ГРЕФ ВЫДЕЛИТ ДОТАЦИИ НЕЭФФЕКТИВНЫМ ПРОЕКТАМ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ГРЕФ ВЫДЕЛИТ ДОТАЦИИ НЕЭФФЕКТИВНЫМ ПРОЕКТАМ

Отбором проектов, достойных быть профинансированным из создающегося при бюджете инвестфонде займется специальная правительственная комиссия. Ее председателем станет глава МЭРТ Герман Греф, а его заместителем - глава Минпромэнерего Виктор Христенко. Еще недавно Герман Греф отстаивал жесткие либеральные воззрения и был сторонником сокращения госинвестиций. Однако теперь он понял, что лучше не идти против всеобщего желания и самому возглавить процесс распределения денег.

Процесс "перековки" Грефа из жесткого либерала в сторонника умеренного кейнсианства начался примерно год назад. Вдруг министр стал заявлять, что процессу ускорения экономического роста мешают "инфраструктурные ограничения" - у нас не хватает транспортных мощностей для перевозки экспортных грузов, мы не можем осваивать новые удаленные месторождения из-за отсутствия дорог и т.д. Расшить это "узкое место" может исключительно государство.

В аргументации Грефа все казалось бы логично. Но все же возникают определенные вопросы. Дорога, построенная к месторождению, является практически бесплатным подарком государства создателю месторождения. Он будет извлекать из построенной за счет налогоплательщиков дороги прибыль, а государство удовлетворится только тем, что на его территории возник и успешно действует новый проект - это и новые налоги, и новые рабочие места, и приятные цифры роста ВВП в статистике. Конечно, возникает вопрос, насколько справедливо дарить государственной компании новую дорогу за народный счет. Оставляем также в стороне вопрос о коррупциогенности такого распределения подарков. О борьбе с коррупцией Греф говорил больше чем кто бы то ни было, раньше он требовал вообще исключить возможность чиновникам что-либо распределять, но теперь он ограничивается исключительно обещаниями установить прозрачные процедуры.

Но оставим вообще в стороне соображения этики. В конце концов, даже в чем-то несправедливое и даже принятое за взятку государственное решение может быть отчасти оправдано, если оно действительно способствует развитию экономики. Самое слабое место в нынешней концепции инвестиционного фонда - это неоднократно озвученный тем же самым Германом Грефом вопрос о том, может ли государство, которое не обременено угрозой банкротства, принимать эффективные и оптимальные инвестиционные решения.

Дорога, проложенная до месторождения нужна только бизнесу, эксплуатирующему это месторождение. Значит, строительство дороги имеет экономическое оправдание лишь в том случае, когда расходы на ее прокладку могут быть переложены на доходы от месторождения. Да, нельзя требовать от бизнеса, чтобы он сразу выложил нужную сумму. Да, государство может предложить кредит на гораздо больший срок, чем банки, и под более щадящий процент. И тем не менее, месторождение обязано рано или поздно окупить дорогу. В противном случае получается, что государство не просто подарило дорогу предпринимателю (это еще ладно), но что государство посредством строительство дороги датирует в принципе убыточное месторождение. А заниматься датированием убыточного производства - это самое бессмысленное из всех действий государства в экономической области.

Греф пытается защититься от той опасности двумя способами. Во-первых - путем серьезного анализа инвестпроектов, с привлечением по каждому из них двух независимых консультантов: одного - от инициатора проекта и второго - от правительства. Второй способ защиты - требование, чтобы инициатор вложил в проект не менее 25% собственных средств. Но никакой консультант не может быть умнее рынка. Нет безошибочных консультантов. Что касается требования частных инвестиций - любой бизнесмен с удовольствием вложит собственные средства, чтобы получить троекратно большую по размерам дотацию. Сама по себе небольшая частная инвестиция еще не гарантирует, что весь массив инвестиций окажется окупаемым. Частный же инвестор заинтересован только в том, чтобы доходы от всех 100% инвестиций - его и государственных - позволили окупить 25% персонально его инвестиций. Об окупаемости 100% он не заботится и заботиться не будет до тех пор, пока инвестиции из бюджетного инвестфонда не превратятся в ту или иную форму пусть долгосрочного, но возвратного кредита. /Политком.Ру, 8 сентября /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>