МАГАЗИНЫ ТЯНУТСЯ ДРУГ К ДРУГУ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
МАГАЗИНЫ ТЯНУТСЯ ДРУГ К ДРУГУ

По всей стране

Нарастающая конкуренция заставляет российских ритейлоров вступать в самые неожиданные союзы. Сейчас владелец магазина, не желающий работать в гордом одиночестве, может выбирать из десятка вариантов взаимовыгодного сотрудничества - начиная с консолидации закупок с целью получения скидок у поставщиков и заканчивая приобретением франшизы.

Один из свежих примеров - ассоциация универсамов "Столица", созданная в конце прошлого года в Москве. В ассоциацию вошли 11 супермаркетов, работающих собственно под вывеской "Столица", сеть "Остров" (четыре магазина) , "Валентина" (два магазина) и "Патронаж" (четыре магазина). По словам президента ассоциации Олега Горбольского, совокупный оборот участников в этом году составит $90 - 100 млн, а это уже цифра, достаточная, чтобы получить существенные скидки у поставщиков. Генеральный директор "Острова" Александр Джевала полагает, что члены ассоциации в течение года сумеют добиться снижения закупочных цен на 3 - 5%.

По словам Горбольского, "Столица" сейчас ведет переговоры о вхождении в ассоциацию других сетей, планируя довести количество магазинов до 50, а их совокупный оборот - до $200 млн в год. А это уже сопоставимо, например, с оборотом "Рамсторов". Кстати, именно из этой сети "Столица" переманила менеджера для управления закупочной политикой объединения. Всего, по словам Горбольского, в Москве не менее 100 независимых магазинов, которые могли бы принять участие в объединении.

Идея создания единого закупочного центра витает и среди региональных компаний. Инициатором объединения здесь выступают руководство сети "Каравай" из Красноярска и крупный поставщик торгового оборудования "Русский проект". Процесс образования сетей в регионах идет очень активно. Сейчас в большинстве российских городов с населением от 700 000 человек существуют продуктовые сети в 8 - 9 магазинов и оборотом $25 - 30 млн в год. При этом условия поставок для них намного хуже, чем для крупных столичных сетей. "Например, у "Рамстора" отсрочка платежа по поставкам - до полугода, а у нас - неделя", - говорит представитель торговой компании из Новосибирска.

В середине февраля инициаторы проекта рассчитывают провести учредительное собрание альянса. Его предлагаемая структура похожа на московскую "Столицу": тот же единый закупочный центр, только развозиться товар будет не с московских складов, а от дистрибьюторов на местах.

Опрошенные "Ведомостями" компании проявляют заинтересованность в проекте. Наталья Мчеидзе, коммерческий директор сети "Сезон" (восемь магазинов) из Архангельска, сообщила, что владелец ее компании пытается создать в городе альянс с другой сетью - "Петровский и К", обменявшись акциями. Но владельцы хотят паритета, а как показывает практика, наличие двух акционеров с одинаковыми полномочиями плохо сказывается на развитии бизнеса. Поэтому союз, позволяющий получать дополнительную прибыль, но не накладывающий никаких жестких обязательств, должен больше понравиться владельцам, говорит Мчеидзе.

Кстати, именно жесткие обязательства отпугивают многих ритейлоров от работы по франчайзингу. "Чужая вывеска, чужие стандарты работы, держатель франшизы осуществляет поставки товара, занимается маркетингом, логистикой. Владелец магазина только пересчитывает деньги на кассе", - такую картину рисует Джевала. К тому же если роялти по франшизе составляют порядка 1 - 2% от оборота, то, например, каждая компания - участник "Столицы" платит фиксированную сумму - 10 000 руб. в месяц (на содержание закупочного центра).

Однако Георгий Трефилов, президент компании "Марта", купившей франшизу Spar и открывающей завтра в Москве второй магазин под этой вывеской, говорит, что его в первую очередь привлекают технологии, которые может предоставить иностранная компания. Кроме того, у крупных производителей - например, компаний "Вимм-Билль-Данн" и Coca-Cola - "Марта" уже получает максимальную скидку. Помимо Spar франшизу предлагают "Перекресток" (у него два франчайзинговых магазина) и "Копейка" (один магазин).

Похожий по условиям проект - работу под торговой маркой "Юнисам" - предлагает компания "Юнилэнд". В Санкт-Петербурге летом прошлого года это предложение приняли пять универсамов. Сейчас, по данным менеджера "Юнилэнда", в альянс входят 15 супермаркетов и восемь мини-маркетов. Однако количество участников растет медленнее, чем рассчитывал организатор объединения президент "Юнилэнда" Олег Леонов. ("Ведомости", 07.02.2002)

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>