ЧТО В ВЫВЕСКЕ ТЕБЕ МОЕЙ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЧТО В ВЫВЕСКЕ ТЕБЕ МОЕЙ

В ноябре минувшего года студенты коммерческого факультета Нижегородского коммерческого института под руководством декана, доктора экономических наук Ольги ЧКАЛОВОЙ провели научное исследование на тему “Реализация права покупателей на информацию на потребительском рынке Нижнего Новгорода: проблемы и пути совершенствования”. Они проанализировали вывески сотни крупных розничных торговых предприятий города. И установили, что многие из них просто обманывают. Или, говоря официальным языком, “не соответствуют закону РФ ”О защите прав потребителей”.

В соответствии со ст. 8 закона потребителю должна быть представлена достоверная информация о продавце, а именно: организационно-правовая форма и тип торгового предприятия. Из исследованной сотни указание организационно-правовой формы имели лишь 39 торговых предприятий, в основном фирменные магазины. “Когда небольшие магазинчики небрежно относятся к вывеске, это характеризует уровень их притязаний, говорит Ольга Чкалова. — Но если крупные операторы не считают должным указывать организационно-правовую форму своего предприятия, это говорит о незнании тонкостей сферы, в которой коммерсанты строят свой бизнес”.

Особый интерес представляет “полет фантазии” собственников в определении типа своего торгового предприятия. Хотя в России этот “полет” должен регламентировать ГОСТ Р 51773—2001 “Розничная торговля. Классификация предприятий”. Вот несколько примеров.

На пересечении улиц Белинского и Трудовой стоит предприятие торговли, гордо именующее себя “Гипермаркет “ХХI век”. Однако оно имеет торговую площадь около 1000 кв. м, тогда как гипермаркету положено по стандарту не менее 5000. По той же причине нельзя называть универмагом торговое предприятие “Гордеевский”, чья торговая площадь составляет около 2000 кв. м вместо 3500 по стандарту. Правильнее называть “Гордеевский” домом торговли.

А вот и обратный пример — “Мегастор “Бенеттон”. В стандарте нет типа “мегастор”. Красивое название заимствовано из-за рубежа. Но в Америке, например, к торговым точкам “store” относят небольшие магазины с торговой площадью до 320 кв. м, с продленными часами работы и с ограниченным ассортиментом продовольственных товаров. Из-за незнания этого “Мегастор “Бенеттон”, имеющий торговую площадь 1200 кв. м и универсальный ассортимент непродовольственных товаров, занизил свой статус. Подвела любовь к зарубежным терминам!

В городе появилось большое количество торговых центров. Но практически все они по различным параметрам не могут так называться. Торговый центр состоит из нескольких зданий и представляет собой “совокупность торговых предприятий, предприятий общественного питания или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин”. ТЦ “Домострой” расположен на 200 кв. м торговых площадей, ТЦ “Итал-Люкс” — на 300 кв. м. И реализуют узкий ассортимент товаров, не отвечающий принципу универсальности. ТЦ “Арбат”, ТЦ “Покровские ворота” и ТЦ “Покровский” не имеют автостоянки.

Еще большая путаница с “торговыми домами”. Их тоже много. Но согласно другому документу — ГОСТ Р 51303—1999 “Торговля. Термины и определения” — торговый дом — это “многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы”. А наши самопровозглашенные торговые дома в реальности представляют собой специализированные магазины. ТД “Сказка” — магазин игрушек, ТД “Финляндия” торгует мебелью и деталями интерьера. ТД “Дмитриевский” — продуктовый магазин.

По мнению Ольги Чкаловой, в ряде случаев к ГОСТу Р “Розничная торговля. Классификация предприятий”, утвержденному в 2001 году, можно предъявить претензии. Эта классификация не делает разницы между универсамом и супермаркетом. Или, например, специализированным магазином называют предприятие площадью от 18 кв. м, хотя это даже не мини-маркет, это киоск. Отсутствуют дефиниции бутиков и дискаунтеров.

Тем не менее г-жа Чкалова считает, что возможно решение этого вопроса и на местном уровне. Так, в Москве, на долю которой приходится 30% объема розничных продаж всей страны, действует распоряжение Юрия Лужкова от 20 февраля 1997 года “Рекомендуемые типы торговых предприятий при оформлении вывесок”. И Москва находится на более высоком уровне развития, чем Нижний Новгород. Отставание составляет несколько лет.

Розничная сеть Нижнего недостаточно развита. Сегодня в целом по России на тысячу жителей приходится 3,5 магазина. У нас, по статистике, — 3,1 магазина. Но это за счет мелких киосков, павильонов, мини-маркетов. Если не учитывать эту сеть, то цифра едва доходит до двух магазинов на 1000 жителей. В городе мало специализированных овощных магазинов, булочных — считается, что этими товарами заниматься невыгодно. Анализируя торговые технологии предприятий города, пока уверенно можно говорить лишь о возрождении самообслуживания. А в Москве уже появляются сложные технологии организации продажи: электронные ценники, торговля по заказам (сеть “Утконосы”), технологии “cash&carry” — “плати и забирай”.

Рассуждать по принципу “хоть горшком назови” можно лишь до той поры, пока в городе нет настоящей конкуренции.

/abm.r52.ru, 22.03.2005/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>