗИДЕНТА

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
НОВЫЕ МИНИСТРЫ ЗНАЮТ, КАК РАСПОРЯДИТЬСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕНЬГАМИ В ИНТЕРЕСАХ ПРЕЗИДЕНТА

Помимо премьера Михаила Фрадкова и его зама Александра Жукова в новом правительстве оказалось шесть министров - дебютантов.

МИНИСТР ДЛЯ БЕДНЫХ И БОЛЬНЫХ

В ряду нестандартных решений по реорганизации правительства есть одно супернестандартное. А именно - сгрузить в одно ведомство две самые острые из не решенных властью проблем: как лечить народ и как вытаскивать его из бедности. Небанален и выбор персонажа, которому поручено привести в чувство здравоохранение и "социалку". Главным реаниматором назначен экс-глава Пенсионного фонда России Михаил Зурабов.

Стаж чиновничьей работы у нового министра здравоохранения и социального развития невелик: пять месяцев - первым замминистра в "старом" Минздраве (с мая по октябрь 1998 года), чуть больше - советником президента Ельцина (октябрь 1998 - май 1999-го). Зато впечатляет его опыт управления крупными финансовыми потоками во взаимодействии с властными структурами. В замминистры

Зурабов пришел с должности гендиректора частной страховой компании МАКС, пропускающей через себя весомую часть средств обязательного медстрахования (по сути, государственных денег). А посидев всего полгода в президентских советниках, получил в ведение куда более крупные (и тоже государственные) финансы - пенсионные. Наблюдатели, отслеживавшие предпринимательский путь Зурабова, говорят, что менеджер он гениальный, однако ж не каждому гению власть доверяет распоряжаться сотнями миллиардов рублей: Кстати, недруги обвиняли Зурабова в разбазаривании пенсионных денег, но результаты проведенной несколько лет назад аудиторской проверки возглавляемого им фонда так и не были преданы гласности.

Михаил Зурабов известен не только своими финансовыми талантами и способностью ладить хоть с Ельциным, хоть с Путиным, но и немалыми реформаторскими амбициями. Именно он был одним из инициаторов преобразования распределительной пенсионной системы в накопительную. Новые пенсионные законы продавливались через Думу под аккомпанемент предсказаний, что в противном случае лет через 10 лет пенсии платить будет не из чего. Правда, сегодня Зурабов уже не утверждает, что накопительная система спасет от кризиса. Тем более если будет снижен единый соцналог с сокращением отчислений в Пенсионный фонд. В этом случае, предсказывает Зурабов, неизбежно придется повышать пенсионный возраст. А вот подтянуть среднероссийскую пенсию, составляющую сегодня треть средней зарплаты, до цивилизованного стандарта (50-60 процентов зарплаты) совсем не обещает. Говорит, что для этого новую пенсионную систему нужно дорабатывать и дорабатывать. Тем не менее готов параллельно отвечать, по крайней мере, за еще один глобальный проект - реформу здравоохранения.

В принципе план преобразований готов. Он состоит из двух частей: реформа обязательного медстрахования и структурная перестройка всей системы здравоохранения. Предложения по первой части готовились в недрах Минэкономразвития при активном участии Зурабова. Над второй работала группа экспертов, в которую, как говорят, входил и Владимир Стародубов (в 1998-1999 годах возглавлявший Минздрав, а после отставки с поста министра - Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения). С медстрахованием, судя по всему, Зурабов планирует разбираться сам: финансовые потоки как-никак.

А Стародубову, которого прочат в его замы, предстоит курировать реструктуризацию. Задача непростая: здравоохранение - практически единственная сфера, реформы в которой вообще не начинались. Плюс сильнейшее сопротивление, которое уже на стадии обсуждения реформы оказывают медицинские руководители всех уровней, заинтересованные в сохранении своих клиник-коек-статусов:

Но медициной и пенсиями дело не ограничится. Зурабовскому суперминистерству предстоит заниматься и реформой социальных льгот. И изменением системы оплаты труда в бюджетной сфере. И затыканием дыр в фонде социального страхования: Инвалиды, многодетные, безработные: Есть жалобы? Все - к Зурабову!

ИЗ ТРЕТЬИХ

На ниве публичной дипломатии Сергей Лавров, последние 10 лет проработавший полпредом в ООН, был третьей по величине фигурой после президента и министра иностранных дел. По случаю нового назначения Лаврова Генсек ООН Кофи Аннан выступил со специальным заявлением, в котором "с огромным уважением" отозвался о его профессионализме.

Обычный порядок в ООН: работающие здесь дипломаты получают инструкции из своих столиц. Однако в случае с Лавровым, как свидетельствуют его коллеги, часто все происходило наоборот. Особенно успешным для Лаврова был 2003 год, когда ООН одобрила рекордное количество российских инициатив. В частности, Лавров был одним из инициаторов создания так называемой "Группы высокого уровня по реагированию на новые угрозы, вызовы и изменения", в состав которой от России вошел Евгений Примаков. Могло ли слово Примакова, сыграть роль в назначении Лаврова? Возможно. Однако многие считают, что его заприметил сам президент во время Саммита тысячелетия в Нью-Йорке четыре года назад.

В кулуарах здания на Ист-Ривер о Лаврове говорят, как о "колоритной и независимой фигуре". "Высокий брюнет со спортивной походкой, неизменно элегантный - глядя на него, вы часто забывали о том, что перед вами - русский" - так отозвался о Лаврове в интервью французской "Монд" один африканский дипломат. Другие же вспоминают, что, если Лаврову было скучно на заседаниях Совбеза, он вставал и шел в ооновский бар, где заказывал чашку кофе эспрессо и стакан виски, заодно демонстративно игнорируя введенный Кофи Аннаном запрет на курение в здании. Свободный от условностей и предрассудков, Лавров много и охотно общался с журналистами.

Когда же дело доходило до важных дискуссий в Совбезе, Лавров бывал предельно педантичен. В ООН вспоминают, как во время обсуждения резолюции, дававшей Саддаму "последний шанс", Лавров буквально построчно выверял текст документа на предмет соответствия международному праву, повергая коллег в изумление.

Считается, что как дипломат Сергей Лавров сформировался в ту эпоху, когда первым человеком в здании на Смоленской площади был Эдуард Шеварднадзе. Между тем сегодняшняя мидовская верхушка почти полностью сформирована Игорем Ивановым, который, кстати, четыре года назад, когда решался вопрос о российском полпреде в евроструктурах, продвигал на этот пост отнюдь не Михаила Фрадкова.

"Захочет ли Сергей Викторович опереться на кадровый ресурс Игоря Сергеевича - неизвестно", - многозначительно заметил в этой связи один мидовский чиновник. Впрочем, сам Лавров уже предупредил, что никаких принципиальных изменений в российской внешней политике не предвидится. Тем более что ее, как и прежде, будет определять лично президент страны. Так-то оно так. И все же: не торопится ли Сергей Викторович? Потому что главное изменение связано-таки с новым назначением Иванова, которому аналитики - ох, как легкомысленно! - прочат постепенное соскальзывание с громкой совбезовской дол-жности на тихую посольскую. А ну как не будет этого! Напротив, Совбез во главе с Игорем Ивановым вполне способен отобрать часть нынешних мидовских прерогатив, став важным инструментом внешнеполитического планирования в сфере безопасности.

НАУКА ИЛИ "КОШЕЛЕК" ?

Назначение Андрея Фурсенко на должность главы новообразованного Министерства по науке и образованию не вызвало широкого общественного резонанса. Ведь Фурсенко работал и в прежнем кабинете: полгода исполнял обязанности министра. Между тем к Фурсенко стоит приглядеться внимательнее: есть основания считать, что он не просто рядовой министр, а лицо, особо приближенное к президенту.

За плечами у 54 -летнего Андрея Фурсенко, выходца из академической среды, блестящая научная карьера в городе на Неве. После окончания в 1971 году Ленинградского госуниверситета он почти 20 лет работал в Физико-техническом институте имени Иоффе. За это время успел защитить последовательно кандидатскую и докторскую диссертации и вырасти от стажера до заместителя директора по научной работе. Как сказал нам в приватной беседе один его бывший коллега, "в те годы в алферовском институте просто так званий и должностей не давали".

С началом рыночных реформ активный и успешный ученый уходит в бизнес, связанный с инновациями и высокими технологиями. С 1991 по 1993 год он вице-президент АО "Центр перспективных технологий и разработок". Затем семь лет возглавлял Региональный фонд научно-технического развития Санкт-Петербурга. С 2000 по 2001 год являлся председателем Научного совета фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". Говорят, многолетнее руководство всевозможными фондами существенно изменило в лучшую сторону материальное положение ученого Фурсенко, а главное - позволило ему обзавестись весьма ценными с точки зрения будущего карьерного роста знакомствами. Прежде всего с тогдашним руководящим сотрудником мэрии Владимиром Путиным.

В начале февраля, вступив в президентскую гонку, Иван Рыбкин обнародовал целый ряд фамилий людей, которых он назвал "кошельком президента". Среди них - Юрий Ковальчук, которого "МН" представляли в N 4 за этот год. Любопытно, что Ковальчук и Фурсенко в одно и то же время работали в Институте имени Иоффе, оба одновременно ушли в бизнес. Более того, именно Ковальчук возглавлял тот самый "Центр перспективных технологий и разработок", вице-президентом которого был Фурсенко. Поскольку известно, что знакомство Ковальчука и Путина относится к началу 90-х, можно предположить, что именно через Ковальчука с будущим президентом познакомился и Фурсенко.

А тандем Фурсенко - Ковальчук шел по жизни и дальше: с 2000 года оба они возглавили фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". Именно из этого фонда Фурсенко год спустя был взят на работу в Москву в Минпромнауки на должность замминистра. То назначение прошло достаточно незаметно: мало кто связал его с желанием президента приблизить к себе "доверенного" человека из Питера.

Надо сказать, в Москве президентский назначенец успел заработать неплохую репутацию. С большим энтузиазмом возвышение своего бывшего и. о. восприняли в реформируемом Министерстве науки, промышленности и технологий. А вот в тех кругах, которые связаны с образованием, прихода Фурсенко ожидают с опаской. В этой области новый министр мало чем известен. Сам Фурсенко, похоже, пока смутно представляет, что ему делать с образованием. Во всяком случае, он уже успел заявить, что вопросы промышленности ему гораздо ближе. Пообещав, правда, при этом, что 90 процентов времени посвятит проблемам образования.

Впрочем, если версия об особых отношениях с президентом верна, то перспективы Андрея Фурсенко на посту министра мало будут зависеть от конкретных результатов в реформировании науки и образования. Оценивать его глава государства будет совсем по другим критериям.

В КОНСЕРВАТОРИИ ПОПРАВИЛИ

Появление ректора Московской государственной консерватории Александра Соколова на посту министра культуры и информации РФ стало неожиданностью для многих: в аппаратной колоде Минкультуры он даже не рассматривался. Однако многие коллеги Александра Сергеевича, осведомленные не только в классической музыке, но и в гармонии высших сфер, утверждают, что в назначении Соколова особую роль сыграл Сергей Ролдугин, некогда концертмейстер виолончелей в оркестре Мариинского театра, а с недавних пор - тоже ректор консерватории, но в Санкт-Петербурге. А также давний друг Владимира Путина, крестный отец одной из его дочерей и неформальный советник Владимира Владимировича в вопросах музыкальной культуры.

"Мы с Вовкой после работы в филармонию иногда ходили, - вспоминал Ролдугин в книге "От первого лица: разговоры с Владимиром Путиным". - Он меня спрашивал, как правильно слушать симфоническую музыку". Видимо, объяснения Ролдугина даром не пропали...

Александр Соколов тоже родился в Питере. Но с конца 60-х, поступив в МГК, он более не покидал стен своей alma mater. Начинал как скрипач, продолжил как музыковед (докторская степень за исследования по Игорю Стравинскому), был проректором, а три года назад избран ректором МГК. Став во главе "консы" после громкого увольнения Михаила Овчинникова (ему инкриминировались финансовые нарушения ; впрочем, уголовное разбирательство так и не было назначено), профессор Соколов сумел быстро погасить старые скандалы и не наделать новых. По консерваторскому мнению, он идеально сочетал в себе либерала и функционера, умеющего выбивать извне и строить изнутри. При нем профессура, порядком до того обнищавшая, наконец получила президентские гранты (зарплаты по тысяче долларов), студенты - более-менее весомые стипендии, а сама Московская консерватория, десятилетиями стоявшая без ремонта, обрела приличный вид. Не обошел Соколов вниманием и информацию с печатью: он наладил при консерватории традиционное издательское и - что особенно важно - нотное дело, в новой России пришедшее в упадок.

О курсе нового министра культуры и информации пока можно лишь догадываться; тем не менее кое-что вполне предсказуемо, о чем свидетельствуют и имена названных премьером заместителей Соколова: Михаил Швыдкой и Михаил Лесин. От министра Соколова в музыкальном (и не только музыкальном) мире ждут окончательного воплощения идеи, которая разрабатывалась еще при Швыдком. Речь о создании казенной дирекции концертных программ, "заказывающей музыку" залам. Проще говоря - о возрождении и развитии института репертуарных комиссий (реперткомов), действовавших в СССР. "Госзаказ - система стимулирования, а не лимитирования. Принцип "кто платит, тот и заказывает музыку" - это уже перебор", - подчеркивал Соколов год назад в одной из дискуссий на эту тему. Противников работать за бюджетные деньги, понятно, немного. Однако резонный вопрос - как не пропустить момент, когда госзаказ начнет превращаться в очередной инструмент идеологической обработки населения, - пока ответа не получил.

КРЕСЛО В НАГРАДУ ЗА КРИТИКУ

Новый министр природных ресурсов Юрий Трутнев совсем недавно убеждал своих земляков, что никуда с поста губернатора Пермского края уходить не собирается. Но такой уж он человек - непобедимый в своем стремлении "наверх" и непредсказуемый в выборе методов и путей своего продвижения.

47-летний Юрий Трутнев удивительно четко вписался в сегодняшнее время .С началом перестройки стал одним из первых в Перми кооператоров. Показательно, что в управлении созданной им фирмы "Группа предприятий "ЭКС" на двери директорского кабинета табличку "Юрий Трутнев" не снимают, - уже история. Руководство крупнейшей в Прикамье оптово-розничной структурой Трутнев совмещал с депутатством в Законодательном собрании области, где был председателем комитета по экономической политике и налогам. Именно при его участии Пермская область принимала революционные решения о снижении налогового бремени на предпринимателей.

Из депутатов-предпринимателей Юрий Трутнев в 1996 году шагнул в мэры. А через четыре года пребывания на этом посту сомнений в том, что он, если захочет, станет губернатором, ни у кого не было. В 2000 году, накануне одновременных выборов мэра и губернатора, Трутнев объявил, что не претендует на место своего старшего товарища, действующего губернатора Геннадия Игумнова, но блестяще провел многоходовую комбинацию, в результате которой Игумнов отказался от выдвижения в пользу Трутнева. И подготовленный командой Игумнова фильм с многообещающим названием "Молодые волки", который должен был разоблачить Юрия Трутнева, так и не увидел экрана.

А сюжетов для фильма уже тогда было в биографии Трутнева достаточно. К примеру, история о том, как фирма будущего губернатора брала крупные кредиты в банке "Заря Урала", банк потом рухнул, а кредиты так и не были возвращены. Губернаторство Юрия Петровича сюжетов для кино не убавило. Тайные недоброжелатели говорят о личных интересах губернатора и приближенных к нему структур в определении подрядчиков и победителей конкурсов по размещению бюджетных средств. Прежде всего, это группа предприятий "ЭКС", которая проводила жесткие комбинации по приобретению крупных магазинов и скупку акций у конкурирующих сторон.

А то, как нужно пользоваться административным ресурсом, Трутнев продемонстрировал во время проведения референдума по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Несмотря на протесты правозащитников, дело доходило до того, что руководители муниципальных предприятий требовали от своих подчиненных заверенные избиркомом справки о том, что они приняли участие в голосовании. Больницы отказывались принимать больных без открепительных удостоверений. Явка оказалась на высоте, а Трутнев снова на коне.

Назначение Юрия Трутнева на пост министра природных ресурсов отнюдь не случайно. По словам депутата Государственной думы от Пермской области Виктора Похмелкина, деятельность прежнего министра Артюхова вызывала у Трутнева большое негодование: "По просьбе Трутнева я писал депутатские запросы по поводу деятельности министерства. Вероятно, это могло стать причиной назначения: кто больше всех критиковал, тот пусть и попробует справиться".

"СМОТРЯЩИЙ" ЗА ДОРОГОЙ

В номинации "самое неожиданное назначение" с явным преимуществом победил новый министр транспорта и связи Игорь Левитин. В тот день, когда президент обнародовал имена членов правительства, в отношении Левитина на информационных лентах царил полный разнобой: одни называли его Игорем, другие - Юрием, а его биография появилась самой последней. И вряд ли те, кто с этой биографией знакомился, могли сдержать удивление. По сути дела, она состояла всего из двух частей: с 1970 по 1996 год - служба в рядах Вооруженных сил, с 1996 по 2004-й - работа на руководящих должностях в компании "Северстальтранс". Едва ли не впервые в новейшей российской истории министерское кресло занял человек, в принципе не имеющий за плечами опыта госслужбы. Собственно, и на представлении членов своего кабинета Михаил Фрадков сказал то единственное, что связывало вполне рядовую биографию Левитина с высоким постом, который он занял: "Сочетание офицера и предпринимателя позволит нам посмотреть свежим взглядом на нашу инфраструктурную отрасль и двинуть ее вперед".

Нет, конечно, в "транспортном цехе" 52-летний Левитин не чужой человек. Он окончил училище военных железнодорожных войск, а затем Высшую военную академию тыла и транспорта по специальности "инженер путей сообщения". Был военным комендантом участка на БАМе и на Московской железной дороге. И в "Северстальтрансе" курировал железнодорожные перевозки и транспортное машиностроение. Однако все эти вехи биографии отнюдь не дают ответа на тот вопрос, как, собственно, Левитин угодил в министры?

Версий на этот счет возникло несколько. Первая связывает возвышение Левитина с его работой в Общественном совете при правительственной комиссии по реформе железнодорожного транспорта. Там, мол, удачливого бизнесмена, дававшего толковые предложения по реформированию МПС, приметили и имя его занесли в кадровый резерв. Тем более что одними разговорами дело не ограничилось: компания "Северстальтранс", где Левитин до последнего времени работал заместителем гендиректора, стала одной из первых и крупнейших частных фирм, созданных в ходе реформы МПС для конкуренции с ОАО "Российские железные дороги". Теперь уже бывшая компания Левитина обслуживала несколько "сладких" маршрутов, перевозя не только уголь, руду и сталь "Северстали", но и нефть "Сургутнефтегаза".

Вторая версия усматривает за назначением Левитина "руку" олигарха Алексея Мордашова - хозяина "Северстали". Дескать, ему удалось пролоббировать своего человека в Кабинет министров. В этой связи аналитики тут же вспомнили, что Мордашов едва ли не первым записался в число доверенных лиц Путина в начале его нынешней выборной кампании.

Однако те, кто знает особенности построения "Северстали" и аффилированных с ней структур, утверждают нечто совсем другое. Левитин вовсе не является человеком Мордашова, продвинутым во власть. Скорее, наоборот: путинское окружение на каком-то этапе делегировало Левитина к Мордашову, чтобы тот следил не только за транспортными, но и за финансовыми потоками крупного бизнесмена. Видимо, Левитин неплохо справился с ролью "смотрящего", и теперь та же роль ему доверена во всероссийском масштабе. При этом в тени остается вопрос: когда же и с кем именно из путинской команды пересеклись пути нового министра? Многие склонны искать ответ на это в "офицерской" части биографии министра Левитина./Московские новости, 17 марта /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>