ПОЗАРЕЗ ТРЕБУЮТСЯ НЬЮТОНЫ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ПОЗАРЕЗ ТРЕБУЮТСЯ НЬЮТОНЫ

В Москве состоялась научно-практическая конференция <Профессиональное инженерно-техническое и военное образование в России в ХХI веке>, приуроченная к трехсотлетию создания по указу Петра Великого первого военно-учебного заведения России - Навигацкой школы. На конференции обсуждалось много острых проблем, и главная из них: отсутствие профессиональных требований к абитуриентам технических вузов.

Среди российской технической интеллигенции в настоящее время практически отсутствует 30-40-летний возраст, который после окончания технических вузов <доблестно> занимается торговлей и бизнесом. В результате большая нагрузка легла на плечи старшего поколения инженеров. Впрочем, есть вопрос и в том, кому им передавать свою эстафету, какая она, эта молодежь, в чьи руки попадут знания и опыт прошлых поколений. Нигде нет статистики о том, сколько сегодня случайных людей обучается в технических вузах.

С другой стороны, если при поступлении в технический вуз абитуриент допустит ошибку и не пройдет по конкурсу, то тогда, будь он хоть трижды Кулибиным, ему ничего не остается, как платить за неполученное еще образование или отказаться от интересующей специальности, от своей мечты, поменять планы. При этом не исключено, что общество не получит хорошего, может быть, даже выдающегося инженера. Его место за студенческой скамьей займет человек, который может радовать всех своими пятерками и образцовым поведением, но никогда не станет Шуховым или Королевым.

Не поможет <технарям> и так называемый единый государственный экзамен, если знание общеобразовательных дисциплин будет единственным критерием отбора. Это во времена наших прадедов умение хорошо читать или считать на фоне общей безграмотности определяло выбор профессии. Сейчас в безграничном море научно-технической информации, в век информационных технологий становятся необходимыми новые критерии, характеризующие интеллектуальный потенциал и профессионально ориентированные способности личности.

Очевидно, что вред от плохого инженера для общества значительно больший, чем от плохого музыканта или художника. Но при этом в музыкальные и художественные учебные заведения не возьмут даже самого распрекрасного отличника, не умеющего петь или рисовать. Зато в технические вузы порой поступает не имеющая понятия о технике молодежь, хотя и освоила в школе математику, физику и химию. Конечно, для будущих математиков, физиков, химиков эти предметы являются основными. Но почему при приеме в институт не проверяют уровень знания информатики у тех, кто решил связать свою профессию с компьютерами?

Все с уважением относятся к вступительным экзаменам по иностранному языку в гуманитарных вузах. А вот предложение проводить проверку знаний по международному языку техники - графической грамоте и способам передачи информации и изображения объектов на плоскости - для будущих конструкторов и создателей новых машин, самолетов и т.д. вызывает недоумение. Кстати, черчение - это единственный предмет в школьной программе, на котором развиваются пространственное воображение, образное и логическое мышление, способность к творческой и конструкторской работе. Для целого ряда инженерных специальностей эти качества необходимы, как музыкантам музыкальный слух.

Таким образом, еще до поступления в вуз имеется возможность оценивать профессиональные способности будущих инженеров, прежде всего путем проверки знаний по школьным предметам - информатике и черчению. Существуют специальные тесты по определению коэффициента интеллекта, в частности логико-математического. Кроме того, в последние годы проводится много различных конкурсов, на которых молодежь имеет возможность показать свои творческие работы, изобретения, открытия, в том числе и в области техники.

В частности, в стенах знаменитого МГТУ имени Н.Э. Баумана в марте начнут работать Всероссийская конференция молодых исследователей <Шаг в будущее>, Межрегиональная конференция <Шаг в будущее, Москва>, Программно-компьютерный салон и Всероссийская научная конференция студентов и школьников <Космонавтика>.

Будут открыты новые имена. Но на этот раз не для того, чтобы дать им возможность преумножить славу российской науки и техники. А для того, чтобы согласно приказу Минобразования РФ №3605 от 9 декабря 2000 г., отобрав лучших из лучших юных <технарей>, провести над ними эксперимент. Не дав опомниться и отдышаться от конкурса, подготовке к которому школьники отдали все силы без остатка, сразу же протестировать победителей по русскому языку, математике и физике. Уравняв их с теми, кто, не утруждая себя знакомством с техникой, только готовился к тестированию.

Этот эксперимент проводится над теми немногими школьниками, которые действительно увлечены техникой, с утра до ночи работали над компьютерными программами, изобретали, конструировали, оставаясь добровольными <пленниками> своей мечты. Для победы в таких конкурсах творческая работа должна быть очень серьезной, особенно это касается компьютерных программ, которые по сложности соизмеримы с работами студентов старших курсов.

Почему экспериментировать надо только над победителями? Почему нельзя было спокойно провести тестирование для всех участников заранее и учитывать его результаты при подведении итогов конкурсов? А если говорить о справедливости и пользе для дела, то министерству надо еще в этом учебном году провести второй эксперимент, устроив вступительные испытания по профессиональной пригодности, в частности по информатике или черчению для всех остальных абитуриентов инженерных специальностей вузов, которые проходят только тестирование по русскому языку, математике и физике.

Если человек талантлив, но вырос в малообеспеченной семье в глухой деревне, где нет компьютеров и условий для профессиональной подготовки в вуз, то надо помочь ему подняться до нужного для поступления в институт уровня. Может быть, для таких молодых людей вместо надуманной по западным образцам 12-летней средней (сельской) школы на эти деньги лучше организовать бюджетные подготовительные отделения непосредственно в вузах? Или вновь по всей стране начать поиски технических гениев и, как делал это Петр Великий, направлять их на учебу?

/"Парламентская газета", 13 марта/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>