НА РУБЛЕВКЕ ОТКРОЕТСЯ ПЕРВЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СУПЕРМАРКЕТ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
НА РУБЛЕВКЕ ОТКРОЕТСЯ ПЕРВЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СУПЕРМАРКЕТ

Главный вдохновитель и генеральный директор проекта экологических супермаркетов Grunwald Евгений Тростенцов и его партнер, глава группы “УРАЛСИБ” Николай Цветков, все-таки созрели для реализации своих планов. Как стало известно RBC daily, первый магазин под вывеской Grunwald откроется на Рублевке в августе этого года. Суммарные инвестиции в проект составили 5 млн евро, заявленный срок окупаемости проекта – 3 года. К 2007 г. в Москве планируется открыть второй супермаркет, а в дальнейшей перспективе открывать по 3–5 супермаркетов в год.

Эксперты и участники рынка скептически отнеслись к таким темпам развития. По их словам, рынок экопродуктов в России пока не развит, и экологические супермаркеты могут быть востребованы только в luxury-районах Москвы.

Планы по реализации проекта экологических супермаркетов Grunwald существуют с 2003 г. Концепция сети предполагает торговлю исключительно органической едой, то есть продуктами, выращенными без использования химических удобрений и ГМИ. Первоначально было анонсировано скорое открытие двух магазинов под вывеской Grunwald – на Краснопресненской набережной и в Крылатском, однако ни один из них так и не был открыт. В 2005 г. идеолог проекта Евгений Тростенцов нашел перспективного инвестора – его партнером стал глава группы “УРАЛСИБ” Николай Цветков.

На сегодняшний день основными рынками органических продуктов питания являются Германия, Великобритания, Франция, США, Канада и Япония. По данным экспертов, в 2005 г. общий объем мирового рынка экологически чистых продуктов питания составил около 30 млрд долл. (примерно 3% от общего объема продаж продуктов питания в мире).

Grunwald, похоже, все-таки будет претворен в жизнь. Как сообщил генеральный директор проекта Евгений Тростенцов, первый магазин сети откроется в августе на Рублевке. “Сам проект эко-супермаркета потребовал более 3,5 млн евро инвестиций, а находящийся на территории магазина винный погреб La Grande Cave – более 1,5 млн евро. Мы рассчитываем вернуть затраченные средства через 3 года”, – пояснил г-н Тростенцов. По его словам, к 2007 г. планируется открыть второй эко-супермаркет, а в перспективе открывать примерно по 3–5 магазинов ежегодно. Ассортимент экологических товаров будет включать в себя не только продукты питания, но и косметические препараты, чистящие средства и даже одежду. Кроме того, Grunwald будет иметь собственные производства салатов, мясных и рыбных полуфабрикатов, свежевыжатого сока, а также пекарню и кафетерий. Общая площадь первого магазина – 1,53 тыс. кв. м, а торговая площадь – 860 кв. м.

Г-н Тростенцов отметил, что поставки продукции будут производиться исключительно из Европы. “Мы предполагаем работу в основном с европейскими поставщиками из Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии. У нас существует накопительный склад в Германии и распределительный в Москве”, – рассказал г-н Тростенцов.

Основными партнерами проекта стали Elkershausen (бакалея, Германия), Schedel (хлеб, Германия), Holle (детское питание, Германия), Marco columbro (макароны, соусы, Италия), Comptoir des lys (косметика, моющие и чистящие средства, Франция), Emile noel (косметика, Франция). Для оформления торгового зала использовалась продукция Maggi Massimo (мебель и предметы декора, Италия), Bonnet Nouvet (холодильные, морозильные и кондитерские витрины, Франция), Jose Julio Jordano (столы с охлаждаемыми отделениями, Португалия).

“К сожалению, на данном этапе нет возможности сотрудничать с российскими производителями. Это связано с тем, что российской сертификации и четких требований к производству натуральных продуктов пока не существует”, – посетовал г-н Тростенцов. По его словам, сегодня законодательная база в нашей стране находится на стадии разработки, хотя уже есть несколько сертифицированных европейскими экологическими организациями хозяйств. “Поставки мы планируем на 95% осуществлять самостоятельно, и только 5% будет отдано дистрибьюторам. Что касается уровня цен, они будут практически такими же, как в супермаркетах класса премиум, – добавил г-н Тростенцов.

Участники рынка и эксперты по-разному оценивают перспективы “возрожденного” проекта. По их мнению, главная проблема заключается в том, что создать твердый бренд на основе экологических норм сложно – в России нет для этого соответствующих стандартов по сертификации. Кроме того, в Европе потребители уже привыкли к такой продукции, а в России существуют только зачатки рынка.

“Что касается рынка экопродуктов, то в России он пока развивается очень слабо, поскольку нет ясности со стандартами сертификации. Хотя потенциал существует: в рамках наших исследований мы спрашивали людей о том, готовы ли они переплачивать за экологическую продукцию, и около 50% ответили положительно”, – рассказала RBC daily старший руководитель проектов компании “КОМКОН” Светлана Ольшанская. Многое будет зависеть и от позиционирования: неудачный опыт на российском рынке “Рыжей тыквы” показал, что к восприятию organic food российские потребители не готовы. А вот слоган “здоровое питание” привлекает потребителей.

Смущают экспертов и заявленные темпы развития сети. Grunwald, безусловно, будет иметь определенный успех и “своих” потребителей как нишевый магазин на Рублевке и в других luxury-районах Москвы. Однако 3–5 магазинов в год вызывают сомнение: магазин с уникальным предложением и позиционированием не стоит превращать в массовые супермаркеты органической еды”, – отметила г-жа Ольшанская. “Если не брать в расчет Екатеринбург и Санкт-Петербург, в России больше нет региональных городов, способных принять такой формат”, – отмечает директор Общенациональной ассоциации генетической безопасности Алена Шаройкина.

Кроме того, по ее словам, organic food – специфическая продукция с небольшим сроком хранения, которая не может подолгу стоять на таможне, а потом лежать на полках, поэтому решить вопрос с ее поставками в регионы из Европы будет проблематично. “Действительно, наиболее остро будут стоять вопросы поставок продукции: в России, к примеру, производителей экопродукции можно пересчитать по пальцам”, – соглашается управляющий партнер агентства CVS Consulting Михаил Мищенко.

/Rbc Dialy, 30.06.06/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>