ДВУХПРОЦЕНТНЫЙ РАСТВОР

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ДВУХПРОЦЕНТНЫЙ РАСТВОР

Боясь отпугнуть покупателей высокими ценами, производители и торговля готовы делиться прибылью с государством

"СОВСЕМ ОБАЛДЕЛИ С ЭТИМИ налогами, - ворчит пожилая женщина, сидя в кресле парикмахерской. - И так кабачки по 9 рублей, а тут еще какой-то налог с продаж ввели, теперь все подорожает. Прямо на выживание нас испытывают". Аналогичное ворчание с начала июля периодически слышится в московских магазинах, сберкассах, химчистках, турагентствах и т.д. То есть везде, где люди расплачиваются за товары и услуги.

Причиной тому - введенный с начала июля в Москве налог с продаж (2% от стоимости товаров и услуг), включаемый в цену. Под него подпадают практически все продовольственные товары, за исключением так называемых социально значимых (хлеба, молока, соли, сахара, растительного масла, картофеля, детского питания и одежды, лекарств и товаров для инвалидов), и ряд услуг (кроме жилищно-коммунальных, банковских, страховых, ритуальных и др.). Теоретически налог с продаж должен был привести к автоматическому росту цен на все "охваченные" им товары. Об этом накануне введения налога с тревогой поторопились сообщить многие СМИ. Однако массовый рост цен произошел далеко не повсюду. К примеру, в продуктовом павильоне около станции метро "Войковская" корреспонденту "Итогов" заявили, что у них ничего не подорожало и в ближайшее время ценники переписываться не будут. "Странное дело, - отмечает Наталья, привыкшая каждый день отовариваться в универсаме в районе Коньково. - Вареная колбаса и импортное пиво подорожали на рубль, свежие куры на 2 рубля, а вот кофе в зернах, мороженое, минеральная вода и другие напитки почему-то не подорожали вообще".

Ничего странного. Поскольку в нашей стране законы рыночной экономики все-таки худо-бедно действуют, далеко не каждый торговец решится резко повышать цены (а если и решится, то будет это делать избирательно, в зависимости от спроса на конкретный продукт). Времена, когда торговцы (да и производители) автоматически повышали цены вслед за любым постановлением правительства, закончились 17 августа прошлого года. Девальвация заставила коммерсантов искать резервы снижения цен и жертвовать частью прибыли ради сохранения бизнеса.

Сегодня любой московский магазин, павильон или палатка способны отстегнуть без особого ущерба для себя причитающиеся государству два процента от своей прибыли. "Два процента не такая уж большая сумма, - говорит представитель одной из частных фирм, занимающихся производством и розничной торговлей мясом и мясопродуктами. - А если мы повысим цены, то рискуем потерять клиентов". К тому же не стоит забывать, что летом в сезон отпусков традиционно падает спрос на товары и услуги. А жаркая погода заставляет скидывать цену на скоропортящиеся продукты типа мяса, птицы и всенародно любимой колбасы.

Свободу маневра торговле дает тот факт, что закон "О налоге с продаж" не обязывает выделять в чеках и ценниках сумму налога отдельной строкой (как это было в конце 80 - начале 90-х, когда действовал так называемый горбачевский 5-процентный налог). То есть понять, подорожал товар из-за налога или по какой-то другой причине, просто невозможно. Конечно, все зависит от ценовой политики конкретного магазина. Кто-то цены все же повысил. Однако это могло произойти и без введения налога. Ведь здесь играет роль абсолютно все: по какой цене был закуплен товар, насколько бойко идет торговля, неизбежная инфляция, наличие конкурентов (скажем, единственный на весь микрорайон магазин теоретически может повышать цены до бесконечности) и пр. и пр.

Впервые о налоге с продаж заикнулось правительство Сергея Кириенко, пытавшееся прошлым летом в предчувствии финансовой катастрофы протащить через Думу "антикризисный" пакет законопроектов. Правда, принимать отдельный закон депутаты тогда не захотели, не желая брать на себя ответственность за всеобщее подорожание. В итоге эта ответственность была переложена на депутатов региональных законодательных собраний - 16 июля прошлого года Госдума приняла поправки к 20-й статье закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", где в числе региональных налогов фигурировал налог с продаж. Прошлой осенью правительство Евгения Примакова пообещало снизить налоги, в частности НДС (налог на добавленную стоимость) с 20 до 15%, чтобы тем самым простимулировать рост отечественного производства. А поскольку снижение НДС неминуемо привело бы к падению доходов региональных бюджетов (поступления от него делятся между федеральным центром и территориями в соотношении 75:25), то, стремясь компенсировать эти потери, большинство регионов приняло у себя законы о налоге с продаж. Так что в провинции он появился значительно раньше, чем в Москве, буквально с начала года. Что было потом - известно: снижению НДС, как и остальных налогов, воспротивился МВФ. А налог с продаж так и остался.

Многие регионы сразу решили ввести максимальную ставку налога в 5%. Москва тянула до последнего. Столичное правительство внесло на рассмотрение городской Думы соответствующий законопроект только в конце февраля, тоже предложив ставку налога в 5%. Однако депутаты, опасаясь непредсказуемых последствий и гнева избирателей, предложили ставку в 2%. Кроме того, заботясь об интересах малоимущих слоев населения, они существенно расширили льготный перечень товаров, не подпадающих под действие налога. Туда, в частности, попали овощи (капуста, морковь, свекла, лук, чеснок), мука и макароны, яйца, чай, спички, стиральные порошки, мыло и зубная паста (отечественного производства), а также книги, газеты и журналы (кроме рекламных и эротических). В результате долгих дискуссий столичный налог с продаж стал плодом компромисса: с июля и до конца 1999 года будет действовать льготная ставка в 2% от стоимости товаров и услуг, а с 2000 года она вырастет до 4%. Однако в принципе закон можно изменить. "Если у депутатов городской Думы будут данные о негативных социальных последствиях, вызванных введением этого налога, а доходная часть бюджета за счет него существенно не пополнится, то Дума в процессе обсуждения городского бюджета на будущий год будет настаивать, к примеру, на пересмотре ставки налога", - говорит Виктор Двуреченских, депутат Мосгордумы, председатель комиссии Московской городской Думы и московской городской администрации по нормативной базе земельно-имущественных правоотношений. По его словам, многое будет зависеть и от того, намерено ли федеральное правительство вводить дополнительные налоги.

Конец льготе

В целом налог с продаж сам по себе вряд ли спровоцирует серьезный рост цен. Гораздо сильнее по карманам населения ударит отмена льготной ставки НДС на отдельные виды продовольствия. Из-за этого некоторые продукты могут подорожать на все 10%. Впрочем, не стоит забывать, что сравнительно дешевую еду (с льготным НДС в 10% вместо обычных 20%) мы покупаем еще с июля 1995 года. С тех пор соответствующие постановления о льготном НДС "для стабилизации положения на продовольственном рынке" по очереди выпускали правительства Виктора Черномырдина, Сергея Кириенко и Евгения Примакова, лишь немного меняя перечень "льготных" товаров. С осени прошлого года льготный список включал скот и птицу в живом весе, мясо и мясопродукты (кроме деликатесов), молоко, яйца, сахар (включая сырец), зерно и комбикорма, хлеб, крупу, муку, рыбу и морепродукты (кроме деликатесов), овощи, детское питание. Предполагалось, что пониженная ставка НДС на них сохранится до конца мая 1999 года. Когда этот срок подошел к концу, нынешний премьер Сергей Степашин подписал постановление, продлив жизнь "примаковского" льготного списка еще на месяц - до 30 июня 1999 года. А с июля действует "степашинский" список: льготный НДС на социально значимые товары - хлеб (вплоть до сдобных булок и баранок), молочные продукты (кроме мороженого), соль, макароны, маргарин, растительное масло, мука, крупы, детское и диабетическое питание, картофель и овощи - остается. Однако теперь из льготного перечня исчезли мясо и мясопродукты, сахар, яйца, рыба и морепродукты. Но пугаться того, что автоматически вырастут цены, к примеру, на колбасу, не стоит: льготный НДС на так называемый скот в живом весе (сырье для мясоперерабатывающей промышленности) тоже остался. Поэтому у производителей остается резерв для сдерживания цен. Вообще отечественному производителю в отличие от импортеров гораздо проще маневрировать с ценами, хотя это не всегда благотворно сказывается на качестве (чаще всего, используется более дешевое сырье, упаковка).

А любителям импортного продовольствия вскоре придется раскошеливаться - оно подорожает в наибольшей степени. Возможностей для удержания роста цен у компании-импортера значительно меньше, разве что собственная прибыль. Заставить же заграничных производителей существенно снизить цену российские закупщики вряд ли смогут. /ИТОГИ,20.07.1999/

ПО ЗАКОНУ НАЛОГ С ПРОДАЖ БЕРЕТСЯ СО СТОИМОСТИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), РЕАЛИЗУЕМЫХ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ.ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ ПРЕДПОЛОЖИТЬ,ЧТО ЦЕНЫ ВЫРАСТУТ БОЛЬШЕ ЧЕМ НА 2%, ТАК КАК ТОВАР, ДВИГАЯСЬ ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ К ПРИЛАВКУ, ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ОПТОВЫЕ БАЗЫ, ПОСРЕДНИКОВ И Т.Д. БОЛЕЕ ТОГО, НЕКОТОРЫЕ СМИ СООБЩИЛИ, ЧТО МОСКОВСКИЙ НАЛОГ С ПРОДАЖ НЕМИНУЕМО ВЫЗОВЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РОСТ ЦЕН В РЕГИОНАХ, ПОТОМУ ЧТО СТОЛИЦА С СОВЕТСКИХ ВРЕМЕН ТАК И ОСТАЛАСЬ НЕКИМ ЦЕНТРОМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ.

ИМЕННО В МОСКВЕ АККУМУЛИРУЮТСЯ КРУПНЫЕ ПАРТИИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И ПРОЧЕГО ДОБРА, КОТОРОЕ ЗАТЕМ ОТПРАВЛЯЮТ В ПРОВИНЦИЮ. ОДНАКО НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО РАСЧЕТЫ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ (К ПРИМЕРУ, МЕЖДУ СТОЛИЧНЫМИ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОПТОВИКАМИ) НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ НЕ ДОЛЖНЫ ПРЕВЫШАТЬ 10 ТЫС. РУБ. ЕЖЕДНЕВНО.

ТО ЕСТЬ, ЗАКУПАЯ В МОСКВЕ, СКАЖЕМ, ВАГОН БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ, ТОРГОВЦЫ ОБЯЗАНЫ РАССЧИТЫВАТЬСЯ ЧЕРЕЗ БАНК, ИЗБЕГАЯ ТЕМ САМЫМ НАЛОГА С ПРОДАЖ.

А ЕСЛИ КТО-ТО ПРЕДПОЧИТАЕТ "ЧЕРНЫЙ НАЛ", ТО ТЕМ БОЛЕЕ НИ О КАКИХ НАЛОГАХ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ И РЕЧИ /Журнал "Итоги" N29 07/20/99/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>