НЕ ПОМИНАЙТЕ ЛОХОМ!

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
НЕ ПОМИНАЙТЕ ЛОХОМ!

Как наш корреспондент вместо пяти тысяч рублей за стиральную машину заплатил четырнадцать

Помню, года четыре назад помогал покупать стиральную машину родственнику. Пришли на рынок, ткнули пальцем в приглянувшийся агрегат, расплатились и ушли. Привезли и установили нам машинку бесплатно. Но это давно и на рынке. Как обстоят дела в больших “сетевых” магазинах на исходе 2004 года, сейчас расскажу. И в принципе не важно, что я там покупал - точно так же вам впарят любой другой товар.

1. Машинки за 5000 есть. Но далеко. А близко - за 7000

Жертвой рекламы стал наш редактор Сергей ЧЕРНЫХ.

Сергей:

Жена давно пилила. Ну вы знаете эти формулы: “все люди как люди...”, “у других, жены как лебедушки”... Словом, необходимость назрела. Но этот металлический ящик стоит в пределах потрепанного, но еще живого “Жигуленка”, поэтому у редкого мужчины вот так с кондачка рука поднимется. И вот лежу я на диване - смотрю телевизор. А там показывают с виду сносную “стиралку” за 5000 рублей (здесь и в дальнейшем буду округлять, а то девятки в конце ценника меня почему-то бесят). Тут я с дивана вскакиваю и несусь в ванную, где моя как раз джинсы прополаскивает. “Давай, - говорю я тоном дарителя, - в субботу “стиралку” купим!” Дальше, конечно, ее радостные возгласы и все такое.

Звоню в диспетчерскую сети магазинов и говорю:

- Хотим купить у вас чудо техники за пять тысяч! Где ближайшие к нам магазины?

- Дело в том, - воркуют мне на том конце провода, - что по такой цене они есть только на 45-м километре N-ского шоссе. Но неподалеку от вашего дома два магазина нашей сети. В них самая дешевая - 7000 рублей.

- Но в рекламе говорили, что за 5000 есть везде!

- Это не совсем так...

Ситуацию комментирует юрист Анна ДОБРЮХА.

Анна:

Если товар расхваливается по одной цене, а продается по другой; если распространяются не соответствующие действительности сведения о наличии товара в указанном месте (обещают “по 5 тыс. во всех магазинах сети”, а сделать такую покупку можно только у черта на куличках), то реклама признается НЕДОСТОВЕРНОЙ (ст. 7 Закона “О рекламе”).

По ст. 25 закона покупатель вправе потребовать, чтобы рекламодатель продал ему товар на условиях, обещанных в рекламе.

2. Были по 7000. Но закончились

Сергей:

Звоню другу.

- Лешка! - говорю. - Ты, кажется, “стиралку” покупать собирался. Так вот - знаю место. Так что заводи машину.

- И я это место знаю, - грустит Лешка. - Был там неделю назад. Сказали, что такие аппараты у них как раз закончились, и предложили за 12 тысяч.

- А ты?..

- А что было делать, раз я в такую даль перся, не возвращаться же с пустыми руками. Там Ленка (жена его) уже и праздничный ужин приготовила.

Анна:

Покупатель вправе требовать возмещения убытков. В них включаются, в частности, транспортные расходы на поездку за обещанным товаром и дневной заработок, если для серьезной покупки был взят отгул на работе.

Перезагрузка!

3. За гарантию доплатите еще 1500

Сергей:

Пришлось ехать в ближайший к дому магазин одному. Угадайте, что я там увидел, а вернее, не увидел? Правильно: я не увидел стиральных машин даже по семь тысяч. И по десять не увидел.

Метнулся по второму адресу. Местный консультант, узнав о том, что нам нужно, потерял ко мне интерес. Зато приобрел интерес к моей жене. Ей он и рассказывал, что машинка паршивая, греет плохо, отжимает слабо, ломается быстро... “А вот если вы возьмете вот эту, за 10 000...”

Супруга оттащила меня за стеллажи и начала смотреть так, как они смотрят в таких случаях. Я махнул рукой и стал отсчитывать купюры. Оказалось, рано.

- Конечно, у этой модели двухгодичная гарантия, - продолжил спич-консультант. - Но наша фирма может взять на себя обслуживание, что облегчит вам жизнь...

Дальше шло перечисление форс-мажоров, которые постигнут нас, если мы не заплатим еще полторы тысячи. Мне уже было все равно.

Анна:

Плата за возможность гарантийного обслуживания - это изымание денег способом Остапа Бендера. По закону в течение гарантии, установленной производителем, покупатель вправе обращаться с претензиями по недостаткам товара либо к производителю, либо к продавцу, либо в гарантийную мастерскую (ст. 18 и 19 Закона “О защите прав потребителей”). То есть в период двухгодичной гарантии владелец может требовать от продавца обеспечения бесплатного гарантийного ремонта (уточню: если агрегат сломался по вашей вине, то ремонт будет уже не гарантийным, а потому - платным). Нередко магазины “переводят стрелки” на сервис-центр: “Насчет ремонта разбирайтесь там, мы ни при чем”. Однако помните: по закону покупатель сам выбирает, к кому обращаться (см. выше).

4. На установку дали скидку...

Сергей:

Около стенда с надписью “Информация” нам всучили телефон фирмы, которая занимается установкой этих машин. Как нам объяснили, у этих мастеров нам положена десятипроцентная скидка.

Чудо техники привезли быстро. Грузчики выпросили чаевые (то есть не стояли, как обычно, в выжидательной позе, а так и сказали: “Дядя, дай на мороженое!”) и уходя посоветовали обращаться именно в ту фирму, которую нам рекомендовали. А то, по их словам, магазинная гарантия будет недействительной.

Анна:

Если для установки технически сложного товара необходимы специальные знания, то продавец вправе требовать, чтобы технику подключали специалисты. Но навязывать фирму или конкретных “профессионалов” нельзя! Во-первых, так нарушается законодательство о конкуренции (это повод для жалобы в Федеральную антимонопольную службу). Во-вторых, нарушается ст. 16 Закона “О защите прав потребителей”, согласно которой продавец не вправе навязывать дополнительные платные услуги.

Не действует гарантия только в случаях, прямо установленных законом (см. “На заметку”).

5. ...но в итоге содрали вдвое дороже

Сергей:

Звоним рекомендованным установщикам. Нам говорят, что работа будет стоить минимум две тысячи. Прозваниваем их конкурентов. По всем трем телефонам цифру нам называли в два раза меньшую.

- У меня такое ощущение, - осторожно говорю я жене, - что за эту дополнительную магазинную гарантию мы уже заплатили. А потому не их собачье дело, чьими услугами мы воспользуемся.

- Оно конечно, - отвечает супруга, - но давай не рисковать.

В итоге выяснилось, что десятипроцентная скидка - это только за работу. А за хомутики, шланги и втулочки, что установит мастер, мы будем платить по полной и чуть сверх того.

Анна:

В договоре о выполнении работ по установке машинки должно быть оговорено, кто предоставляет и (или) оплачивает материалы и оборудование. В принципе исполнитель вправе вписать в договор, что эти “заботы” возлагаются на заказчика - покупателя. А покупатель вправе не согласиться и обратиться к другому установщику.

Если предварительно вы вообще не оговорили, кто за что отвечает, то применяется правило: работа выполняется из материалов исполнителя, его силами и средствами (ст. 704 Гражданского кодекса). В этом случае требовать дополнительную плату за хомутики-шланги-втулки мастера не вправе.

НА ЗАМЕТКУ

Когда не действует гарантия

Продавец освобождается от гарантийного обслуживания, то есть не обязан выполнять ваши требования бесплатно, только при следующем наборе условий:

1) недостатки возникли после передачи вещи покупателю (т. е. на момент покупки не было ни явных, ни скрытых дефектов);

2) причиной возникновения недостатков стало хотя бы одно из перечисленных ниже обстоятельств:

нарушение покупателем правил эксплуатации, хранения, транспортировки товара (эти правила должны в письменном виде прилагаться к покупке!);

действия третьих лиц (например, повреждение вещи при нападении хулигана, просчеты электриков, вызвавшие перепад напряжения в сети, и т. п.);

непреодолимая сила (т. е. чрезвычайное и непредвиденное событие: пожар, наводнение, землетрясение и т. п.).

Сергей:

Любая женщина поймет состояние моей супруги: машина стоит, а воспользоваться ею нет возможности. Словом, я опять махнул рукой и показал, где лежит заначка.

Мастер сказал, что может прийти только в 14 часов. Я отпросился ненадолго с работы и пошел ждать. В 14 часов он не пришел. Не пришел и в 16. В начале шестого появился. (Хорошо хоть объяснительные за прогулы у нас редко требуют. Кстати, этот мой материал я прошу принять как объяснительную.)

Анна:

За каждый час просрочки начала выполнения работ исполнитель выплачивает заказчику неустойку в размере 3 процентов от стоимости работ (ст. 28 Закона “О защите прав потребителей”). Если удастся доказать, что мастер задержался на три часа, то можно требовать с фирмы-установщика неустойку величиной 9% от общей стоимости работы.

Доказательствами могут служить, например, запись о вашем заказе с временем его исполнения в журнале фирмы; свидетельские показания членов вашей семьи о времени явки мастера.

Кроме того, исполнитель обязан возместить убытки, причиненные просрочкой (та же ст. 28 закона). В их числе - заработок, которого лишился заказчик, вынужденный ожидать опаздывающего мастера.

P. S. Закончив работу, мастер рассказал:

на рынке можно сбить цену и на доставку, и на установку, и на саму машину;

вы дураки, что за гарантию заплатили, ее бы и так два года бесплатно обслуживали.

/kp.ru, 20.12.2004/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>