ВЛАДИМИР МАЛЫШКОВ УДИВЛЕН ДЕЙСТВИЯМИ ГЕРМАНА ГРЕФА

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ВЛАДИМИР МАЛЫШКОВ УДИВЛЕН ДЕЙСТВИЯМИ ГЕРМАНА ГРЕФА

- После отмены в стране пятипроцентного налога с продаж прошло больше месяца, уже можно подвести кое-какие итоги. Они оказались неутешительными, - считает руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков. - Ожидаемого массового снижения цен не произошло.

Как известно, в мае прошлого года к президенту обратились полтора десятка фирм и компаний с клятвенными заверениями, что цены в торговле после отмены НСП будут снижены на 5 процентов. Надо сразу сказать, что мэр Москвы Юрий Лужков оказался прав, заявив: президента просто обманули.

В течение месяца мы регулярно отслеживали ситуацию, постоянно проверяли 80 - 90 предприятий торговли. Надо сказать, что такие торговые компании, как "Перекресток", "Седьмой континент", "М-Видео", "Пятерочка", выполнили свое обещание и снизили цены на 5 процентов. Но в целом на ситуацию они повлиять не смогли, так как объем их оборота составляет всего 4,3 процента в торговом обороте города.

Некоторое снижение цен на момент проверки произошло также в магазинах сетевых компаний "Арбат - Престиж", "Электроники "Мир", "Комус", "Спортмастер". Был исключен налог в ценах на ремонт мультисервисной службы быта "Электроника Сервис" на М. Бронной улице и в ряде других. Из 87 проверенных объектов мелкорозничной торговли цены оказались сниженными на размер налога с продаж только лишь в киосках "Рамзай", торгующих мороженым и прочей замороженной продукцией,и в киосках 000 "ТРМ" - на хлебобулочные и кондитерские изделия. В январе 2004 года мы провели также обзорный мониторинг розничных цен на товары и услуги после отмены 5 процентов налога с продаж и уменьшения НДС с 20 до 1 В процентов.

Мониторинг охватил предприятия розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, общественного питания, объекты мелкорозничной сети, расположенные около станций метро "Водный стадион", "Тушино" и в торговом комплексе "Планерный" на территории Северо-Западного административного округа, а также предприятия оказывающие бытовые услуги населению.

Вот результаты. Налог с продаж, как ни в чем не бывало, взимался в магазине "Дикая орхидея" (Кутузовский пр-т, 9), в магазине "Центр Ювелир" на улице Тверская, 12, в "Доме мебели на Шабаловке", в магазинах "Ароматный Мир" фирмы "Арома Маркет", реализующих алкогольную продукцию, и других.

В кафе "Охотничий домик" (районная управа Пресненская) цены в меню не менялись с 23 декабря 2003 года. В обувной мастерской "Твима" прейскурант на мелкий и средний ремонт обуви утвержден директором 10 ноября 2003 года и применяется без снижения на 5 процентов. Это свидетельствует о том, что налог с продаж сохраняется в цене. В результате проведенных проверок было установлено, что в большинстве объектов мелкорозничной торговли ценники после 1 января 2004 года не переоформлялись.

В целом же, как показал анализ, цены за январь не только не снизились, но наоборот, повысились, к примеру, на кур и вареную колбасу на 1 процент, на вермишель - на 0,9 процента, полукопченую колбасу и мороженую рыбу - на 0,8 процента, на яблоки - на 3,9 процента.

Стоимость минимального набора продуктов питания на конец января в городе Москве составила 1390 руб. 21 коп. и повысилась за месяц на 1,2 процента.

- Известно, что именно налог с продажи давал реальные финансовые ресурсы, которые город направлял на реализацию социальных программ. Между тем перечисленные вами такие торговые предприятия, как "Арбат Престиж", "Электроники "Мир", "Комус", "Спортмастер", и другие не торгуют товарами первой необходимости. Так что отмена 5-процентного налога на дорогую электронику, одежду или спортивные тренажеры едва ли поможет решить проблемы малообеспеченных москвичей?

- В том-то и дело, что в Москве налог с продаж вводился в мягкой форме. Им не облагались 11 видов социально значимых и самых востребованных продуктов: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты, растительное масло, маргарин, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского и диабетического питания, мука, яйца, а также детская одежда, обувь, ритуальные услуги. То есть отмена 5-процентного налога с продаж отнюдь не облегчила жизни малообеспеченным москвичам.

Его платили в городскую казну богатые горожане, покупающие дорогие автомобили, украшения, бытовую технику и одежду.

- То есть, выходит, вновь позаботились о богатых?

- Выходит так. За годы, что Герман Греф руководит Министерством экономического развития и торговли РФ, он впервые встретился с представителями 40 крупных торговых сетей. И к нашему изумлению, поддержал тех, кто не выполнил данных обещаний после отмены НСП. "Мы, - заявил он, - в цены вмешиваться не будем. Это дело ваше", Прямо было сказано, в открытую. Мы, мол, и дальше вас в этом будем поддерживать.

Надо ли говорить, что мы в Москве постоянно стараемся находить общий язык с предпринимателями, чтобы решать с их помощью социальные задачи. Для нас важны не только заполненные товарами прилавки, но и их доступность людям. Мы постоянно ведем диалог с бизнесменами, и в этом направлении нам удается немалого достичь. Департамент потребительского рынка и услуг все делает для введения на предприятиях торговли специальных социальных программ "Самые низкие цены". Определен список ста наиболее востребованных товаров ежедневного спроса, цены на которые ниже средних по городу. Постоянно расширяется сеть магазинов-дискаунтов, торгующих со скидками. Сейчас их уже 233. Действует 302 аккредитованных магазина для участников и инвалидов ВОВ и других социально незащищенных граждан, где скидки на товары составляют 10-15 процентов. 53 предприятия принимают "Социальную карту москвича", по которой предоставляются скидки на все товары от 3 до 7 процентов. Со временем число таких магазинов достигнет 1 тысячи. Сейчас многие магазины, стремясь сохранить свой бизнес в столице, проводят распродажи со скидками до 50 процентов.

Конечно же нет ничего плохого в том, если предприниматели накапливают средства для развития своего бизнеса. Но тогда именно так и надо говорить, а не обманывать людей перспективой снижения цен.

Мы понимаем, что обратного хода уже не будет. Налог отменен, бюджет города потерял 22 млрд. рублей. Городские власти делают все для того, чтобы не перекладывать эти издержки на плечи москвичей. И, я думаю, взывать к совести бизнесменов в торговле бесполезно. У нас сейчас свободные цены, и по закону вмешиваться и регулировать их мы не можем. Но правительство Москвы активно использует другие возможности. К примеру, город закупил достаточное количество зерна и теперь имеет возможность сдерживать цены на хлеб. Недавно я был в Красноярске, там резко возросли цены на хлеб и муку. У нас этого, я думаю, не произойдет. Так что рычаги есть. И многое здесь зависит от руководителей регионов.

- Недавно на заседании правительства Москвы Юрий Михайлович отметил работу вашего департамента с предприятиями малого бизнеса. Что главное в этом деле?

- Главное - не мешать. Ну и конечно же помогать всем, чем возможно, создать условия для нормальной работы.

/"Тверская 13", 13.02.2004/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>