Подхватить их могут Россия, Белоруссия и Украина.
Мировое швейное производство вовсе не предполагает разработки моделей на предприятиях - швейники лишь выполняют заказы многочисленных компаний, чья задача - конструирование самой модели и создание торговой марки. Исторически сложилось так, что вся Северная Америка и Западная Европа уже несколько десятилетий ничего у себя не шьют. До недавних пор львиную долю заказов модельеров этих стран выполняли швейные предприятия в Юго-Восточной Азии, достаточно много заказов было в странах Балтии, слегка перепадало и российским предприятиям. Сегодня ситуация в корне меняется - заказчиками овладела склонность к перемене мест, объясняющаяся изменением экономической ситуации в освоенных ими странах.
Большинство литовских швейных предприятий, уверены их руководители, в ближайшее время окажутся на грани банкротства, а швейное производство будет переноситься в Белоруссию, Россию и Украину.
Во многих европейских странах из-за высокой стоимости рабочей силы вот уже примерно 10 лет почти ничего не шьется. Предприниматели этих стран работают в государствах Восточной Европы и Азии. Как утверждает директор литовско-германского СП Brelytus textil г-н Петкявичус, заказы и инвестиции европейцев привели к тому, что Литва несколько лет назад стала крупнейшей швейной фабрикой Европы. По данным ассоциации легкой промышленности Литвы, около 80% изготавливаемой в республике одежды экспортируется.
Однако теперь и литовские швейные фабрики, и цеха начинают терять заказчиков. Главная причина та же, что и везде в Европе: слишком высокие издержки производства, прежде всего - стоимость рабочей силы. Средняя зарплата в Литве сейчас составляет 260 долл., а цены на энергоносители в несколько раз выше, чем в странах СНГ. Это заставляет иностранных заказчиков и инвесторов все больше задумываться о переносе производства дальше на Восток.
По словам директора швейной фабрики Lispimex г-на Дилиса, уже более десяти лет работающего с партнерами из Западной Европы, большинство иностранных заказчиков начали искать возможности заключения контрактов в Белоруссии, России и на Украине, где после девальвации национальных валют рабочая сила подешевела в несколько раз. "Первыми Литву покинули немецкие предприниматели, вслед за ними стали исчезать заказчики из Дании и Англии", - говорит г-н Дилис.
В соответствии с литовским законодательством, минимальная заработная плата в республике составляет 110 долл. в месяц. А на Украине, например, квалифицированной швее можно платить не больше 50 долл. в месяц.
Положение работающих на экспорт литовских предприятий осложняется проводимой правительством финансовой политикой. Пять лет назад в республике была введена система так называемого "валютного управления": курс национальной валюты был установлен в соотношении 4 лита за доллар, а количество находящейся в обращении денежной массы привязано к золотовалютным резервам.
Отрицательное влияние такой системы на национальную промышленность особенно остро проявилось после начала российского экономического кризиса, который понизил и прежде невысокую стоимость рабочей силы в этой стране. Несмотря на то что в Литве практически нет инфляции, а средняя зарплата в несколько раз выше, чем в странах СНГ, уровень промышленного производства и объем экспорта в этом году снизились до рекордно низкого уровня.
"В первую очередь пострадали небольшие швейные цеха. Положение крупных предприятий несколько лучше, но и их перспективы весьма неопределенны", - говорит директор отдела маркетинга ассоциации легкой промышленности Литвы г-жа Манчаускене.
Значительная часть иностранных заказчиков пока еще остаются в Литве только потому, что их не устраивает качество оборудования и уровень квалификации швей в странах СНГ. "Мы будем иметь работу только до тех пор, пока западноевропейские предприниматели будут получать неприятную информацию из России и Украины, например, что в таком-то цехе всю неделю пьянствуют или такому-то бизнесмену по дороге отрезали голову. Как только в странах СНГ будет создан благоприятный для бизнеса климат, европейские предприниматели уйдут туда", - сказал г-н Дилис. /ВРЕМЯ-MN , 61,09.04.1999 /