СЛИЯНИЯ В РОЗНИЦЕ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
СЛИЯНИЯ В РОЗНИЦЕ

Сделки, связанные со слиянием или поглощением розничных сетей, становятся все более частым явлением в России. Как отмечают аналитики, относительно крупных соглашений между компаниями может заключаться до 5–7 в год. В то же время рынок сетевой торговли все еще слабо консолидирован. Например, на трех крупнейших операторов на рынке FMCG (быстрооборачиваемых товаров) в России приходится не более 3% этого рынка. Для сравнения в Германии трем лидерам принадлежит около 60% всех продаж продуктовых и сопутствующих товаров. Слабая консолидация и потребность наращивать оборот, чтобы противостоять иностранным ритейлерам, будут аргументами для новых сделок слияний и поглощений (M&A) в российском ритейле. В то же время большинством участников рынка такие сделки рассматриваются как крайнее решение, ведь для успешного объединения двух сетей требуется затратить немало усилий – и материальных, и человеческих ресурсов. Еще один камень преткновения в переговорах – невозможность оценить активы потенциального партнера. Многие компании по прежнему мало прозрачны для инвесторов, а в этих условиях невозможно исключить финансовые и юридические проблемы после сделки поглощения.

Угроза прихода иностранных сетей с миллиардными оборотами уже не выглядит для отечественных ритейлеров как нечто абстрактное. В марте представитель французской торговой группы Auchan, которая открывает в России одноименные гипермаркеты и супермаркеты Atac, заявил, что ритейлер планирует работать на нашем рынке без прибыли, по крайней мере, до 2012 года. Российские сети были крайне возмущены этим заявлением, ведь, по сути, оно означало признание в демпинге – как бы отечественные ритейлеры не снижали издержки, им все равно не добиться таких же цен, которые сделали Auchan суперпопулярным у наших покупателей. Конечно, если станет совсем туго, розничный бизнес можно продать тем же иностранцам. Но пока выручка отдельных сетей растет быстрее рынка, сливки еще не сняты, а значит, выходить из игры рано. А чтобы противостоять нерыночным методам иноземцев, можно например, объединяться между собой для дополнительной минимизации издержек. Особенно приятно объединяться со структурой, за которой стоит сильная олигархическая группа. Спектр сделок слияний и поглощений, которые случились в российской рознице за последние два года наглядно демонстрирует разные стратегии российских ритейлеров.

Ответ на экспансию

Классическим примером слияния двух крупных сетей надолго станет объединение бизнеса "Перекрестка" и "Пятерочки". В середине апреля компании объявили, что владельцем 54% Pyaterochka Holding, головной компании "Пятерочки", стали структуры "Альфа-групп" и несколько топ-менеджеров "Перекрестка". За этот пакет "Альфа" передала Pyaterochka Holding 100% ЗАО "Торговый дом "Перекресток" и еще около $1,2 млрд денежными средствами. В ходе расчетов Pyaterochka должна также возместить Альфе" примерно $300 млн деньгами – на эту сумму основатели "Пятерочки" получат кредит от нового акционера. Основатели – Андрей Рогачев, Александр Гирда и аффилированные с ними лица сохранят около 21,2% в Pyaterochka (еще 24,8% обращается на Лондонской фондовой бирже, LSE). Сделка стала прецедентом для розничного рынка – отечественные сети такого уровня еще не сливались. Экономическую целесообразность объединения партнеры объясняют преимуществами мультиформатности новой “Пятерочки” (после присоединения супермаркетов и гипермаркетов Перекресток" к дискаунтерам компании) и сокращением издержек, в первую очередь логистических. По итогам 2005 года совокупная выручка двух сетей составила $2,4 млрд – оператору такой величины будет проще добиться дополнительных скидок от поставщиков. Только за счет объединения закупок партнеры смогут дополнительно выручить $85 млн к 2008 году.

Стратегическая альтернатива

Еще одной сделкой, претендующей на звание самой крупной в рознице, может стать покупка сети "Эльдорадо", торгующей бытовой техникой, британской Dixons Group. Правда пока существует только опцион, в соответствии с которым англичане могут приобрести 10% “Эльдорадо" до 2008 года. Если этот пакет будет выкуплен, Dixons сможет в течение трех лет довести свою долю в российской компании до 40–100% в зависимости от желания. В соглашении заложена стоимость "Эльдорадо" в размере $1,9 млрд. Эксперты до сих пор не уверены, что опцион будет реализован, хотя для "Эльдорадо", по их мнению, заключение опционного договора очень выгодно: до 2008 года сеть будет активно расти, пока конкуренция не достигла пика, и на рынке не появились крупные западные игроки, например, Media Markt, входящая в немецкую группу Metro AG. А спустя три года у российского ритейлера появится сильный стратегический партнер, который поддержит его в борьбе с конкурентами.

Цена вопроса

О том, что розничная торговля становится серьезным бизнесом, говорят растущие суммы, которые крупные ритейлеры платят за присоединение небольших сетей. Именно в 2005–2006 годах состоялось сразу несколько поглощений, близких по стоимости к $100 млн.

В декабре прошлого года Пятерочка" выкупила 25 магазинов у ООО “Сеть розничой торговли" (СРТ) за $90 млн. Коллеги по рынку сочли эту сумму слишком завышенной, например, "Копейка" (франчайзер СРТ), у которой было преимущественное право покупки, отказалась выкупить франчайзинговые магазины по такой цене. Обычно приемлемой считается стоимость, равная трем-четырем EBITDA (прибыль до уплаты налогов и амортизационных отчислений) компании. На рынке посчитали, что "отобрав" у "Копейки" франчайзинговые магазины, "Пятерочка" исполнила давнюю мечту по поглощению московских дискаунтеров. Ведь еще в начале прошлого года владельцы "Пятерочки" объявили, что сделали предложение акционерам торгового дома "Копейка" о приобретении их бизнеса. В "Копейке" до сих пор утверждают, что продавать даже небольшую долю "Пятерочке" не намерены. В ближайшие планы бизнесменов входит продажа акций торгового дома на российских биржах, потому что только в ходе IPO сейчас можно получить максимальную стоимость за бумаги розничной компании. Получив отказ, "Пятерочка" не упускает случая присоединить магазины, названия которых ассоциируются с ТД "Копейка". Например, в июне 2005 года ритейлер приобрел питерскую сеть "Народная копейка всегда", которая долгое время спорила за торговую марку с московской "Копейкой". За 18 магазинов было заплачено $60,8 млн. Но "Пятерочка" и сейчас не теряет надежды заполучить "главную" "Копейку" – в середине апреля ее главный исполнительный директор Олег Высоцкий заявил в ходе интернет-конференции, что интерес к покупке "Копейки" сохраняется.

Сама "Копейка" тоже не скупится на расширение путем слияний. Так, в апреле она приобрела 22 магазина самарской сети "Самара-продукт" за $20–35 млн (по оценкам аналитиков), а в начале марта объявила о закрытии сделки по приобретению 48 магазинов "Эконта" в Нижнем Новгороде. Сумма соглашения составила примерно $100 млн. Примерно столько же мог заплатить и один из крупнейших продуктовых ритейлеров в стране – сеть "Магнит", которой досталось 20 других магазинов "Эконты" с перспективой присоединения еще около 30 франчайзинговых магазинов "Эконта". И "Копейке", и "Магниту" громкие сделки, пусть и по завышенным ценам, необходимы, чтобы произвести впечатление на инвесторов накануне выхода на биржу. "Магнит" собирается реализовать до 20% акций своей головной компании на РТС и ММВБ до лета.

К крупным сделкам M&A на розничном рынке в 2005 году следует отнести покупку "Седьмым Континентом" калининградских магазинов "Алтын". За 12 супермаркетов, которые позволили ей выйти в желанный прибалтийский регион, сеть заплатила немногим менее $36 млн. Почти такую же сумму – $30–35 млн – холдинг "Марта" заплатил за 17 магазинов московской сети "Продмак".

Семь раз отмерь

Сделки M&A предъявляют серьезные требования к обоим участникам процесса, как с точки зрения прозрачности для партнера, так и с точки зрения управленческого потенциала.

Например, объединение Пятерочки" с “Перекрестком" другими ритейлерами было воспринято скептично – они посчитали, что двум очень разным по стилю управления командам будет нелегко договариваться. Объединить логистику и финансы таких гигантов не удастся и за год – процесс растянется, по крайней мере, на 3–5 лет. Некоторые эксперты даже высказывали мнение, что органическое расширение и “Пятерочки", и “Перекрестка" будет в 2006–2007 годах происходить гораздо медленнее, чем могло бы при автономном развитии.

Аналогичные сделки масштабные в международной практике далеко не всегда заканчивались успешно и приводили к положительной синергии.

Впрочем, и небольшие сети присоединять достаточно сложно. У большинства ритейлеров существует так называемый период карантина, когда вновь приобретенные сети до полугода не вливаются в общую компанию, пока не пройдут тщательную проверку и подготовку. К примеру, "Копейка" заявила, что нижегородскую "Эконту" выкупил иностранный инвестиционный фонд, а сама "Копейка" лишь получила магазины в управление. Многие федеральные ритейлеры признаются, что приняли решение не приобретать небольшие региональные розничные сети. Затраты, которые связаны с их вливанием в общий бизнес, не дают нужного экономического эффекта. Считается целесообразней потратить средства на новое строительство, а поглощать местных игроков только, если в регион иначе нельзя зайти – заняты лучшие места, или существуют административные преграды. По словам представителей крупных сетей, большинство из них сейчас завалены предложениями от небольших розничных компаний.

Но если сеть федерального уровня не заинтересуется магазинами небольшой компании, она может договориться с коллегами на местном рынке. Эксперты отмечают новую тенденцию – на розничном рынке региональных городов в ходе сделок M&A между местными игроками начинают появляться сети, контролирующие до 90% городской торговли. С такими ритейлерами, даже если у них будет небольшой оборот, придется считаться и торговым гигантам, претендующим на работу в этом городе. Например, мэр Архангельска продал принадлежащие ему 15 магазинов "Сезон" местной сети "Петровский" за $6 млн, и хотя сама по себе сделка невелика, она поможет "Петровским" стать безоговорочным лидером местного рынка.

/”Мое дело. Магазин”, 26.06.06/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>