В ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ПРИБЫЛЬНОСТИ РИТЕЙЛА СОМНЕВАТЬСЯ НЕ СТОИТ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
В ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ПРИБЫЛЬНОСТИ РИТЕЙЛА СОМНЕВАТЬСЯ НЕ СТОИТ

За последние семь лет россияне стали покупать на 40% больше. Вот и Нижний стоит на пороге потребительского бума.

У покупателей появляется выбор: свершить шоппинг в федеральной сети “Перекресток”, по старинке сходить в “Рамстор” или воспользоваться клиентской карточкой Metro Cash&Carry, а скоро к ним добавятся гипермаркеты “Карусель”, “Мосмарт”, Auchan.

Рост конкуренции отзывается головной болью местной розницы. Ситуацию анализирует руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов.

Руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов в 1994 году окончил Нижегородский государственный университет (факультет общей и прикладной физики).

В 1995 году учился в Санкт-Петербургском институте экономики и финансов по специальности “Менеджмент и управление”. В 1997, 2004 и 2005 годах проходил зарубежные стажировки по построению информационных систем, франчайзингу, дистрибьюции.

В прошлом году закончил программу Fast track MBA в Nova Southeastern University (Форт Лодердейл, США), став сертифицированным специалистом по франчайзингу.

Союз магазинов Нижегородской области объединяет компании, заинтересованные в развитии современной торговли или обслуживающие эту отрасль экономики.

Поддерживает тесные отношения с Национальной торговой ассоциацией. Основные направления деятельности — крупномасштабные мероприятия (программы конференций), образовательная программа для практиков торговли, выставочные мероприятия, консалтинговая деятельность.

— Торговля очень динамичный бизнес: только в прошлом году было открыто около 500 магазинов (то есть ежедневно открывалось более чем по одному магазину), из которых около 100 — в Нижнем. Первые магазины самообслуживания в Нижнем появились пять лет назад. А сейчас некоторые из них работают круглосуточно, дабы завлечь клиента “новой степенью свободы”. Конкуренция растет, но сохранит ли этот бизнес свою рентабельность?

— Рентабельность — дама капризная, сильно зависит от правильно выбранного места, формата и успешности менеджмента. Но если кто думает, что развитие конкуренции снижает наценки и убивает саму возможность зарабатывать на торговле, то это не так. На первый взгляд, парадоксально, но на розничном рынке увеличение конкуренции приводит не к снижению, а к росту цен и средней наценки.

Поясню на примере. Представьте себе деревню в сто дворов, в ней один магазин, торгующий только самым необходимым. Вдруг появляется другой, который, естественно, первое время попытается перебить первый ценами. Однако очень быстро оба магазина договорятся и установят одинаковые цены (может быть, даже чуть выше, чем прежде), так как покупателей на каждого стало меньше, но прибыль сохранить хочется. Потом появится и третий предприниматель, который скажет: я тоже хочу зарабатывать деньги. И откроет третий магазин. Но это будет уже непростая задача: для привлечения покупателей нужен более широкий ассортимент, интересный товар, красивый вид и дополнительные услуги. Введение таких дополнений требует новых затрат, а потому цены и наценки в третьем магазине будут, скорее всего, чуть выше, чем в первых двух.

К примеру, литр молока в Арзамасе в начале октября стоил 10,80. В Нижнем Новгороде тот же литр стоит 14—16 рублей, хотя у нас конкуренция сильнее, нежели в Арзамасе. Нижний часто сравнивают с Самарой. Там приблизительно такое же количество жителей. Но Нижний насчитывает около 410 000 кв. м торговых площадей, Самара — больше 700 тыс. Уровень конкуренции там больше, но розничные цены примерно на 10—15% выше, чем в Нижнем.

Конечно, по некоторым реперным товарам (продукция, пользующаяся наибольшим спросом. — Авт.) происходит видимая конкуренция и снижение цен. И магазины для привлечения покупателей могут выставлять так называемые wow-price (то есть удивительно низкие цены), но в целом развитие рынка сопровождается расширением ассортимента, появлением новых категорий более дорогих товаров, так что средняя цена и наценка отнюдь не снижаются, а увеличиваются.

Рост конкуренции приводит к увеличению “порога входа” инвестиций, которые нужно вложить, но в целом в потенциальной прибыльности ритейла сомневаться не стоит.

В 2003 году Союз магазинов Нижегородской области делал исследование: какие форматы торговли еще не появились в нашем городе, но являются потенциально перспективными. За два года что-то из этого прогноза сбылось?

— Сбылось, и поразительно многое! В Нижнем отсутствовали гипермаркеты. Теперь, пусть в “мягком” виде, они появились. Объявлены и большие проекты: Auchan, “Мосмарт”, “Карусель”.

Не было торгово-развлекательных центров. Но в декабре 2003 года появился “Шоколад”. Второй торгово-развлекательный центр открывается в ноябре в заречной части на пр. Ленина.

Отсутствовали торговые центры мебели. С моей точки зрения, то, что располагалось на улице Бекетова, 13, никак не соответствовало этому статусу. За два года ситуация изменилась, и этот объект стал похож на торговый центр мебели, а в четвертом квартале 2006 года откроется IKEA.

Не было магазинов формата DIY (Do it yourself). Но процесс идет: появилась сеть “Иван Иванович”, обещает прийти немецкая сеть OBI.

Специализированные магазины отсутствовали, однако появились и они: например сеть “Мясновъ”.

Возникли drogerie — локальные магазины бытовой химии, мелких вещей для дома и сопутствующих товаров: “Семь слонов”.

Не было специализирующихся на продаже автозапчастей магазинов самообслуживания, хотя согласно исследованию это был один из самых перспективных рынков. Пустующую нишу крайне успешно заняли магазины “ПигмаАвто.ру”.

Не было стоковых магазинов — сейчас они растут, как грибы после дождя, хотя формат еще не достиг больших площадей, как это принято в мире.

Два года тому назад только что открылись “Этажи”, но в “Этажах” франчайзинговые магазины можно было по пальцам пересчитать. Теперь торговые центры стали настоящими катализаторами франчайзинговых предложений.

Отсутствовали фуд-корты. Первый из них открылся в “Шоколаде”. Процесс развивается.

Пришел “Детский мир”, а “Мама + я” из маленьких магазинов стали большими сетевыми.

Так что динамика появления нового всего лишь за два года действительно поражает.

А есть ли форматы, которые пока не появились? Чего не хватает нижегородцам для полноценной радости шоппинга?

— Парадокс: нижегородцы уже приучены покупать продукты питания в супермаркетах, но одеваются они все еще на рынках. Нет крупных операторов одежды и обуви самого перспективного формата российской торговли — универмага.

Количество автомобилистов в городе стремительно растет, трафик на автомагистралях давно превысил проходимость самых людных улиц, но придорожная торговля находится на нулевом уровне. Фаст-фуд, продающий еду “в окошко”, никак не разовьется. Да и вообще, сетевой стационарный фаст-фуд на площадях порядка 70—150 кв. м как-то отстает. “Едок” для этого слишком тяжеловесный формат.

Не появились мультипредприятия, соединяющие “два в одном”: магазин шаговой доступности (corner shop) и сервисные услуги. Однако в мире многопрофильность, когда магазинчик сочетается с кафе, кулинарией, приемным пунктом прачечной, центром приема платежей за коммунальные услуги и продажи билетов, подарила таким маленьким предприятиям вторую жизнь.

Нет магазинов органических (экологически чистых) продуктов, наиболее динамично развивающегося в мире формата. Сейчас Союз магазинов вышел к областной администрации с предложением ввести специальную маркировку натуральных продуктов питания, производимых у нас в области. Нижегородцы должны иметь возможность отличать в магазине хорошие локальные продукты от унифицированной продукции глубокой переработки, предлагаемой транснациональными компаниями.

Международные сети свершили свою экспансию в город с высоким уровнем доходов — в Москву, москвичи пришли в Нижний. Куда податься местным?

— В Нижнем живет один миллион триста тысяч, а в Нижегородской области — еще два миллиона четыреста тысяч человек, то есть почти вдвое больше. Однако рынок районных городов пуст. Даже в Дзержинске до сих пор торговые центры строят нерентабельно — из кирпича (в результате при маленькой площади с малой вместительностью он получается очень дорогим).

Те, кто не побоялся выйти в Нижегородскую область, теперь имеют успех. Оборот Eurospar на Бору такой же, как у собрата в Щербинках. Та же картина в регионах, традиционно тяготеющих к Нижнему Новгороду: в Чебоксарах, Кирове. Рынок в Чебоксарах заняли нижегородцы. Сложнее дела обстоят в Марий Эл, но там тоже можно работать.

Где найти капиталы на долгосрочное развитие?

— Надо понимать, что российская розница, будучи привлекательным рынком, сейчас развивается в основном за счет сторонних инвестиций — денег сырьевых, финансовых компаний или иностранного капитала. За счет собственных ресурсов больших темпов развития достигнуть сложно. Пример — ТД “Народный” на Автозаводе: сеть, развивающаяся за счет своих ресурсов, открывает не более двух магазинов в год.

Но есть и другой путь — развитие в форме франчайзинга, направления, которое сейчас переживает настоящий бум. Нижний тоже осознал его перспективность: сейчас шесть нижегородских компаний стали франчайзерами. Еще пять находятся на стадии разработки франчайзинговых пакетов. Почему я думаю, что нижегородские франчайзеры имеют хорошее будущее? Дело в том, что москвичи часто предлагают франшизу, не адаптированную к реалиям региональных рынков. Они говорят: ставь магазин такой-то, выкладывай товар по таким-то ценам, и у тебя будет выручка миллион. Да, в Москве такой формат дает миллион, но в регионах такой оборот при этих ценах невозможен.

По региональным меркам условия московских франчайзеров излишне жесткие. Другая проблема — часто они торгуют лишь своими вывесками — передают право на торговую марку, пакет бизнес-процессов, а дальше говорят: все остальное покупай у нас по предоплате.

Региональные франчайзеры готовы идти на более гибкие условия: Например, “Эконта” или “Линарис” предоставляют своим франчайзи товар на реализацию. Полагаю, в ближайшее время мы станем свидетелями бурного развития нижегородского рынка франчайзинга.

/Retail.ru, 09.11.2005/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>