"ТЕХНОСИЛА" МЕЛЬЧАЕТ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
"ТЕХНОСИЛА" МЕЛЬЧАЕТ

Компания “Техносила” объявила о запуске собственной франчайзинговой программы, в рамках которой 24 июня уже открылся первый лицензионный магазин сети в Воткинске (Удмуртия), а 1 июля откроется второй в Нижневартовске (Тюменская область). Решив идти в города с населением до 200 тыс. человек, “Техносила” взяла на вооружение методы другой торговой сети – “Эльдорадо”. Именно эти две сети будут теперь конкурировать в российской глубинке. Вместе с тем, другие операторы рынка относятся скептически к продаже франшизы. Они считают, что выдержать стандарты обслуживания при такой схеме торговли практически невозможно. Кроме того, эксперты отмечают, что в регионах катастрофически не хватает качественных торговых площадей.

Торговая сеть “Техносила” принадлежит компании СВ, которой владеют братья Виктор и Вячеслав Зайцевы, президент СВ – Вячеслав Зайцев. Первый магазин сети был открыт в 1993 г. в Москве. Сейчас в нее входят 66 магазинов, 26 из которых расположены в Москве и области. До конца года “Техносила” намерена открыть франчайзинговые магазины в 10 российских городах. Оборот сети в 2005 году составил 601 млн долл., валовая прибыль – 140 млн долл., EBITDA – 45 млн долл. Стоимость совокупных активов “Техносилы” на начало 2006 г. оценивалась в 395 млн долл. Весной этого года Вячеслав Зайцев сообщил о том, что намерен провести публичное размещение 75% акций компании в ближайшие 2–3 года. В июне “Техносила” разместила дебютный выпуск облигаций на 2 млрд руб. сроком обращения пять лет.

На этой неделе “Техносила” объявила, что намерена завоевывать российские регионы при помощи франшизы. Первый франчайзинговый магазин сети площадью 500 кв. м открылся 24 июня в Воткинске. Площадь второго магазина, который откроется 1 июля в Нижневартовске, составляет 1 тыс. кв. м. По франшизе “Техносила” будет работать в городах с населением менее 200 тыс. человек, конкурируя с “Эльдорадо”, начавшей развивать франчайзинг уже более трех лет назад. Согласно условиям франшизы “Техносилы”, роялти составляет 15% от разницы между закупочной и розничной ценой товара. Если франчайзи открывает несколько магазинов “Техносила”, размер роялти снижается. В каждом городе у “Техносилы” будет только один партнер, при этом количество магазинов, которое он может открыть, не ограничено. По данным “Техносилы”, открытие одного магазина обойдется в среднем в 550 долл. за кв. м. Рекламные расходы франчайзи берет на себя.

“Франчайзинг, с нашей точки зрения, – очень хороший способ развития, – говорит PR-директор “Техносилы” Надежда Сенюк. – В маленьких российских городах есть потребность в электронике и бытовой технике. Франчайзинг позволяет расширять территориальное присутствие бренда, увеличивать общую выручку сети. В то же время многие компании и частные лица заинтересованы в франчайзинге”. Аналитик “УРАЛСИБа” Марат Ибрагимов отмечает, что франшиза – самый дешевый и эффективный способ завоевания региональных рынков. Вместе с тем, по его словам, франчайзинг связан с рядом рисков, в частности, в вопросах качества обслуживания. “Контролю за франчайзи в регионах придется уделять немало времени”, – подчеркнул г-н Ибрагимов.

До сих пор франчайзинг в регионах развивали только три компании, специализирующиеся на продаже бытовой техники: “Эльдорадо”, “Арконада” (сеть магазинов “Линия тока”) и “Корсо Трейд” (сеть “Эксперт”). Например, “Эльдорадо” работает с франчайзи уже более трех лет. Компания открывает лицензионные магазины в городах с населением менее 100 тыс. человек, а в более крупных городах предпочитает иметь собственные торговые точки. “В настоящее время по франшизе работает половина магазинов “Эльдорадо”, что в обороте компании составляет чуть более 10%”, – сообщил PR-директор “Эльдорадо” Тимофей Суровцев. Исполнительный директор компании “Арконада” Евгений Тимофеев рассказал RBC daily, что сложности для компании, продающей франшизу, связаны, в первую очередь, с отслеживанием того, как франчайзи соблюдает стандарты сети.

Другие российские сети бытовой техники и электроники к продаже франшизы относятся скептически, поскольку считают, что фирменные стандарты выдержать практически невозможно. “Развитие сети по договорам франчайзинга на первый взгляд удобно, так как позволяет увеличить оборот сети и получить стабильный доход, не вкладывая в проект значительных средств, – говорит PR-директор сети “МИР” Елизавета Тотунова. – Однако на деле эта стратегия имеет подводные камни”. Она подчеркнула, что ценовая борьба уже уходит в прошлое, а на первый план выходят сервис, дополнительные услуги, высокие стандарты обслуживания и постпродажный сервис. “Продавая франшизу, невозможно жестко контролировать все торговые процессы, ассортимент, цены и сервис. Таким образом, происходит потеря доверия к бренду”, – считает г-жа Тотунова.

“М.Видео” также не работает с франчайзи, поскольку опасается, что они не смогут выдержать стандарты сети. Кроме того, как заявила пресс-секретарь сети Надежда Киселева, в небольших городах существует серьезный дефицит качественных торговых площадей. С ней согласен генеральный директор сети “Торговый квартал” Дмитрий Зотов, который подчеркнул, что именно это обстоятельство может затормозить развитие франчайзинга в городах с населением 200–300 тыс. человек.

/Rbc Dialy, 30.06.06/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>