Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Россия выбирает

  номер 35 (319) от 08.09.2005 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ВЛАДИМИР КЛИМАНОВ: РЕГИОНЫ И ЭКОНОМИКА

Владимир Викторович, для России на протяжении, наверное, нескольких веков чуть ли не основной является проблема удержания территорий. Сейчас властью была выбрана схема максимальной централизации, то есть, все завязано на федеральный центр – как финансы, так и административные вопросы. В некотором смысле это путь к унитаризму. При этом власть подчеркивает, что Конституция незыблема, и наша модель государственного устройства – федерализм. В результате получается, что регионы не имеют стимула к развитию, поскольку за финансы можно не беспокоиться – все дыры федеральный центр все равно закроет, а поводов для активной политической жизни, политической борьбы, тоже нет. При этом в экономике ставится цель – высокие темпы экономического роста. Но обеспечивается этот рост по большей части сырьем и внешней конъюнктурой, а в той части, в которой его нужно обеспечивать не сырьевой составляющей, создаются некоторые инновационные, научные, высокотехнологические центры, но они опять же концентрируются в основном в федеральном центре. И тут возникает вопрос – какую макроэкономическую политику надо проводить, чтобы связать воедино регионы, чтобы в регионах не было тенденции к какому-то обособлению, отделению, и чтобы не было в тоже время некоторой апатии? У нас есть пример Татарстана, который вполне самодостаточен, и там возникают соответствующие настроения, есть Дальний Восток, который подвержен китайскому влиянию, и его тоже можно потерять, естественно, есть проблема южных регионов России. Понятно, что только политического влияния, только тотального контроля всего и вся со стороны центра недостаточно. Какова ваша точка зрения?

Прежде всего, я бы не преувеличивал проблему распада России; эта проблема действительно была важной для бывшего СССР, поскольку зацикленность на уровне союзных республик была достаточно высокой, а экономические связи, существовавшие в условиях планового хозяйства, перестали работать, как только начали действовать рыночные инструменты. Объективно или необъективно возникшим был распад СССР, но он состоялся. В России говорить о какой-то возможной объективности распада значительно сложнее. Это связано в том числе и с большим количеством субъектов федерации, и с тем, что они обладают совершенно иными полномочиями; страна гораздо более тесно связана культурно-историческими и другими особенностями, нежели бывший СССР. Поэтому говорить о том, что для России сейчас важна проблема удержания территорий внутри страны – это, на мой взгляд, весьма предвзятое мнение.

Если же остановиться на задачах и механизмах экономической политики, проводимой федеральным центром по отношению к регионам, то этот вопрос носит, скорее, дискуссионный характер. Очевидно, что в общем нужно осуществлять такую политику, которая, с одной стороны, удовлетворяет максимально возможно потребности регионов: и жителей конкретных регионов, и региональных элит, - а с другой стороны, не ведет к распаду страны. Очевидно, что при этом должны сочетаться задачи, которые нередко взаимоисключают друг друга. Понятно, что централизация ресурсов не интересна регионам. В то же время дополнительная децентрализация может привести к ослаблению федерального центра. Поэтому в целом региональная политика должна включать стандартный набор инструментов, известный из примеров международного опыта. Прежде всего, такая политика должна быть направленной если не на выравнивание, то по крайней мере к значительному сокращению той разницы в уровне социально-экономического развития, которая объективно складывается между регионами. На решение этой задачи в значительной степени нацелены и межбюджетные отношения, и федеральная инвестиционная политика, которая осуществляется в стране. Применяемые инструменты приводят как раз к тому, чтобы обеспечить равный доступ граждан – вне зависимости от места их проживания – к конституционно гарантированным благам и услугам.

Федеральный центр должен поддерживать также и различные территории с особыми условиями хозяйствования. Это могут быть как территории, попавшие в сложные ситуации, или те, которые по каким-то геополитическим причинам нужно обязательно поддерживать с точки зрения центра, так и территории, которые потенциально являются локомотивами, точками роста всей страны в целом. Последнее особенно важно сейчас для России, так как, чтобы обеспечить устойчивый рост экономики страны в целом, нужно осуществлять точечную поддержку территорий, обладающих конкурентными преимуществами для всей страны в целом по отношению к другим странам. Такими территориями являются те самые инновационные центры или районы, на которых страна выигрывает на мировых рынках. Однако государственная поддержка территорий-“локомотивов” должна носить разумный характер, иначе она может превратиться в политику, ведущую к дополнительной дифференциации уровня развития регионов.

Хотелось бы также сказать, что, говоря о идущем сейчас процессе централизации власти, и политической, и экономической, нельзя забывать, что любое государственное устройство с точки зрения территориального управления должно определяться не только процессами централизации или децентрализации, но и концентрации или деконцентрации власти. В последние месяцы можно отметить процесс деконцентрации власти в России, связанный с повышением замкнутости региональных систем на управление на уровне субъектов федерации. В качестве примера можно привести некоторые положения указа Президента от 2 июля этого года, в которых говорится о полномочиях губернаторов при назначении представителей силовых структур в регионах. Это типичный пример того, что федеральный центр проводит политику деконцентрации, давая большую власть тем наместникам, которые есть на местах. Скорее всего, в ближайшее время такой баланс процессов централизации и деконцентрации найдет новый устойчивый уровень, который действительно в меньшей степени федералистский, нежели был несколько лет назад. Говорить о том, плохо это или хорошо, однозначно нельзя: согласно мировой практике, не всегда федерации являются более демократическими, нежели отдельные унитарные государства. Это очень индивидуальный процесс.

Если вернуться к тем территориям, которые нужно поддерживать, то еще раз отмечу – этот список обязательно включает, с одной стороны территории, требующие на протяжении длительного времени, а, может быть, даже и всегда, финансовой и прочей экономической поддержки со стороны федерального центра (это тот же самый Юг России, Калининградская область), и с другой стороны, территории, которые дают возможность экономического прорыва. Я бы только при этом не путал понятие федеральный центр с понятием Москвы как экономически сильного региона.

А не следует ли сейчас проводить такую политику, чтобы каждый регион стал в свою очередь некоторым центром экономического роста в какой-то области? Чтобы с одной стороны, все регионы друг друга дополняли, а с другой стороны, чтобы каждый регион предлагал федеральному центру, в чем он может быть прорывным?

Такая дифференцированная политика по отношению к разным регионам может быть со стороны федерального центра. Но при этом нужно понимать, что такое регион. Если мы регион полностью отождествляем с понятием субъект федерации, то, наверное, проведение дифференцированной политики будет неверным. Но если регион понимать как экономическое территориальное образование, например, как территориальный кластер, то тогда – да, именно различные действия нужно предпринимать федеральному центру к разным регионам. Второй аспект этой проблемы – это сложность в проведении такой дифференцированной региональной политики. В последние годы уже было выполнено несколько исследований, результатом которых стали предложения по типологии регионов с точки зрения проводимой по отношению к ним политики федерального центра. Но на возникающий при этом вопрос – в чем должна выражаться эта дифференцированная региональная политика? – ответ находился гораздо сложнее.

У нас сейчас практически фетишем стали темпы экономического роста, удвоение ВВП, но нужны ли нам высокие темпы экономического роста? Или же они могут быть не столь высоки, но зато этот экономический рост будет равномерным? И в рамках этого не очень высокого экономического роста будет проще проводить региональную политику и управлять регионами.

Обсуждать верность выбранной государственной стратегии с точки зрения экспертного заключения легко, но всегда почти бесперспективно. Если на государственном уровне было принято решение, что нам нужны высокие темпы экономического роста, наверное, это выражение требования времени. Однако, действительно, в разных экономических условиях и при разных темпах экономического роста нужны различные инструменты региональной политики. На этот счет можно привести почти противоположные примеры Китая и Европейского Союза. В Китае при высоких темпах экономического развития происходит дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, но на государственном уровне проводится или, по крайней мере, проводилась еще несколько лет назад политика поддержки в первую очередь прорывных территорий, в ущерб развитию внутренних территорий страны. В то же время страны Европейского Союза, где темпы экономического роста относительно невысоки, наоборот, характеризуются политикой, в большей степени нацеленной на создание равных условий хозяйственной и иной деятельности в различных регионах.

Поэтому, необходимость осуществления экономического прорыва в нашей стране диктует и необходимость проведения дифференцированной региональной политики, включающей особую поддержку тех регионов, которые должны обеспечить ускоренные темпы роста, возможно, в некоторой степени в ущерб другим территориям. Если же будет принято политическое решение, выражающееся в том, что высокие темпы экономического роста не столь необходимы стране на данном историческом этапе, то тогда федеральный центр может в большей степени повернуться на большее перераспределение средств между нуждающимися регионами./OPEC.Ru, 5 сентября /




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 19.09.2019
    USD64,4290+0,3077
    EUR71,2391+0,6351
    E/U1,1057+0,0046
    БВК67,4935+0,4550
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности