КАК ПОПОЛНИТЬ БЮДЖЕТ И СНИЗИТЬ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
КАК ПОПОЛНИТЬ БЮДЖЕТ И СНИЗИТЬ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН

Межведомственная рабочая группа во главе с Минэкономразвития придумала, как успокоить автолюбителей и помочь Президенту найти средства на повышение зарплат бюджетникам и модернизацию здравоохранения. О таком смелом варианте радикальная оппозиция во главе с Зюгановым и Рогозиным не могла даже мечтать. Речь идет о полном, стопроцентном изъятии сверхдоходов у сырьевиков-олигархов.

Вы думали, что когда цены на нефть повысятся, вот мы и заживем? Построим себе сады в пустыне и небоскребы в тайге, каждому новорожденному - по десять тысяч баксов в руки, и арабские шейхи умрут от зависти? Но нет, на первое для непритязательного российского электората у мировых нефтяных рынков приготовлено блюдо под названием цены еврокласса за бензин российского качества.

Так, с начала года бензин АИ-92 подорожал на 46%, АИ-95 - на 41%, дизтопливо - на 20%. Это при том, что за прошлый год рост цен в среднем составил 25%. И уже за последние недели, когда цена на "черное золото" перешагнула отметку в 70 долларов за баррель, короли бензоколонок опять надавили на газ: за две недели в среднем по России дизтопливо стало дороже на 7,3%, бензин АИ-80- на 5,4%, АИ-92 - на 4%и АИ-95 - на 3,5%. Таким образом, сейчас средневзвешенные цены в московском регионе составляют 16 рублей 30 копеек за литр АИ-92 и 17 рублей 30 копеек - за АИ-95. Наиболее вероятный прогноз - до конца месяца бензин подорожает до 19 и 20 рублей соответственно по маркам АИ-92 и АИ-95. Именно в этом диапазоне находятся цены на бензин в США (2,7 доллара за галлон), с которыми теперь доморощенные ценники на бензозаправках уже несколько месяцев идут ноздря в ноздрю. Правда, поговаривают, что к концу года литр бензина обойдется россиянам в доллар. Примерно столько стоило топливо в Европе до недавнего сумасшествия на нефтяных рынках.

Еще 7 июля антиинфляционная рабочая группа разработала проект трехлетнего плана действий по сдерживанию натиска цен. Однако до сих пор он не был официально утвержден премьером Михаилом Фрадковым. Тем не менее это не помешало Герману Грефу приступить к активным боевым действиям. Первым пунктом проекта плана значилось "Уточнение порядка установления экспортных таможенных пошлин на нефтепродукты". Обычно под уточнением подразумеваются небольшие изменения. Но только не в этом случае.

Как известно, на следующий год установлена цена отсечения в 27 долларов за баррель нефти. Это означает, что все доходы бюджета, полученные от налогов из экспортных пошлин сверх этой цены, идут не в бюджет, а в Стабилизационный фонд. Читай, не на нужды населения и народного хозяйства, а в "кубышку". Глава Минэкономразвития, известный любитель радикальных, но одновременно простых решений, справедливо решил, что чем, собственно, олигархи лучше простого народа? И если последний не получает свою, пусть даже крохотную часть пирога от цен свыше 27 долларов, то почему это вдруг "нефтяные короли" должны быть в других условиях?

Итак, в эту пятницу министр-экономист презентует свою идею коллегам по кабинету министров. Если они эти предложения одобрят, он передаст их в аппарат Правительства. А хочет Греф, ни много ни мало, полностью изымать доходы нефтяников от экспорта углеводородов при цене, превышающей 27 долларов за баррель. Для этого будет изменен механизм расчета экспортной пошлины: ее размер будет установлен на уровне 100% при уровне мировых цен выше "цены отсечения". И лишь чуть подсластит пилюлю параллельное изменение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При ценах свыше 27 долларов за баррель он взиматься не будет, иначе вкупе с пошлиной государство бы забрало у нефтяников больше, чем они в состоянии заработать. Таким образом, если сейчас этот налог растет в зависимости от мировых цен на нефть, то в будущем, по замыслу Грефа, будет зафиксирован налог на уровне 826,5 рублей за каждую тонну добытой нефти, если ее мировая цена превысила 27 долларов за баррель.

По этому нехитрому замыслу компаниям станет просто-напросто невыгодно гнать нефть за рубеж, и они увеличат поставки на внутренний рынок, а чем больше нефти останется внутри страны, тем ниже будут цены на бензин и топливо. Кроме того, скорее всего, невольно чиновники оптимизируют налоговую нагрузку. При предлагаемом варианте развития событий доля простой в администрировании (при наличии госконтроля за трубой) и понятной налогоплательщику экспортной пошлины в доходах бюджета возрастет, а доля НДПИ, который вызывает массу нареканий, но который все никак не реформируют, снизится.

Но вот вопрос, как отреагирует бизнес? Пожалуй, не найти в истории примера, когда государственной машине в течение длительного времени удавалось изымать у налогоплательщиков 100% заработанного. Тем более в России, где не сыскать налога, который ушлые компании не научились бы обходить. Так что экспроприация эксплуататоров (имеются в виду эксплуататоры нефтяных месторождений) может с треском провалиться.

С другой стороны, де-юре нефтяники уже сейчас отдают государству 90% сверхдоходов от реализации углеводородов на внешнем рынке. Правда, де-факто получается меньше, поскольку пошлина вступает в силу с двухмесячным лагом, а цены все время растут. Поэтому, если повышательная тенденция на мировом рынке продолжится, нефтяники могут до поры до времени "проглотить" революционное нововведение. Правда, расплата наступит позже, когда цены рано или поздно начнут снижаться. Тогда нефтяники обнаружат, что вследствие пресловутого лага у экспортных пошлин они отдают государству свыше 100% заработанного.

К сожалению, простые решения не всегда приводят к ожидаемому результату. Правительство пока так и не посмело покуситься на региональный раздел рынка между нефтяными компаниями, не продумало комплекс мер по развитию малого бизнеса на рынке розничной реализации нефтепродуктов. Что уж говорить об ужесточении контроля за качеством бензина, которое в большинстве случаев оставляет желать лучшего. /Российские вести, 8 сентября /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>