ИТОГИ И УРОКИ "ТИАСА"

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ИТОГИ И УРОКИ "ТИАСА"

В этом году исполняется 10 лет широкого развития предпринимательского движения в торгово-рыночной сфере столицы. Пришло время оглянуться на пройденный путь, подытожить результаты, извлечь уроки, заглянуть в будущее. С этой целью намечено в ноябре провести научно-практическую конференцию, посвященную проблемам развития предпринимательства в области торгово-рыночных отношений. В конференции примут участие опытные организаторы, управленцы более 100 рынков и ярмарок, ведущие ученые столицы, представители органов власти.

В плане подготовки к конференции есть смысл обменяться некоторыми предварительными соображениями. Если говорить о главном, общем итоге десятилетнего периода развития торгово-рыночных отношений на основе предпринимательства, то оно, безусловно, состоялось. Исчезли длинные изнурительные очереди в магазинах, не стало дефицита в ассортименте товаров. Это со всей очевидностью подтверждается не только широкой сетью московских рынков и ярмарок (их более 200), но и конкретными показателями субъектов этой сети, в частности, торгового комплекса <ТИАС>, функционирующего в нашем округе.

Сегодняшний <ТИАС> - это магазины, павильоны. Это двухэтажный супермаркет <Верона> из особого стекла и мрамора, с самым совершенным оборудованием, это более 300 фирм и 2 тысяч предпринимателей, в среднем около 6 тысяч рабочих мест, 60 тысяч ежедневно обслуженных покупателей. Это электроподстанция, система отопления и горячего водоснабжения. Одного кабеля протянуто более 120 км. Государственная казна за все эти годы получила от предпринимателей <ТИАСа> более 30 миллионов долларов в виде налогов. На благотворительные цели выделено почти 2 миллиона долларов.

При всем при этом следует заметить, что шли мы к такому итогу по сути на ощупь, по своему уму-разумению. Никого из нас нигде предпринимательскому бизнесу не учили. Литература по этому вопросу также отсутствовала.

Правомерен вопрос: что способствовало такому, пожалуй, единственному положительному сдвигу в осуществлении проводимых реформ? Я полагаю, что этот сдвиг, рывок, прыжок обеспечены в основном двумя побуждающими факторами: во-первых, естественным интересом к масштабности, новизне и приоритетности предпринимательства. Это была одна из тех идей, которые не отдаляют, а притягивают интерес и потому, не посрамляя себя, превращаются в реальность; во-вторых, в предпринимательство пошли высокообразованные люди: доктор наук В. Антипенко, кандидат наук Г. Захарченко, учитель математики В. Зорькин, врач-психотерапевт <афганец> С. Красильников, инженер-конструктор К. Толмачев и др. Имея основательную подготовку в области общей методологии, они в каждой ситуации быстро находят то звено, за которое надо ухватиться, чтобы вытянуть всю цепь. В центре нашего внимания постоянное изучение покупательского спроса (существующего и потенциального), организация рекламы, проведение ценовой политики на основе рыночных требований.

Покупательский спрос мы регулярно изучаем посредством глубоких социологических исследований. Мы знаем основной состав своих посетителей, ассортимент приобретаемых ими товаров, мотивы их выбора <ТИАСа>. Большинство опрошенных посетителей 61% - это трудящиеся, 15% - пенсионеры, 13% - домохозяйки. 70% составляют те, кто посещает регулярно рынок на протяжении уже 3 - 5 лет. <ТИАС> знают не только в Москве. Свыше четверти опрошенных - приезжие из Подмосковья, около 11% посещающих рынок - жители других городов России и стран СНГ. Наряду с продуктами питания в <ТИАСе> покупают одежду, обувь, бытовую технику, средства гигиены, напитки, другие самые разнообразные товары. Каждый четвертый опрошенный сказал, что их сюда привлекает большой выбор товаров, относительно невысокие цены и возможность купить все необходимое в одном месте.

Социологические исследования позволяют планировать работу на опережение, предвидеть возможные сбои в насыщении товаров, максимально удовлетворять покупательский спрос, улучшать условия торговли.

В высокой эффективности рекламы мы убедились на простом житейском примере. Имею в виду название нашего комплекса: <ТИАС>. Это замысловатое название образовано из двух начальных слогов <Тимирязевская ассоциация>. Но его образование, составные части, как выяснилось, почти никого не интересуют. Большинство опрошенных (68%) ответило, что в сравнении с такими известными названиями рынков, как <Лужники>, <Динамо>, <Сокольники>, <Черкизово>, <Выхино> и др., <ТИАС> привлек своей загадочностью и даже интригой. Захотелось поехать в <ТИАС>. И не ошиблись.

Этот пример как нельзя лучше показывает, какие своеобразные и эффективные ресурсы кроются в каждом рекламном средстве, в его оттенках и акцентах. И как важно их отыскивать, умело оформлять и подавать. С этой целью мы позволили себе создать небольшой рекламный отдел, завести специалиста-дизайнера. Исходим из того, что выражение <Реклама - двигатель торговли> хотя и довольно избитое, но лучшего никто не придумал.

В этой связи приведу еще одно устойчивое выражение: <Кто владеет информацией, тот владеет всем>. Нынешним <рыночникам> не надо рассказывать, как много времени и усилий приходится тратить на то, чтобы узнать, где можно приобрести оптом нужный товар, как удачно его разместить, сориентироваться в ценах, получить место для продажи и т.п. И вот явилось чудо - Интернет. Самая полная база данных и мгновенная доставка информации обо всем, что кого интересует. Это средство, как и социологические исследования, заодно и реклама, естественно, не дешевое. Но мы пошли на то, чтобы овладеть Интернетом. Да, среди московских рынков и ярмарок пока еще единицы тех, кто пользуется этой информационной службой. Мы уверены: Интернетом постепенно овладеют все. И он заработает в полную силу в интересах покупателей, арендаторов, оптовиков, транспортников и др.

Большие надежды мы возлагаем на науку. К сожалению, приходится отмечать, что за прошедшее десятилетие, несмотря на то что накоплен огромный практический опыт, он пока никем не исследуется, не обобщается. Думается, в этом вопросе недорабатывает и наша Гильдия рынков и ярмарок, которой под силу организовывать деловые встречи по обмену опытом работы, по выработке совместных проектов, предложений, рекомендаций.

Предприниматели вправе ожидать активного диалога с органами власти. В этом плане полезно использовать богатый опыт тесного взаимодействия подлинного партнерства власти и предпринимателей в дореволюционной России. Приведу только один штрих: любой державный или региональный документ по вопросам бизнеса не выходил без совета и согласования с купцами 1-й гильдии. Предприниматель был наделен правом обращаться непосредственно в Императорский двор. Многочисленные льготы, защитные меры позволяли предпринимателям раскрываться в полную силу, достигать невиданного размаха в своей деятельности. Тем верхоглядам и тугодумам, которые в этом плане напрягаются заново изобрести велосипед, открыть Америку, можно посоветовать: не тратьте сил. Загляните в святцы.

В этом плане наконец-то появился небольшой просвет. Пунктом 15, принятой правительством экономической программы предусмотрено <сокращение количества органов исполнительной власти, полномочных проводить проверки предприятий и применять меры административного воздействия. Введение норм по координации проверок, ограничение их количества и продолжительности (за исключением налоговых). Срок - сентябрь 2000 года>.

В средствах массовой информации время от времени появляются интересные, конструктивные публикации о бизнесе, предпринимательстве. Однако о том, как решаются на деле поднимаемые вопросы, как реагируют на критику власти – не читал. Меньше стало надуманных, плоских анекдотов о <новых русских>, больше стало понимания сути нашего дела, сочувствия нашим трудностям. Полагаю, что в этом немалая заслуга нашей прессы.

Торговля - пока еще довольно слабое звено в системе народного хозяйства новой России. Но взлет состоялся. Теперь надо придать ему устойчивую позицию, стабильный курс. (Московская правда / Северный округ, 29.07.2000)

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>