НАРОДНОСТЬ И МАГАЗИННОСТЬ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
НАРОДНОСТЬ И МАГАЗИННОСТЬ

В Москве появляются новые "народные" магазины - магазин "Одной цены" возле Петровско-Разумовской, опять же "Тати" в Рамсторе и широко разрекламированный Еародный Универмаг "Солянка".

К Народному Универмагу стоит очередь. В основном в день распродажи новой "коллекции", поскольку принцип этого магазина есть принцип вещевого развала, включающего в себя как идею разочарования, так и идею нового очарования, как возможность счастливой вещевой находки, так и вероятность неудачи. С фасада магазин богато украшен голубыми козырьками - этими европейскими наличниками, - поэтому каждое окошко нарядное, как в ресторане. Внутри красивая лестница. На первом этаже в качестве выставки стоит надувная дачная мебель немаркого черного цвета. Охранники, присаживаясь на мебель, подстилают под себя газеты, ибо сидеть в жару на этих излюбленных телевизором предметах мучительно неудобно по ряду физиологических причин. На втором этаже имеется агрессивная камера хранения - в магазине запрещено передвигаться с сумками. Всего же в магазине три этажа. И на каждом этаже располагаются залы. В каждой зале вещи подобраны по ценам - в одной, скажем, в пятьдесят и сто рублей. В другой - в двести и триста. Есть вещи в пятьсот рублей. Есть прекрасные детские вещи. Продавщицы немного утомлены народом. Все-таки народный гений имеет яркий, взрывной характер. Поэтому продавщицы походят на горничных буржуазного семейства, привыкших немного букой подавать пальто в рукава не самым важным гостям.

В общем, мы имеем энергичный дешевый магазин, рассчитанный на так называемые бедные деньги. Как известно, торговать можно двумя способами - продавать большому количеству людей дешевые вещи или очень небольшому количеству - дорогие. Что труднее - привлечь в заведение изрядную толпу покупателей или уговорить одного покупателя расстаться с изрядной суммой? Оба способа одинаково трудоемки и в случае успеха одинаково эффективны. Поэтому в мире есть и богатые магазины для бедных, и бедные магазины для богатых. Уж последние не новость - сколько Москва видела разорившихся "элитных" салонов. Но, казалось бы, Москва повидала и благоденствующие стадионы, и фабрики народной торговли - все эти кожаные миры и рыночные прилавки, товар на которых похож на имущество индуса, умершего от чумы.

И тем не менее в "народных" магазинах есть свежесть идеи, важная общественная новость, высказанная языком вещей. Посещение магазина волнует. Мне кажется, вот отчего. Вещевые рынки Москвы умственно хаотичны. Грубо говоря, они не имеют концепции торговли. Путаются в покупательском адресе, как плохие газеты. В самых "приличных" из них арендаторы и продавцы пытаются имитировать дорогую торговлю, то есть, мягко говоря, будучи людьми небогатыми, считают, что могут торговать для "богатых" или желающих таковыми показаться на игровом поле Щелковского или Митинского рынка; на самых дешевых бедные торгуют для бедных - тут интонация двухсторонней нужды и частного, но бесперспективного равенства.

В "народных" магазинах другое. Тут впервые богатые (хотя бы имеющие вполне дорогостоящий комплекс идей, европейские связи, рекламную активность и деньги на аренду магазина в центре) начинают официально торговать для бедных.

И так же, как девять лет назад первые магазины "для кооператоров" вызвали взрыв публицистики - ах, появились магазины для богатых, значит, появились богатые, - так же и теперь первые "заявленные" магазины для бедных (народные магазины) выводят понятие бедности из умственной невнятицы к свету обсуждения. Итак - у нас есть бедные. Бедные есть везде. Но во всякой другой стране есть государственная философия бедности. И связанная с ней вещевая культура бедности. А в нашей - нету.

ДОСЬЕ "МН"

По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доходы более 50 % россиян лежат в области ниже рассчитанного учеными прожиточного минимума (в 4-й зоне, к которой относится и Москва, прожиточный минимум в марте 1999 года исчислялся 1104 руб. 77 коп.).

В середине июня Государственная дума утвердила в первом чтении законопроект "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". В разработанную думцами "ПК" входят 35 различных продуктов питания, 10 групп непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования и 7 групп платных услуг. В ценах марта 1999 года по Москве стоимость "ПК" составляла:

- по "старой" системе (до принятия нового закона) - 857 рублей,

- по новой - 1037 рублей.

По подсчетам специалистов, если данный закон вступит в силу, то число лиц, живущих за пределами "прожиточного минимума", может увеличиться на 10 - 15%. / Московские новости ,20.07.1999/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>