АЛЕКСЕЙ ВЕДЕВ: ПРЕЗИДЕНТСКАЗАЛ, ЧТО НЕ ДОПУСТИТ РЕФОРМ, НАРУШАЮЩИХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЛАНС

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
АЛЕКСЕЙ ВЕДЕВ: ПРЕЗИДЕНТСКАЗАЛ, ЧТО НЕ ДОПУСТИТ РЕФОРМ, НАРУШАЮЩИХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЛАНС

Алексей Леонидович, вчера на встрече с руководством правительства, Федерального собрания и членами президиума Госсовета Президент Путин сказал, что решение задач по улучшению социального положения в стране (а это все, начиная от зарплат и пенсий до реформы ЖКХ) не должно нарушать общие макроэкономические показатели. То есть, таким образом правительство оказывается в своеобразной ловушке. С одной стороны, надо действовать в том русле, которое отстаивает Минфин, то есть, не допускать роста госрасходов, роста инфляции, активно накапливать Стабфонд, выплачивать досрочно внешние долги и так далее. А с другой стороны, чтобы людям стало лучше жить, нужно активно проводить реформы и повышать зарплаты, что неизбежно вызывает рост госрасходов и инфляцию, соответственно, нарушает макроэкономические показатели. Возможно ли, с вашей точки зрения, исполнение наказов Президента?

Во-первых, я абсолютно согласен с Президентом Путиным, и более того, это совсем не парадоксальное, а вполне естественное заявление. Коль скоро речь идет о повышении реального благосостояния населения, то понятно, что необоснованные или непропорциональные траты госбюджета приведут к ускорению инфляции и тем самым оставят реальный уровень жизни населения на неизменном уровне. Именно поэтому здесь необходимо соблюдать некую пропорциональность. Это означает, что благосостояние населения должно улучшаться, но при благоприятном макроэкономическом фоне. То есть, это вполне естественно, я считаю, что это просто еще один очередной призыв к правительству проводить взвешенную макроэкономическую политику. Взвешенную – это значит и не допускать некую депрессию, и избыточный инфляционный разогрев экономики.

Да, реализация каких-то социальных программ бессмысленна, если они ухудшают макроэкономический фон. Поэтому здесь вопрос состоит в том, чтобы это делать постепенно, соблюдая какие-то пропорции, которые, например, не вызовут избыточного инфляционного давления на экономику. Это и наблюдалось в последние годы, когда реальные доходы населения росли на уровне 8%-10% годовых. Так что, если усреднено происходит рост благосостояния на 10%, то это хороший показатель.

Если подходить к этому вопросу с тех позиций, которые излагаете Вы, то есть, взвешенный нормальный системный подход, который в перспективе улучшит социальное положение, то это довольно долгосрочная задача. То есть, надо сначала осуществить некоторые реформы, которые с определенным лагом позволят каждому гражданину жить лучше. Правительство же у нас хочет улучшать социальное положение граждан быстро. Допустимо ли и возможно ли это?

Это вопрос проработки. Потому что все прямые указания или декларации, которые я видел, конечно, невыполнимы, когда говорится о зарплате научного сотрудника в $1000, то это вряд ли реально. И, еще раз возвращаясь – да, конечно, если будут избыточные выплаты, то будет инфляционный рост, который снизит реальные показатели. Поэтому мы можем вернуться на тот же уровень, на котором мы находимся сейчас, либо еще снизить его, при этом еще потерять финансовую стабильность. Поэтому здесь точные расчеты чрезвычайно важны, увеличение госрасходов, конечно, надо мониторить, то есть, следить за давлением увеличивающихся бюджетных расходов на общее финансовое состояние российской экономики, и каким-то образом корректировать эти действия. А если просто декларировать, что у нас на следующий год будет рост 30% или 50% в реальном выражении, то, наверное, это декларативный подход, экономически необоснованный./OPEC.Ru, 6 сентября /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>