СТИМУЛЯТОР ИМПУЛЬСНОЙ ПОКУПКИ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
СТИМУЛЯТОР ИМПУЛЬСНОЙ ПОКУПКИ

Ведущими игроками на российском рынке холодильного оборудования являются: итальянские компании Arneg, De Rigo, Costan, Pastorfrigor, Tasselli; немецкая компания Linde; финская компания Norpe; испанская КОХКА; отечественные компании “Ариада”, “Брэнфорд”, “Ки-фато”; русско-белорусская компания “Гольфстрим” и др.

Наиболее популярные и востребованные поставщики холодильного оборудования — это те компании, которые давно закрепились на рынке холода, которые могут не только поставить надежную технику, но и обеспечить качественные услуги по расчету, сервису и монтажу оборудования. Немаловажным фактором является ассортимент продукции, который могут предложить эти компании: чем шире выбор, тем легче найти заказчика.

“Чаще всего это небольшие компании. Такая тенденция отмечается в силу того, что не все крупные предприятия могут сфокусировать необходимое внимание на мелочах. Отмечу такое явление: в крупных компаниях довольно часто нет собственной сервисной службы со своими специалистами. Они просто заключают договор с какой-либо компанией, которая за них выполняет часть работы. Сервис и монтаж холодильного оборудования требует предельной тщательности и внимания к деталям, а небольшому предприятию проще отметить этот момент и организовать соответственно работу”, — говорит Наталья Пономарева, исполнительный директор компании “РосБизнесГруп”.

Что сегодня?

На сегодня доминирующей тенденцией является рост магазинов самообслуживания.

Рынок холодильного оборудования развивается в рамках общей ситуации. В связи с этим востребованным является то оборудование, которое наиболее целесообразно в формате самообслуживания — выносной холод (потребители, рассчитанные на выносную систему хладоснабжения). При этом можно выделить основные направления развития холодильной техники: расширение по номенклатуре типоразмеров и температурных режимов, увеличение количества моделей и версий.

Также наметилась тенденция к завоеванию отечественным производителем все большей доли на российском рынке. Если несколько лет назад никто не предполагал, что отечественный производитель сможет обеспечить техническое оснащение современного магазина, то теперь это стало возможно. “Сейчас наш производитель еще не в состоянии дать того качества, которое предоставляют западные компании. Это касается прежде всего автоматики и самого хладоа-грегата. Но осталось не так много времени: лет через пять российский производитель встанет на ноги. Он будет выигрывать в цене, поскольку не будет таких транспортных и таможенных расходов, какие стоят перед западными компаниями. Постепенно российский производитель вытеснит своих европейских коллег”, — рассказывает Александр Тихонов, коммерческий директор компании “Олекс Холдинг”.

Стоит отметить, что одной из основных тенденций является экономия электроэнергии и площадей магазина. Для того, чтобы минимизировать расходы на электроэнергию, используется установка электронных ТРВ (терморегулирующий вентиль), контроллеров последнего поколения, системы Adap-Kool, которая отвечает за управление и мониторинг холодильного оборудования и дает полную информированность о состоянии холодильного оборудования. Площадь экономят, используя шкафы-бонеты. Это позволяет увеличить производительность оборудования: вдвое увеличить количество выкладываемого товара на единицу площади пола. Верхние шкафы используют для выкладки коробочных (упакованных) изделий постоянного спроса, а в ванны выкладывают товары второй необходимости. Это также позволяет повысить уровень импульсивных покупок. Покупатель подходит, чтобы приобрести, например, мороженое, но, посмотрев в ванну, видит, допустим, пиццу и решает ее купить.

Элементарная физика

Одним из наиболее важных видов оборудования для продажи замороженных продуктов питания в современных магазинах самообслуживания являются островные холодильные витрины (морозильные ванны), или, как их принято называть, бонеты и гондолы. Морозильные ванны занимают, как правило, весьма заметное место в номенклатуре продукции большинства зарубежных и отечественных производителей.

Бонеты возможно монтировать в линию различной конфигурации, что очень удобно при проектировке и последующем монтаже. Стыковка в линии любой длины обеспечивается наличием набора стандартных модулей длиной 1875, 2500 и 3750 мм. При использовании бонет оптимально используются торговые площади и снижаются затраты на холодильное оборудование.

Морозильные ванны придуманы для того, чтобы стимулировать покупку. Раньше использовали морозильные лари вместо бонет. Преимущество ларей в их незначительной цене, но соответственно есть и минусы. Лари закрываются шторками (дверцами), поэтому покупатель психологически оказывается перед дилеммой: открыть ларь или не стоит. Если товар ему не очень нужен, скорее всего, он просто пройдет мимо. От этого снижается товарооборот и предприятие несет значительные потери. Бонеты же, наоборот, стимулируют покупателя к импульсивным покупкам, он может просто, проходя мимо, бросить в тележку, например, пачку пельменей “на всякий случай”.

Также можно выделить несколько векторов развития, в которых движутся основные европейские и российские производители холодильного оборудования, в частности, морозильных бонет:

  • увеличение полезных охлаждаемых объемов без нарушения эргономики оборудования при сохранении внешних габаритных размеров оборудования;
  • увеличение обзора продукции за счет высоты стеклопакетов на морозильных ваннах;
  • работа над поддержанием стабильности и величины температурных режимов. Например, изделия завода КОХКА поддерживают рабочую температуру в открытой ванне на уровне -23…--25°С. На первый взгляд разница в температуре -20 и -25 не так уж и велика, но с определенной периодичностью бонета выходит в режим оттайки, и находящийся в ванне при температуре -25°С продукт подвергается меньшей дефростации;
  • уменьшение энергопотребления (в ваннах фирмы КОХКА нового модельного ряда ICE рекордной экономии удалось достичь за счет применения стеклопакетов с аргоновым заполнением. Это ноу-хау позволило отказаться от ТЭНов подогрева стеклопакетов).

“В последнее время некоторые ритейлеры используют вместо бонет специальные лари большого объема. К тому же это оборудование сейчас рассчитано и под выносной холод. Стоимость литра в таком ларе значительно ниже, нежели в открытой ванне. Но нужно учесть, что по статистике через закрытое оборудование продается до 25% меньше товара, нежели с открытого холодильного оборудования”, — говорит Олег Исайчиков, начальник отдела продаж компании “Промхолод”.

В бонету загружается уже замороженный товар — она не выполняет функцию морозильника, скорее, она подобна термосу, сохраняющему определенный температурный режим. Бонета вырабатывает холод, который поддерживает определенный температурный режим внутри ванны. Здесь работает элементарная физика, тепло поднимается, а холод опускается, основная задача разделить эти потоки воздушной завесой. Хотя стоит отметить, что бонета выполняет не только демонстрационную функцию, но и функцию хранения запасов товара. Если магазин не круглосуточный, то на ночь ванну закрывают специальными крышками. В качестве покрытий для морозильных бонет служат теплоизолированные полиуретаном крышки либо более удобные выдвижные ночные шторы, обеспечивающие экономию электроэнергии. Это позволяет сохранить необходимую температуру и снизить нагрузку на компрессор, что увеличивает срок его эксплуатации.

Бонеты, как и другое холодильное оборудование, выпускают со встроенным и выносным агрегатом. Наиболее распространенными являются ванны с выносом. Это обусловлено конструктивными особенностями бонет и необходимостью использовать в крупных моделях агрегаты повышенной мощности, что сопряжено с шумом, повышенной теплоотдачей и значительными габаритными размерами. Максимальная длина ванн со встроенным агрегатом достигает 240 см, а площадь выкладки относительно невелика, поэтому они наиболее востребованы в небольших магазинах. В принципе, конструкция и изготовление бонет уже сложились, поэтому производитель играет в основном с дизайном оборудования, с дополнительными аксессуарами, такими как: надстройки над ванной — суперструктуры полок, разделители товара, ценникодержатели и т.д.

Как выбирать

Заказчик не всегда точно знает, какое оборудование ему необходимо. Сейчас ему и не нужно вдаваться в подробности: формулы расчета теплопритоков, мощностей компрессоров и т.д. У каждой компании, которая занимается производством или поставкой холодильного оборудования, есть целый штат людей (инженеров и проектировщиков), которые обеспечат все необходимое для эффективной работы техники. Стоит отметить несколько моментов, которые не вредно знать не только специалистам, но и клиентам.

Один из важных факторов — правильная загрузка товара. Прежде всего, температура загружаемого товара в морозильную ванну не должна превышать -15°С. На оборудовании есть контрольные риски, выше которых загрузку товара осуществлять нельзя. Если перегрузить ванну, то продукция перекроет циркуляцию воздуха, что приведет к исчезновению холодильной завесы, и все тепло-притоки беспрепятственно войдут во внутренний объем бонеты, что приведет к порче товара.

Чтобы заданный температурный режим сохранялся и товар не таял, необходимо, чтобы температура в ванне была как можно ниже: не -18, а -20 или -24°С. Это делается для того, чтобы товарный запас, который лежит в бонете, сохранялся дольше.

“У многих ванн отечественного производства существует такая проблема: когда оборудование встает на оттайку, оно технически не справляется с сохранением холода во внутреннем пространстве, соответственно, увеличиваются теплопритоки, и верхние ряды товара начинают подтаивать, теряя качество. Чтобы этот товар можно было реализовать, нужен дополнительный человек, который производил бы перестановку товара во время оттайки. Но, как правило, лишних рук в магазинах нет, поэтому основным требованием к бонетам является сохранение температурного режима во время отключения или максимально высокие скорости оттайки”, — отметила Наталья Понамарева.

Типичная глубина выкладки для бонет, применяемых в супермаркетах, примерно 300 — 320 мм. Но существуют и иные решения, например, бонеты для дискаунтеров. В таких магазинах необходимо оборудование с наибольшей площадью выкладки, поскольку поток потребителя значительный и персонал не всегда успевает обновить (заполнить) витрину, а пустой прилавок — враг торговли. Поэтому некоторые производители предлагают специальные решения, например, витрины Whale 1500B и Whale 1500С от компании Costan, которые обладают повышенной прочностью, а глубина их достигает 460мм, или витрины Колорадо 190GWSG от компании “NORPE”, в которых она 475мм.

Стоит добавить, что над морозильной ванной не должно быть приточной вентиляции и потоки кондиционера не должны быть направлены на оборудование, поскольку эти потоки сбивают тепловую завесу. Вдобавок на бонету не должны попадать прямые солнечные лучи.

Конструкция

Устройство морозильных ванн, предлагаемых большинством производителей, весьма традиционно. Базовым внутренним элементом служит теплоизолированный пенополиуретано-вый корпус с размещенными в его нижней части одним или двумя рядами испарителей, осуществляющих охлаждение воздуха. Принудительная циркуляция воздуха обеспечивается системой из нескольких осевых электровентиляторов: воздух движется по каналам, проходя через теплообменную поверхность испарителей, создает над экспозиционной поверхностью ванны воздушную завесу. Оттайка испарителей осуществляется двумя способами: посредством ТЭНов, интегрированных в теплообменную поверхность испарителей, или горячим газом от компрессора. В поручни ванн вмонтированы специальные ТЭНы, которые предотвращают запотевание стекол и делают поручни комфортными при прикосновении.

Стоимость и дизайн

О цене бонет нельзя сказать однозначно: она варьируется от $2,5 до 7 тыс. и более. Средняя цена бонеты 2,5 м со встроенным холодом отечественного производства -$2700, средняя цена бонеты европейского производителя под выносное холодоснабжение — $3200–3500.

Практически каждый производитель строит свою экономическую стратегию в нескольких направлениях. Типичным вариантом является наличие у компании трех классов оборудования: Люкс, Бизнес и Эконом. Вдобавок компании, продукция которых находится в верхнем ценовом сегменте, могут предложить заказчику несколько облегченный вариант оборудования, что заметно скажется на цене. Например, в магазинах высокого класса устанавливают бонеты с высоким панорамным остеклением, довольно часто заказывают раскраску корпуса в корпоративные цвета, применяют более дорогостоящие материалы (металлический отбойник), дополнительные аксессуары и т.д. В магазинах классом ниже применяют оборудование типичных моделей, не требующих дополнительной доработки.

При изготовлении морозильных ванн у различных производителей прослеживаются две разнополярные тенденции. Первая, наиболее популярная в США и некоторых европейских странах, — это “невидимость” оборудования. Первичным при такой концепции становится выложенный продукт. А дизайн оборудования, выбранные (как правило, светлые) цветовые схемы, увеличенные стеклопакеты, минимальное количество навесных элементов делают оборудование незаметным в торговом зале (Linde, Koxka, Norpe). Вторая концепция, наоборот, подчеркивает внешнюю эстетику представленного в магазине оборудования. Здесь производители (Tasselli, Costan) применяют увеличенные (массивные) отбойники, контрастные аксессуары и т.д.

В торговом оборудовании важен дизайн, потому что внешний вид сильно влияет на подсознание покупателя. Клиент, может, и сам этого не осознает, но, когда он приходит в опрятный магазин с презентабельным оборудованием, ему там комфортно и он захочет в него вернуться. Клиентов, которые не смотрят на ценник, примерно 30%, но они делают порядка 70% общего оборота. Такие клиенты смотрят не на цену, а на уровень обслуживания и общий внешний вид магазина. Конечно, за дизайн придется переплатить и некоторые полагают, что это пустая трата средств, но, как показывает практика многих сетевых операторов, эти затраты с лихвой окупаются.

Рестайлинг холодильного оборудования -постоянная практика производителей. Сейчас актуальны обтекаемые формы корпуса, сглаженные углы, мягкие, гнутые линии. Некоторые производители боковой (отбойный) бампер бонет интегрируют в корпус. Это придает оборудованию не только более презентабельный вид, но и дополнительную прочность, ведь каждая выступающая часть - это рычаг при ударе тележкой. Боковину-угол изготавливают из цельного поликарбоната и красят изнутри, что обеспечивает дополнительную прочность, а краска не изнашивается и создает надолго ощущение “свежести” оборудования.

/"Технологии и оборудование для магазинов", 22.06.06/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>