"М.ВИДЕО" НЕ МОЖЕТ НАЙТИ СРЕДСТВА НА РАЗВИТИЕ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
"М.ВИДЕО" НЕ МОЖЕТ НАЙТИ СРЕДСТВА НА РАЗВИТИЕ

Программа развития сети магазинов “М.Видео” под угрозой: в 2003 году лидеру московского рынка бытовой техники и электроники может просто не хватить денег. Российские коммерческие банки, по сведениям ГАЗЕТЫ, отказали компании в кредитах, а собственных средств "М.Видео" явно недостаточно.

Ситуация накаляется

По данным консалтинговой компании GFK, объем московского рынка бытовой техники и электроники вырос за четыре месяца (с февраля по май) на 22%. Для сравнения: за весь прошлый год темпы роста не превысили 20%. Столь стремительное увеличение объемов московского рынка бытовой техники и электроники и ужесточение конкуренции между продавцами может кардинально изменить расстановку сил между игроками. И тому уже есть подтверждение.

В последнее время позиции крупного игрока, компании "М.Видео", пошатнулись. Всячески подчеркивающая свою открытость и прозрачность компания стала лукавить.

Еще совсем недавно руководство “М.Видео” публично заявляло, что развитие сети происходит исключительно на собственные средства, без привлечения кредитов. Развивать розничную сеть, расходуя на это прибыль компании, вроде бы даже неплохо. Всем известно, что российские банки не дают столь необходимых ритейлорам дешевых и “длинных” денег, доступ к которым есть у западных сетевых компаний. Однако начавшаяся на рынке гонка диктует такие темпы роста, которые без кредитов ни одной компании не потянуть. Поэтому "М.Видео" тоже пришлось обращаться в банк, правда, не афишируя этого.

Но, как стало известно ГАЗЕТЕ, недавно в Первом О.В.К. и в Альфа-банке компании отказали. Официально в этих банках не подтвердили информацию о переговорах с “М.Видео”, сославшись на банковскую тайну. Но в Альфа-банке корреспонденту ГАЗЕТЫ признались, что пару лет назад банк уже “имел отношения” с “М.Видео”, а представитель Первого О.В.К. сказал, что банк “кредитует многие торговые организации, но некоторым отказывает по своим причинам”.

"Свои причины" в подобной ситуации, как правило, сводятся к тому, что бизнес-план компании не вызывает доверия у кредитора. В данном случае потенциальных инвесторов могли напугать слишком масштабные планы "М.Видео": компания хочет как минимум удержать свои 30% рынка, что при нынешних темпах его роста (по некоторым оценкам, 50-70% в 2002 году) требует очень больших вложений. Окупаемость же проектов составляет от 3 до 5 лет.

В качестве основных задач компании в ближайшее время декларируется укрепление лидирующих позиций в Москве и регионах с помощью открытия новых магазинов, а также выход в Санкт-Петербург и Челябинск. В 2003 году "М.Видео" планирует также открыть более 10 новых магазинов, а к 2005 году их количество должно достигнуть 60. Заметим, что открытие одного гипермаркета электроники с открытой формой торговли обходится торговой компании в несколько миллионов долларов.

В отсутствии крупных кредитов сеть будет вынуждена “перехватывать” деньги мелкими порциями в небольших банках. Причем ставки кредитов существенно (на 5-6%) превышают средний по рынку уровень. А сумма выплачиваемых процентов, по некоторым данным, составляет от 500 до 700 тысяч долларов в год.

Не по средствам

При явной нехватке средств на развитие “М.Видео” вкладывает в рекламу, по оценкам агентства GFK, в 2,5-3 раза больше денег, чем ближайшие конкуренты. В результате компания уже сейчас вынуждена решать свои проблемы за счет потребителя: завышать цены и вводить покупателей в заблуждение. В частности, в том, что касается скидок.

На фоне декабрьских распродаж в других сетях, проходящих под лозунгом “Суперраспродажа - 20%”, в “М.Видео” объявлены новогодние скидки от 20 до 50%. Реально же в магазинах этой сети можно найти большой ассортимент товаров со скидкой 20%, реже - 30%. С 50-процентной скидкой продаются только шнуры, сумки для видеокамер, полки, кастрюли, автомобильные кабели, разъемы и клеммы, а также другие аксессуары. Из бытовой техники в разделе “Скидки 50%” обнаружился единственный холодильник Electrolux за 450 долларов и техника класса “люкс” фирм Miele и Gaggenau, цены на которую со скидкой начинаются от 1000 долларов. К примеру, встраиваемый холодильник Gaggenau можно купить за полцены - всего за 174 950 рублей.

На фоне других магазинов, торгующих аналогичным товаром, этот маркетинговый ход выглядит по меньшей мере несолидно. Скорее всего, после этого "М.Видео" потеряет часть своих клиентов. ("Газета", 18.12.2002)

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>