ПЕЛЬМЕНИ, КОНФЕТЫ, СПАГЕТТИ, ГОРОХ... ДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ, И ВЫБОР НЕПЛОХ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ПЕЛЬМЕНИ, КОНФЕТЫ, СПАГЕТТИ, ГОРОХ... ДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ, И ВЫБОР НЕПЛОХ

"МК" в Питере" решил прогуляться по универсамам города и выбрать для нас с вами лучшее.

Сюда можно заскочить в обеденный перерыв, после работы. Или в выходной приехать на машине, битком набить багажник продуктами, выполнив семейную продовольственную программу на целую неделю. Сетевые универсамы экономят покупателям кучу времени, позволяя вписываться в современный темп жизни. А еще предлагают нам одну из самых завлекательных психологических игр: выбор. Наконец-то у нас есть реальная возможность выбирать все – от самого магазина, куда мы понесем зарплату, до конкретной упаковки определенного продукта.

Почему это так здорово – выбирать? Потому что за приятным словом “выбор” стоит еще более манящее слово “свобода”. Среди обязательств, необходимостей и табу вдруг появился маленький сегмент жизни не по принципу “надо”, а по принципу “хочу”. “МК” в Питере” решил прогуляться по универсамам города и выбрать для нас с вами лучшее.

Кушать хочет Вовочка, да очередь в “Пятерочках”

Нельзя сказать, чтобы “Пятерочка” встречалась на каждом шагу, но уж на каждом пятом шагу — точно. Во всяком случае, в окрестностях школы, в которую ходит мой сын, их сразу три. Заскочить за продуктами сюда можно с 9 утра до 10 вечера, без обеда и выходных.

У входа (а в некоторых магазинах еще на улице) красочные таблички сообщают, какие сегодня можно сделать “удачные покупки”. Удача в том, что, например, шампанское достанется всего за 49 рублей вместо вчерашних 58. Дни, когда фортуна посещает покупателей магазина, определены — вторник, среда и четверг. А вот товары, на которые производятся скидки, постоянно меняются. В том-то и весь фокус. Моя знакомая неизменно посещает “Пятерочку” по вторникам, поскольку ей доставляет спортивное удовольствие выискивать по всему магазину большие желтые ценники с лихо перечеркнутыми и заметно уменьшившимися цифрами. В отличие от многих других маркетов, в “Пятерочке” заслужить хорошую скидку покупательской верностью не удастся. Зато периодически магазин устраивает подарочные PR-вылазки: недавно карты на 10-процентные скидки разбросали просто по почтовым ящикам.

Другой приятный момент: ключ от камеры хранения, где покупатель может оставить свои вещи (за исключением ценностей и документов, за которые, как обычно, администрация ответственности не несет!), украшен здоровенной треугольной пластмассовой биркой. Наконец-то додумались! А то вечно сунешь куда-нибудь злосчастный номерок, а на выходе битый час рыщешь по карманам.

В холле всевозможные полезности: фототовары, пресс-ларек, цветы, кое-где аптека, касса платежей за мобильные телефоны. На выходе красуются контрольные весы. Бальзам на душу — информационный стенд с лицензией, телефонами организаций, защищающих права потребителей, брошюркой с самим законом об этой защите и даже канувшей в Лету книгой отзывов и предложений. Последней, судя по свеженькой обложке, мало кто интересуется.

Оформление зала ненавязчиво, бросаются в глаза лишь флажки, видимо, подсказывающие покупателю, что визит в магазин должен превратить будничный день в праздник. В сущности, купить здесь можно все, что необходимо для повседневной трапезы и домашнего хозяйства. Особенно радует душу богатый выбор свеженьких “северных” тортиков. Цены достаточно низкие. В секторе стиральных порошков и шампуней можно вдруг обнаружить… футболки или детские джинсовые сарафаны. Неожиданность и полное отсутствие логики в появлении “рояля в кустах” почему-то сбивает с толку — это понимаешь уже дома, когда из-под груды продуктов вылезает никому не нужная шмотка.

Трогательно смотрятся недорогие колготки и носки, притулившиеся неподалеку от выхода и обычно рядом с хлебом насущным. Дело-то житейское!

Феномен “Пятерочки” заключается в том, что когда бы в нее не пришел, обязательно придется отстоять очередь. Пусть небольшую, но обязательно. Чтобы прочувствовать. И на досуге подумать: а все ли купил? Внимание привлекают пестрые кассы, со всех сторон облепленные мелочевкой, которая, пока стоишь, будто просится “в нагрузку”. Поэтому заскочить в этот магазин на минуточку, поставив вариться борщ, не удастся.

Еще здесь стоит обращать внимание на срок реализации товара. Сталкиваться с просроченными продуктами мне не приходилось, однако часто попадались те, у которых день покупки был пограничный. Правда, даже если вам попалось скисшее молоко, большой беды нет: красочное объявление на входе обещает, что в магазине готовы обменять товар или вернуть деньги без всяких условий. Разумеется, при наличии чека.

“Копейка” рубль бережет. И товар стережет

В отличие от “Пятерочки”, которая любит выпячиваться на какой-нибудь густонаселенный перекресток, “Копейка” предпочитает дворовый пейзаж. Тут свой резон: мол, заходите, все попросту, по-домашнему. Работает магазин так же, только в воскресенье закрывается уже в девять вечера. Объявления на дверях вам, во-первых, напоминают пословицу про экономную копейку, во-вторых, радуют тем, что “цены снижены и в дальнейшем еще будут снижаться”, а в-третьих, пугают тем, что в зале ведется скрытое видеонаблюдение. Почему-то сразу хочется оправдаться и показать чистые руки. Ключик от ячейки в камере хранения не дадут, зато за вещами присмотрит тетенька. Поход по магазину много времени не займет. Все четко и лаконично: поесть и попить (или выпить). В каждой группе представлено несколько видов не самых дорогих продуктов. Пачки творога в пластмассовых поддонах, колбасы и сосиски навалены грудой. Тесно. Наверное, поэтому используются не тележки-каталки, а корзинки. Словом, все напоминает о принципах экономии. Создается психологическая картина: здесь все так незатейливо, а значит, не тратятся лишние деньги покупателя на антураж. Этот магазин не раздражает посетителя с ограниченными финансовыми возможностями и явно должен быть по сердцу пенсионерам, испытывающим ностальгию по советским временам.

А между тем, нельзя сказать, чтобы цены особенно потрясали. Скажем, “Столичная” оказалась на 20 копеек дороже, чем в предыдущем магазине, цыпа — в одной цене, а вот картошка действительно подешевле на 80 копеек. В любой день на определенные продукты даются скидки, о чем напоминают специальные яркие ценники.

“Копейку” от “Пятерочки” отличает то, что в первой ассортимент постоянно меняется, а вторая придерживается принципа стабильности. Что из этого хорошо, что плохо — решать вам, в зависимости от того, любите ли вы пробовать новое или предпочитаете покупать в магазине то, что запланировали по дороге, особо не экспериментируя.

Касс несколько, обслужат вас быстро. А вот упаковывать еду придется на широком подоконнике, заменяющем специальные столы.

Из приятных особенностей стоит отметить, что “Копейка” часто проводит дегустации продуктов. А еще милую улыбку и некоторое ответное чувство вызывает форменная одежда продавцов с лозунгом “Мы вас любим!”.

Бюро “Находок”

Сеть магазинов “Находка” разбросана по Питеру, а один из них весьма кстати находится прямо на Московском вокзале. Ничем особенно существенным магазины не отличаются от предыдущих “собратьев”. Работают, правда, 24 часа (минус парочка несущественных технических перерывов). В вокзальном варианте “Находки” явно сделан акцент на товары, которые пригодятся в дороге. Кстати, чемодан в камере хранения магазина у вас не примут, здесь вы можете сдать только сумку средних размеров.

“Пир всегда горой!”, уверяет покупателя магазин — даже в пути. А посему в огромном количестве — лимонад и всякие сухие вкусности. Большой выбор веселительного. Фрукты и овощи аккуратно расфасованы в пакетики. Вообще, возникает приятное чувство, что о тебе позаботились. Среди предлагаемых продуктов встречаются и уникальные забавные находки. Например, мне больше нигде не попался на глаза “набор болельщика “Зенита”” (на самом деле тривиальный комплект одноразовой посуды — но какова подача!).

Цены в сети магазинов “Находка” хоть и незначительно, но все-таки выше, чем в “Пятерочке” и “Копейке”. Вежливые девушки-продавщицы выделяются красной униформой. В торговых залах довольно просторно, несуетно, можно сосредоточиться и затариться с толком.

В кассы очередей нет, обслуживают вас лихо и помогают упаковать покупки в пакет.

Дисконтных карт нет, зато с 10 до 12 часов 5-процентная скидка на все, исключая спиртное и табачное. Отдельно выставляются также товары месяца с перечеркнутыми ценниками, однако скидки “на популярность” не слишком существенные. В общем, не знаю, как в других местах, где большая конкуренция, но на вокзале такой магазин — действительно находка.

К маркетам, которые мы условно отнесем к магазинам эконом-класса, можно еще добавить такие, как “Нетто”, “Квартал”, “Сезон”, “Дикси”. У каждого из них свои особенности, свои “фишки”. Так, в “Нетто” не бывает дегустаций, зато покупателя двух-трех однотипных продуктов обязательно порадуют каким-нибудь приятным подарочком.

“Квартал” не устраивает каких-то акций по умасливанию клиентов, зато привлекает особым ассортиментом: здесь можно обнаружить, например, баночку вкуснейшей адыгейской кабачковой икры или необычные конфеты, которых нет в других магазинах, и обойдется недорого. А “Сезон” очень любят хозяйки, преуспевающие в искусстве домашних заготовок: здесь свежие и недорогие овощи.

Магазины эконом-класса, как правило, по своим размерам вписываются в рамки стандартного универсама, держат приличный, достаточный для ежедневного употребления ассортимент, достаточно низкие цены. Здесь нет особых дизайнерских изысков, нет туалетов и точек питания, ничего не предусмотрено для детей (кроме стандартных игровых автоматов на выходе и, пожалуй, каталок в “Пятерочке”, куда можно посадить чадо). Рассчитаны в основном на “безлошадных” покупателей, живущих в ближайших окрестностях, поэтому автостоянки либо маленькие, либо отсутствуют вообще. Благодарность за покупку и приглашение посетить магазин еще раз вы скорее сможете прочитать на большом плакате на выходе, нежели услышать от обслуживающего персонала. Впрочем, на это мы, как правило, не обижаемся, поскольку до сих пор бытует заблуждение, что за улыбку и предупредительность продавца придется платить дополнительно.

/“МК” в Питере”, 10.06.2004/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>