Киргизская экономика увязла в долгах.
Скоропостижная кончина киргизского премьера Жумабека Ибраимова, который пробыл на посту главы правительства всего четыре месяца, похоже, означает новый виток ожесточенной борьбы кланов и группировок за власть. Борьба разворачивается на фоне углубляющегося экономического кризиса. При полной растерянности официальных властей за две последние недели курс национальной валюты по отношению к доллару упал на 12%. А за год киргизский сом стал легче вдвое. Председатель правления Нацбанка Улан Сарбанов на вопрос журналистов, когда же остановится стремительное падение сома, меланхолично ответил: "Время покажет".
А что он может сказать, если для погашения долга Узбекистану за природный газ пришлось из закромов родины взять последние 20 тыс. тонн зерна, фактически лишив республику неприкосновенного запаса "на черный день". Хотя заплатить надо было всего лишь 3 млн долларов. Однако и такой суммы у правительства не нашлось.
Внешний долг республики уже превышает миллиард долларов. По нынешнему курсу это больше валового продукта республики. Еще примерно столько же составляет внутренний долг. Чтобы сократить внешние заимствования, правительство вместе с президентом Акаевым пошло на явно нерыночные шаги. Оно попыталось вернуть себе монополию на самые доходные секторы торгового бизнеса. Сначала государство "наложило лапу" на производство и торговлю алкоголем. А сейчас создано государственное предприятие "Мунай", которому передаются все поставки нефтепродуктов. И это при том, что за последние годы чиновники доуправлялись до того, что убыточным стало даже производство электроэнергии на гидростанциях: главный монополист республики - "Кыргызэнерго" - все больше увязает в долгах.
Панику на валютном рынке подстегнуло крушение трех крупнейших банков, финансировавших все тех же монополистов - газовиков, энергетиков. И когда бывший директор корпорации "Кыргызгазмунайзат" сбежал за границу, прихватив с собой 18 млн долл., финансовая система рухнула. Ведь уставные фонды даже крупнейших банков Киргизии едва превышают миллион "зеленых". Вся надежда опять на зарубежные кредиты. Уже объявлено, что МВФ выделяет Киргизии 26,7 млн долл. на стабилизацию национальной валюты. Сумма небольшая, но ее должно хватить на то, чтобы сбить рыночный ажиотаж и ежемесячно выделять по 3-4 млн для поддержания сома.
Однако коренные причины неустойчивости сома сохраняются. До сих пор не работает промышленность, падает доверие инвесторов. Решение государства опять монополизировать торговлю нефтепродуктами обанкротило десятки фирм, большинство из которых создавалось при участии иностранного капитала. Так что доверие, как сказал депутат Жогорку Кенеша Данияр Усенов, падает уже не только к банкам, но и ко всему государству. /ВРЕМЯ-MN , 58 ,06.04.1999/