РИТЕЙЛЕРЫ РАЗЛОЖАТ ВСЕ ПО ПОЛКАМ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
РИТЕЙЛЕРЫ РАЗЛОЖАТ ВСЕ ПО ПОЛКАМ

В этом году региональных розничных компаний станет гораздо меньше, а те, что найдут ресурсы для поглощения конкурентов, обеспечат себе будущее.

Наступивший год для ритейла станет годом поглощений небольших региональных розничных компаний более сильными конкурентами. По мнению экспертов, ожидаемой массовой экспансии крупных западных сетей не произойдет, несмотря на то что еще несколько месяцев назад несколько лидеров европейской розницы заявляли о подобных намерениях. Иностранцы упустили благоприятное время самостоятельного выхода на российский рынок, и теперь им придется ждать, когда отечественные игроки "созреют" для продажи – еще порядка 3-5 лет.

Год 2005 стал знаменательным для российского ритейла. Если в Москве картина рынка изменилась только количественно, то регионы наконец-то смогли почувствовать, что такое цивилизованная розница. Большая часть столичных компаний в 2005 г. все силы бросила на освоение новых территорий. Московские сети – "Перекресток", "Рамстор", "Метро", ИКЕА и некоторые другие значительно увеличили количество магазинов именно благодаря региональной экспансии. "Сейчас все крупные игроки увеличивают оборот и капитализацию за счет регионов", – отмечает пресс-секретарь сети супермаркетов "Патэрсон" Надежда Сенюк. Одновременно региональные операторы начали интенсивную экспансию в соседние регионы. Из региональных наиболее активны компании Уральского региона – "Кировский", "Купец", "Семья". Этот регион расположен достаточно далеко от центра, чтобы знание местной специфики давало локальным операторам несомненные преимущества, но при этом еще доступен для сложившихся логистических систем. К тому же на Урале традиционно "свой" бизнес поддерживается местными администрациями.

Кроме того, тенденцией ушедшего года стали поголовные заявления розничных операторов о скором первичном размещении акций. К "пионеру" розничного IPO "Седьмому Континенту" в прошлом году присоединилась "Пятерочка", после размещения которой на Лондонской бирже уже никто не сомневается, что для подобного мероприятия не нужны длительная публичная история и информационная открытость. Несмотря на то что в мае "Пятерочка" разместилась по наиболее низкой из прогнозируемых цен, интерес к ее акциям был огромный. Но, по словам директора по коммуникациям сети "Перекресток" Александра Бархатова, в будущем году на открытые рынки будут выходить в основном лишь те компании, которые уже некоторым образом исчерпали потенциал развития. "Выход на IPO – не самоцель для повышения общей открытости бизнеса, – рассуждает он. – В тех сетях, где акционеры считают, что потенциал развития не исчерпан, процесс выхода на IPO не будет форсироваться".

Однако та же "Пятерочка" "подложила свинью" своим коллегам-конкурентам, намеревающимся повторить подобный опыт. В декабре компания заявила, что изменение прогноза по выручке за 2005 г. – снижение на порядка 300 млн долл. – поставило под сомнение будущие размещения российских ритейлеров. "Теперь розничным компаниям будет гораздо сложнее разместиться с надлежащей премией, так как декабрьский информационный скандал вокруг "Пятерочки" значительно насторожил инвесторов в отношении этой отрасли", – комментирует аналитик брокерского дома "Открытие" Наталья Мильчакова.

В ближайшем будущем, по прогнозам экспертов, начнется качественный рост розничных сетей. "Наконец мы перестали думать только о развитии количественном: новые объекты, новые города, новые регионы", – рассуждает Надежда Сенюк. По мнению Александра Бархатова, конкуренция возрастает каждый год, и до замедления ее темпов еще далеко, особенно в городах-миллионерах. Кардинальных изменений в политике большинства компаний вряд ли стоит ждать, но общий тренд – снижение или сдерживание повышения цен для потребителя за счет снижения издержек (цены растут прежде всего "по вине" поставщиков и производителей, а не сетей) – неизбежен.

Обострение конкуренции неминуемо приведет к новому этапу ценовых войн, и не все при этом идут по пути снижения издержек. В декабре явным подтверждением этому стало требование "Ашана" к поставщикам весь 2006 г. торговать по ценам 2005 г. Однако в массовом порядке подобных шагов можно избежать, по мнению Надежды Сенюк, если задуматься о четком позиционировании. "Кажется смешным, когда крупные сети формата супермаркет размещают рекламу на щитах, в которой говорится о низкой цене продаваемых у них товаров, – отмечает она. – Что же тогда отличает их от дискаунтера? А покупатель тем временем путается. Поэтому для того, чтобы не проигрывать в конкурентной борьбе, нужно очень хорошо понимать свои задачи и своего покупателя. На рынке розницы пока этого не достает". Она отмечает, что после разделения на подформаты сети "Патэрсон", эффективность работы полностью переоформленного под магазин люкс-объекта увеличилась на 18%.

"Время кардинальных перемен придет лет через 5, когда исчезнут отдельные "независимые" большие супермаркеты", – считает Александр Бархатов. Но также высказывается мнение, что передел рынка уже в этом году может быть существенным, в основном за счет поглощения региональных и небольших столичных операторов. При этом, как отмечает Надежда Сенюк, цена розничных операторов должна стать более реальной: на сегодняшний день рынок слияний и поглощений слишком перегрет ожиданиями и является поводом для дополнительного PR компаний. "Например, 2005 г. прошел под эгидой PR "Пятерочки" о покупке "Копейки", – говорит она.

При этом активности с Запада пока не ожидается. "Иностранцы опоздали для самостоятельного выхода на российский рынок, – утверждает аналитик РБК Валентин Крохин. – Теперь им придется ждать, пока начнут продаваться наши игроки". Надежда Сенюк отмечает, что это – более отдаленная перспектива: "В следующем году никто из крупных российских игроков не станет продавать бизнес. На рынке еще очень хорошие возможности для собственного роста и наращивания массы: регионов присутствия, объектов, оборота. Западные операторы же должны заходить, приобретая какую-либо крупную сеть. А в следующем году они еще будут приглядываться к нам".

Несмотря на то что основной прогноз на наступивший год – это "текучка", дальнейшее расширение в регионы и работа над технологиями, большая часть опрошенных ритейлеров соглашается, что именно в 2006 г. станет ясно, кто же из операторов останется на рынке, а кому придется уйти. Пока приход иностранных "завоевателей" немного откладывается, но из сложившегося пула основных игроков станет ясно, кто из отечественных сетей будет куплен. Пока о намерении приобрести кого-либо из российских ритейлеров напрямую заявили Wal-Mart, Casino, Tesco, Aldi, Globus Gmb. И этим претендентам на российские просторы останется только ждать, пока интересные для поглощения компании "подрастут".

/RBC daily, 10.01.2006/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>