"ХОЛИДЕЙ КЛАССИК" УДАРИТ ПО ДЕЛИКАТЕСАМ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
"ХОЛИДЕЙ КЛАССИК" УДАРИТ ПО ДЕЛИКАТЕСАМ

Усиление конкуренции заставляет ритейлоров отказываться от недостаточно эффективных форматов. Сеть "Холидей Классик", открывшая первые в Западной Сибири гипермаркеты, приняла решение свернуть это направление. Эксперты отмечают, что отказ компании от гипермаркетов объясняется приходом на этот рынок специализированных компаний и недостатком опыта работы в этом формате.

Как сообщил генеральный директор "Холидей Классик" Алексей Захаров, его компания приняла решение отказаться в будущем от строительства гипермаркетов. Более того, по словам господина Захарова, уже открытые магазины этого формата будут перепрофилированы в укрупненные супермаркеты.

Сеть "Холидей Классик" состоит из 30 магазинов, расположенных в Новосибирске, Бердске, Краснообске, Барнауле и Томске. Оборот в прошлом году составил около $180 млн. Основной владелец — группа компаний "Лэнд" (Новосибирск).

Формат гипермаркета предполагает значительную площадь магазина (свыше 4 тыс. кв. м) и наличие в ассортименте наряду с продовольственными товарами практически всех непродовольственных товарных групп — в том числе одежды, мебели, бытовой техники и т.д.

Напомним, "Холидей Классик" открыла свой первый крупноформатный магазин гипермаркет "Алтай" площадью 3,5 тыс. кв. м в конце 2002 года в Барнауле. Опыт показался успешным, и в начале 2004 года аналогичный по площади магазин "Томь" начал работать в Томске. В 2005 году должно было начаться строительство гипермаркета и в Новосибирске, однако "Холидей" сначала решил отложить реализацию этого проекта.

Руководитель "Холидея" признает, что его компании так и не удалось достичь желаемого для гипермаркетов сочетания объемов продаж продовольственных и непродовольственных товаров. Доля последних в общем обороте не превышала 30% (при заявленной планке в 50%). "Большое количество принципиально новых для сети поставщиков отвлекало человеческие ресурсы, — объясняет руководитель "Холидея", — при этом площадь, отведенная под непродовольственные товары, давала меньшую отдачу, чем продовольственная секция".

Теперь после отказа от формата гипермаркета, в магазинах "Холидея" доля непродовольственных товаров сократится примерно до 20%, а продовольственная секция будет расширена за счет деликатесов, а также полуфабрикатов и готовых блюд, произведенных собственным кулинарным цехом.

Изменения позволят, по оценкам Алексея Захарова, увеличить совокупную доходность крупноформатных магазинов на несколько процентов даже без роста общего оборота — только за счет более быстрой оборачиваемости продовольственных товаров по сравнению с непродовольственными.

Операционный директор компании "Сибирский гигант" Роман Загуменный считает решение "Холидея" стратегически верным. "Одновременное управление магазинами разных форматов приводит к распылению сил, это мы чувствуем по собственной компании", — признается он. По словам менеджера, "Сибирский гигант" также не планирует пока строительство гипермаркетов. В единственном магазине такого формата на проспекте Энергетиков в Новосибирске доля непродовольственных товаров в обороте пока составляет только 25%, что не устраивает компанию. В идеале, по словам господина Загуменного, этот показатель должен составлять около 40%.

Как отмечают эксперты, решение "Холидея" может быть связано еще и с тем, что на новосибирский рынок уже устремились специализированные компании, работающие в формате "гипермаркет" не только транснационального и федерального уровней, но и региональные. Уже ведется строительство торгового центра сети "Лента" на проспекте Энергетиков (и еще один магазин должен появиться на ул. Каменская). В торговом центре "Мега" ожидается появление магазина сети гипермаркетов "Ашан". Гипермаркетный формат целенаправленно развивает и красноярская "АЛПИ", уже открывшая в Новосибирске два магазина (10 и 20 тыс. кв. метров). Магазин общей площадью свыше 20 тыс. кв. метров открыл в прошлом году "Сибирский гигант" (Новосибирск).

По оценкам аналитика инвестиционной компании "ФИНАМ" Ольги Самарец, даже в среднесрочной перспективе доля гипермаркетов в общем товарообороте в России вряд ли превысит 10%. "Таким образом, уже в ближайшие несколько лет именно сегмент крупноформатных магазинов может оказаться наиболее конкурентным в Сибири", — считает госпожа Самарец.

/”Коммерсант”, 20.06.06/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>