САМЫЙ БОЛЬШОЙ DUTY FREE В ЛОНДОНЕ, САМЫЙ ДЕШЕВЫЙ - В ДУБАИ

<< предыдущая статья     оглавление 
САМЫЙ БОЛЬШОЙ DUTY FREE В ЛОНДОНЕ, САМЫЙ ДЕШЕВЫЙ - В ДУБАИ

ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ Самый большой duty free в Лондоне, самый дешевый - в Дубаи В 1998 году в списке 500 лучших магазинов системы беспошлинной торговли Moscow duty free стоял на 32 месте, опережая duty free в аэропортах Мадрида, Сан-Франциско и других сильных конкурентов. О том, как сегодня обстоят дела в области беспошлинной торговли в России, корреспондент "i" Валерия МОЗГАНОВА побеседовала с Биллом МАКСВЕЛЛОМ - директором и генеральным менеджером компании AEROFIRST. - Господин Максвелл, не могли бы вы вкратце рассказать историю возникновения беспошлинной торговли в мире? - С удовольствием, тем более, что родоначальницей duty free является моя родная страна - Ирландия. В 1947 году ирландским правительством был открыт самый первый в мире магазин беспошлинной торговли - в аэропорту Шеннон. Товары, представленные в магазине, были в основном ирландского производства - напитки, фарфоровые и стеклянные изделия. Постепенно ирландская система duty free выросла в многомиллионный бизнес и нашла сторонников за пределами Ирландии: в1957 году магазин беспошлинной торговли открылся в Амстердаме, год спустя - в Брюсселе, затем в Лондоне, Франкфурте-на-Майне... А сегодня сеть duty free" опутала" весь мир. - А что в этой области происходило тогда в СССР? - Тут - любопытная история. К концу 70-х годов у Ирландии установились очень хорошие партнерские отношения с советской авиакомпанией Аэрофлот. В то время Аэрофлот искал базу для транзитных посадок при выполнении дальне магистральных рейсов - место, где можно было бы взять дополнительное бортпитание, сменить экипаж, но главное - дозаправить самолет. Аэропорт Шеннон оказался именно таким местом: так удачно получилось, что по реке, протекающий близ Шеннона, ходили танкеры с горючим. Сметливые ирландские бизнесмены быстро соорудили для "советских" топливные резервуары, а в деревушке около Шеннона построили домики для летчиков - после чего деревню стали называть "русской". Договор, заключенный между СССР и Ирландией, можно было назвать бартерным - в стиле "нефть в обмен на продовольствие". Аэрофлотовские самолеты получали дешевое топливо, одновременно платя за техобслуживание, бортпитание и т. д. С годами дружба крепла, и вот в середине 80-х русские сказали: у вас большой опыт в организации сети duty free, давайте, наконец, откроем беспошлинные магазины и в СССР. Было создано предприятие AEROFIRST - одно из первых в вашей стране совместных предприятий, учредителями которого стали советский Аэрофлот и ирландская компания Aer Rianta International - пионер беспошлинной торговли. И в1988 году мы открыли первый магазин duty free в Шереметьеве. Потом к двум учредителям AEROFIRST присоединился третий - международный аэропорт Шереметьево. Так что теперь мы работаем втроем. - И как вам работается? - Вначале было очень много сложностей - с таможней, с поставщиками. Да к тому же у СССР не было никакого опыта в этом деле. За первый год работы объем продаж шереметьевского duty free составил всего 10-12 миллионов долларов. Для сравнения: в 1997 году - более 100 миллионов. Потом случилось 17 августа - и клиентов у нашего duty free резко поубавилось. Но теперь ситуация выравнивается. Мы рассчитываем, что в этом году выйдем на отметку 70 миллионов долларов. Если, конечно, опять не приключится какой-нибудь кризис. - Как формируется ассортимент товаров, представленных в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту Шереметьево? - Одна из основных проблем магазинов duty free - нехватка площадей. Поэтому магазины беспошлинной торговли традиционно отдают предпочтение небольшим по размеру товарам: владельцам магазинов легче разместить их на торговой площади, а покупателям - взять с собой в самолет. В первую очередь, это алкогольные напитки, сигареты, парфюмерия, сладости, приятные для души и тела аксессуары -галстуки, часы, ручки и т. д. - Вы предупредили мой следующий вопрос: не появятся ли в московских duty free,например, автомобили или холодильники? - Вряд ли. Ну кому придет в голову, улетая из России, покупать машину или морозильную камеру? Пускать их в продажу бессмысленно и невыгодно. Хотя я знаю, что в некоторых duty free такие вещи продаются. Отдельного разговора заслуживает одежда - ее, как мне кажется, нам тоже нет особого смысла продавать. Костюмы или платья - надо долго присматривать, выбирать, мерить. Что ни говорите - это не для duty free. - Но ведь когда у вас был беспошлинный магазин на прилете, там это все продавалось? - Там - да. С 1988 по 1993 год в вашей стране был большой спрос на технику, поэтому в нашем магазине на прилете она действительно была - видеомагнитофоны, бытовая техника, даже стиральные машины. Потом спрос упал: любую технику стало возможно купить в городе, а в 1997 году магазин duty free на прилете и вовсе закрыли. - Он помешал таможенникам? - Честно говоря, не знаю, кому он помешал. Но инициатором его закрытия действительно была таможенная служба России. Если кто-то думает, что это чисто российское, или, скажем, чисто ирландское изобретение - глубоко ошибается. Магазины duty free на прилете работают в более чем 20 странах мира - на Филиппинах, в Будапеште, в некоторых аэропортах США и Канады. И все довольны - бизнесмены получают прибыль, государство пополняет казну за счет налогов. Хотя Европе такая практика не свойственна. Теперь наш бывший duty free на прилете - самый обычный магазин, торгующий по ценам, в которые включены все полагающиеся российские налоги и таможенные сборы. Этот опыт работы вне системы duty free мы использовали, открыв в прошлом году свой магазин в ЦУМе. И хотя цены там далеко не "беспошлинные", от отсутствия покупателей мы не страдаем. - Откуда вы берете свои товары? Связываетесь непосредственно с фирмами-производителями? Или с посредниками? - Все товары, продающиеся в наших магазинах, - стопроцентно, как в России принято говорить, "родные". Мы подписываем контракты только с производителями, никогда не прибегая к помощи третьих лиц. Бывает, правда, что к нам обращаются фирмы, предлагающие не свои, а чужие товары и по более низким ценам. Но мы всегда отказываемся от их услуг - репутация дороже. - Как определяется цена товаров в duty free? Точнее, кто ее диктует - вы сами, правительство, фирма-производитель, рынок? - Первое, от чего зависит цена того или иного товара, - пошлины, которые действуют на его ввоз в страну. Есть, впрочем, поставщики, которые устанавливают на свою продукцию фиксированные цены. Например, фирма Hermes, выпускающая очень красивые и качественные галстуки и платки: цены на ее изделия одинаковы во всех странах Европы. Но таких фирм, прямо скажем, немного. Как правило, цена в магазине duty free примерно на 25 процентов ниже, чем цена на этот товар в обычных магазинах. Со спиртным и сигаретами еще проще - здесь мы освобождены и от НДС, и от акциза. На сигаретах, положим, много не заработаешь - они в городе хоть и поддельные, но дешевые. А вот на алкогольных напитках можно делать хороший бизнес: наши цены примерно вдвое ниже, а продукция высококачественная. - В "Шереметьево-2" duty free, кажется, всех устраивает. Чего не скажешь о магазине в "Шереметьево-1" - ассортимент там, прямо скажем, скудный. С чем это связано? - "Шереметьево-1", хоть и международный аэропорт, но все же потенциальных клиентов магазинов беспошлинной торговли там намного меньше. Да и с площадью у них большие проблемы. Поэтому магазин duty free в "Шереметьево-1" действительно маленький. Но мы считаем, что бизнес там имеет тенденцию к росту - в первую очередь, за счет пассажиров чартерных рейсов. Так что возможно в скором времени будем расширяться. - AEROFIRST обслуживает только пассажиров Шереметьева? А о том, чтобы включить в свою "зону влияния" другие московские аэропорты или международные вокзалы вы не думали? - Мы провели ряд переговоров - с аэропортом Домодедово, например, и с представителями Владивостока. И даже подумывали о том, чтобы создать еще одну компанию. Чего скрывать - ирландская сторона очень заинтересована в расширении бизнеса. Но все упирается, как всегда, в бумаги - лицензии, документы, разрешения таможни. Так что пока радоваться нечему - дальше разговоров дело не идет. - Бытует мнение, что цены на товары в аэропортовых магазинах duty free отличаются от цен в тех же магазинах, работающих на бортах самолетов. Это впечатление правильное? - Абсолютно. Цены на борту ниже, но не намного - в среднем, доллара на 2-3.Дело в том, что в самолетах мы можем избежать тех трат, от которых никуда не денешься на земле - аренда площадей, зарплата персоналу магазинов. Там мы всего лишь оплачиваем работу стюардессы, которая толкает тележку с товаром. Правда, ассортимент в "воздушных" duty free очень ограниченный - в самолет много не загрузишь. В среднем, доля этого бизнеса составляет 13-14 процентов от общего объема продаж. - Какой из мировых магазинов duty free вы бы назвали самым большим и какой -самым дешевым? И, кстати, опыт какого магазина duty free вы хотели бы перенять? - Самый большой... пожалуй, в лондонском Хитроу. Там 4 терминала и под магазины беспошлинной торговли отданы огромные площади. Самый дешевый - безусловно, в арабских странах: Дубаи и, может быть, Абу-Даби. Но это понятно. Там магазины duty free - это не бизнес. Ну, не совсем бизнес, не прежде всего бизнес. Когда строились арабские магазины беспошлинной торговли, их главной задачей было привлечение в аэропорты клиентуры. То есть они выступали в роли морковки, за которой, как ослики, побегут иностранные пассажиры, а, стало быть, и иностранные авиакомпании. Они своего добились, а цены там до сих пор остаются фантастически низкими. Что касается опыта, то у нас и своего достаточно - мы работали и в Европе, и в Азии. А сейчас не мы, а, скорее, у нас перенимают наш российский опыт. - Шутите? - Вовсе нет. Организация сети duty free в России имеет свои особенности. Когда мы начинали, подавляющее большинство наших клиентов были иностранцами. А сегодня около 80 процентов составляют российские покупатели. И, как оказалось, россияне отдают предпочтение только самому хорошему и высококлассному. Поэтому, если, например, в Европе большинство магазинов duty free торгуют коньяками средней выдержки и парфюмерией eau de toilette, то у нас - дорогостоящий виски, коньяки лучшей выдержки и почти сплошь eau de parfum. А поскольку сейчас российские туристы стали огромной и очень выгодной частью клиентуры беспошлинных магазинов, зарубежные коллеги смотрят на нашу работу и потихоньку ее перенимают. Особенно в тех странах, куда россияне приезжают часто и в больших количествах. - Собирается ли AEROFIRST вводить систему скидок, организовывать бонус-программы для часто летающих пассажиров? - Такие предложения рассматриваются. Во-первых, у нас периодически проводятся распродажи тех или иных товаров. Кроме того, есть идея ввести в оборот что-то вроде дисконтных карт. Совершает человек покупку долларов, скажем, на 300 - до конца года получает скидку на все покупки. Тратит в магазине duty free тысячу и больше долларов - получает еще большую скидку. Правда, нигде в мире такой системы пока не существует. Возможно, мы будем первыми. - Не могли бы вы прокомментировать ситуацию, сложившуюся в Европе в связи с закрытием внутри европейских магазинов duty free? - За это надо сказать спасибо датчанам. Среди 15 стран ЕС, где работали магазины беспошлинной торговли, 14 были совсем не против продолжения этой практики. Ирландское правительство, кстати сказать, прилагало массу усилий, чтобы беспошлинную торговлю оставили в покое. Но Дания встала в непримиримую оппозицию. И вот результат - магазины закрыты. Потери, конечно, грядут огромные. Компания AerRianta International в одной только Ирландии потеряет от25 до 50 ежегодных миллионов долларов. А некоторые и еще больше. Правда, магазины duty free, как вы наверно знаете, сохранены, например, на рейсах из Европы на Канары. Придется европейцам отовариваться там. Впрочем, если здесь сохранится такая жара, Москва составит Канарам серьезную конкуренцию. /Иностранец , 21.07.1999 /

<< предыдущая статья     оглавление