ХВАТИТ КОПАТЬ КАРТОШКУ – РЕШИЛИ РОССИЙСКИЕ ДАЧНИКИ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ХВАТИТ КОПАТЬ КАРТОШКУ – РЕШИЛИ РОССИЙСКИЕ ДАЧНИКИ

Эпоха натурального хозяйства, парадоксальным образом наступившая в России с началом рыночных реформ, теперь заканчивается. Российские дачники все меньше расположены копать на своих участках картошку и полоть клубнику, оставляя это профессионалам. О такой тенденции свидетельствуют данные социологов и Госкомстата.

По результатам опросов ВЦИОМа, в начале этого года 34% россиян имели участки, на которых выращивали овощи и фрукты. Четыре года назад овощеводы-любители составляли 47% участников опросов. А, по данным Госкомстата, с 1997 по 1999 г. число семей, у которых есть свой огород, сократилось на 1,5 млн до 5,1 млн. Даже после кризиса 1998 г. неизбежный рост числа огородников оказался кратковременным, что только подчеркнуло необратимость процесса.

"В 1991 - 1993 гг. , если бы вы поехали на электричке за город и посмотрели по сторонам, вы бы увидели очень много "самозахватов" - участков, огороженных часто проволокой, - говорит Андрей Туманов, главный редактор газеты "Ваши 6 соток". - Сейчас большинство этих земель освободилось. Кризис с питанием мы прошли. Людям уже хватает на картошку".

На картошку не хватало всю первую половину 90-х - число горожан, которые сами себе выращивали еду, росло ускоренными темпами. Вместе с армией дачников рос рынок товаров для них: семян, удобрений, ядохимикатов, садового инструмента и т. п. Однако самим компаниям, занимающимся этим бизнесом, было понятно, что их покупателям предстоит разочароваться в натуральном способе ведения хозяйства.

Маркетологи компании "Среди цветов", одного из крупнейших продавцов семян для приусадебных хозяйств в России, еще в 1997 г. подсчитали, что для горожанина, занимающегося сельским хозяйством непрофессионально и наездами, это экономически нецелесообразно. "Если все покупать - удобрения, семена и т. п. , то продукция, выращенная на даче, не окупается, - говорит Татьяна Олейник, замначальника отдела маркетинга "Среди цветов". - Вот владельцы дачных хозяйств и отказываются от грядок. Они не могут приезжать на дачу вносить удобрения. Я думаю, за предыдущие пять лет этот труд уже сильно осложнил им жизнь".

В последние три года в региональные земельные комитеты даже стали поступать заявления от граждан, отказывающихся от своих шести соток, которых они так отчаянно добивались лет 10 назад. А те, кто уже построился на своей земле, переходят либо на нетрадиционные для средней полосы культуры - арбузы, дыни, сладкий перец, баклажаны, даже черешню и абрикосы, либо на цветы. Туманов говорит, что эта тенденция заметна по вопросам читателей газеты "Ваши 6 соток".

У компаний, торгующих удобрениями, доля продукции для цветоводов в общем объеме продаж постепенно увеличивается. Если у фирмы "Среди цветов" она пока достигает 10% , то, например, у питерской фирмы "Фарт" - уже 50%.

Правда, роль дачников в российской экономике до сих пор нельзя недооценивать. По данным Госкомстата, в 1999 г. на них пришлось 16% всей продукции отечественного растениеводства. Речь идет о товарах на сумму 52 млрд руб. При этом, говорит Туманов, до 30% дачников приторговывают своей продукцией.

По словам Игоря Котова, президента Объединенного фруктово-овощного союза, объединяющего профессиональных производителей овощей, фруктов и консервов, 60% рынка яблок и груш в России до сих пор приходится на мелкие частные хозяйства. А еще дачники выращивают зелень, производство которой нерентабельно для крупных хозяйств.

Но, говорит Котов, постепенно ситуация будет меняться благодаря развитию розничного рынка в крупных городах. Подмосковные агрохолдинги поставляют товар в основном в магазины, и по мере того, как супермаркеты и торговые сети отбирают бизнес у рынков, профессионалы сельского хозяйства будут все сильнее теснить любителей.

/"Ведомости", 5 марта/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>