ТРИ ВЗГЛЯДА НА РЕФОРМУ ОБРАЗОВАНИЯ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ТРИ ВЗГЛЯДА НА РЕФОРМУ ОБРАЗОВАНИЯ

Недавно в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена прошла третья международная конференция "Развитие международного партнерства в сфере образования России", на которую съехались представители Австрии и Кореи, Германии и Таиланда, Нидерландов и Финляндии, Армении и Бельгии, Филиппин и даже (по слухам) Чечни. А также Москвы и Калининграда, Чебоксар и Самары, Петербурга и Ленинградской области. На конференции выступил министр образования России Владимир Филиппов.

Министр сообщил, что уже готов план действий правительства на 2002-2003 годы ("теперь так и будет, о привычных пятилетках можно забыть"). В этом плане есть раздел "Образование", состоящий из 12 пунктов. Первый пункт "фиксирует историческую необходимость разработать новую структуру образования и его обновленное содержание. Но при этом сохранить лучшее, что отличает российскую систему образования".

"Новая структура с лучшими чертами старой" будет выглядеть так. Планируется еще раз попробовать принимать в школу с шести лет. Обязательной будет десятилетка. А в 11-12-й классы пойдут только самые успевающие и желающие подготовиться в школьных стенах к поступлению в профильные вузы ("При такой системе нам будет интересен опыт малочисленных школ Северной Европы").

Уже с 1 сентября 2001 года начнется отработка новых программ в первых и десятых классах. А с 2002 года - в 5-10-х классах. Например, апробируют интегрированные курсы (сейчас - "узкие предметы"). В начальных классах, возможно, будет работать не один учитель, а два-три. Во всех без исключения школах со второго класса - иностранный язык, а может быть - и два сразу ("но возникает проблема учебников").

В старших классах планируется ввести новые предметы - граждановедение и основы предпринимательства. Реформа предполагает, что уже в начальной школе будет введена информатика (пусть пока примитивная, но возникает вопрос: на какой базе?). По мнению министра, "важнейшая цель реформы - снижение учебной нагрузки, с тем чтобы установить здоровый образ жизни в стенах школы. Один из печальных показателей нынешней школы: 40% ее выпускников запрещена обычная физкультура и рекомендована исключительно лечебная". В городских и сельских школах, в школах районных городов проблема будет решаться по-разному (в частности, путем введения аудиторных занятий для учеников 5-10-х классов. Преподавание же сложных предметов, например математики, не изменится), но непременно будет.

Наконец, наступит всеобщая информатизация сферы образования ("Ее берет под личный контроль президент страны"). Программа информатизации включает не только всеобщую обеспеченность школ компьютерами ("поставку железа"), но и программное обеспечение - "на решение этой задачи только в 2001 году выделяется более $70 млн из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. А в 2002-2005 годах - более $100 млн в год".

"Железо" будет приобретаться на тендерной основе. Далее необходимы: организация ресурсных ремонтных центров, создание телекоммуникационных сетей и вхождение в мировые информационные сети, обучение компьютерной грамоте учителей, выпуск соответствующих учебников для школьников и педагогов, развитие системы переподготовки и повышения квалификации учителей ("Возможно, для обучения педагогов информационным технологиям надо использовать технические вузы").

Но и это не все. Министр поделился с аудиторией еще более грандиозным проектом: создать рабочую группу, которая разработала бы общий учебник истории для европейских (?) школ ("Потому что история состоит не только из смены лидеров и войн, но еще и из общих культурологических принципов развития народов, и мы должны дать детям общий взгляд на культурологические процессы истории").

Наконец, Владимир Филиппов подчеркнул особую важность только что утвержденной правительством программы патриотического воспитания молодежи ("Тут можно вспомнить слова Никиты Михалкова о том, что в Америке сильна цивилизация, но нет культуры. А в России есть культура, но нет цивилизации").

Когда министр закончил изложение своего "взгляда сверху", один из иностранных гостей вежливо сказал: "Ваше сообщение амбициозно, но очень интересно. И я думаю, что реформа даст много возможностей для международного сотрудничества". Это был, так сказать, "взгляд со стороны".

А через пару дней те, чьими силами должно осуществляться громадье всех этих планов, по призыву профсоюзных лидеров вышли на улицы протестовать против реформы образования. Митингующих петербургских учителей было так много, что они не уместились у своей альма-матер на набережной Мойки, митингующие вылились на Невский у Казанского собора. Общий лозунг "Не допустим реформы образования" звучал так же громко, как и конкретный: "Повысить зарплату на 50%". Образно говоря, это был третий взгляд на реформу - "снизу".

Так что откуда ни посмотри - складывается почти революционная ситуация: "верхи" насаждают перемены, "низы" против них возражают, а со стороны звучат комментарии: "амбициозно, но интересно". Что пишут о дальнейшем развитии подобных событий пока обычные учебники истории?

/"Час Пик" (Санкт-Петербург), 14 марта/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>