РОЗНИЦА В РОССИИ: ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ…

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
РОЗНИЦА В РОССИИ: ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ…

Последнее время в России наблюдаются позитивные экономические условия для развития розничного рынка: темп роста инфляции постепенно замедляется, возрастают реальные денежные доходы населения. Темпы экономического роста в России в ближайшие 2-3 года прогнозируются на уровне 4-5%. И по некоторым оценкам к 2010 году розничный рынок продовольственных товаров в России станет крупнейшим в Европе.

Россия представляет собой самый крупный потребительский рынок в Европе (численность населения в 2005 году в нашей стране составила 142,8 млн человек) и является одним из самых привлекательных розничных рынков для иностранных инвесторов.

В отличие от западноевропейских стран, российский розничный рынок активно расширяется. В 2005 году рост составил $241 млрд, что на 14% больше, чем в 2004 году. С 2000 года объем розничного продовольственного рынка увеличился втрое и достиг $110,9 млрд в год. До 2010 года его развитие замедлится, однако не опустится ниже уровня 7% в год. Основными же барьерами для его развития являются нехватка торговых площадей, подходящих для современных форматов магазинов, низкий уровень доходов населения в регионах, нехватка квалифицированного персонала в регионах и слабая логистика.

Как обстоят дела

Доля расходов на продовольственные товары в структуре потребительской корзины остается достаточно высокой по сравнению с европейскими странами (39% против 13,8% в 2005 году). В 2005 году расходы на непродовольственные товары (40%) впервые превысили расходы на продовольственные товары (30%) в структуре потребительской корзины, их рост продолжится до 2012 года. Данные тенденции связаны с активным экономическим ростом и ежегодно повышающимся уровнем доходов на душу населения.

C 2000 года объем российского розничного продовольственного рынка увеличился втрое, с $38,9 млрд до $110,9 млрд. С 2001 года темп его роста составлял в среднем 12% в год, в будущем он конечно же продолжится за счет доли магазинов современных форматов.

Несмотря на постоянное развитие и рост розничных сетей в России по-прежнему доминируют магазины традиционных форматов “через прилавок” (около 82% в 2004 году). Однако, ожидается, что к 2010 году этот показатель достигнет 48% и впоследствии, продовольственный рынок перейдет от доминирования традиционной розницы к магазинам современных форматов.

Российский продовольственный рынок фрагментирован, однако розничные сети стремятся к консолидации, увеличивая одновременно количество магазинов. В 2005 году средний темп роста числа объектов среди пяти лидирующих сетей составил +56,7%.

В отличие от западноевропейских стран, где на рынке доминируют зарубежные продуктовые сети, в России большая часть рынка принадлежит отечественным розничным сетям. Из пяти лидирующих операторов по уровню продаж по итогам 2005 года только одна является зарубежной – “Метро Кэш энд Кэрри”.

Что касается непродовольственного розничного рынка, то в 2005 году его доля в России составила 54% российского розничного рынка в целом. Большинство крупнейших западных операторов представлено во всех секторах непродуктовой розницы.

Форматы

Формат самообслуживания в магазинах начал свое развитие еще в 90-е годы, когда стали появляться первые супермаркеты. В настоящее время розничные сети развиваются в пяти форматах самообслуживания: супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры/магазины “экономичного класса”, “кэш энд кэрри”, магазины “у дома”. Тем не менее, как уже было отмечено ранее, на рынке все еще превалируют магазины прилавочного типа (традиционная розница). В 2005 году доля магазинов самообслуживания составила 15–20%. Как правило, большинство розничных сетей развивает более одного формата, что чаще всего связано с нехваткой торговых площадей необходимого размера. На российском розничном рынке работа сети в нескольких форматах одновременно является обычной практикой, поскольку застройщики предлагают портфель торговых площадей, делить который не представляется возможным. Например, что касается лидирующих по обороту российских сетей, то “Пятерочка” работает в двух форматах – дискаунтер (основной формат) и “кэш энд кэрри”; сеть “Магнит” также развивает два формата – супермаркет и дискаунтер (основной формат), у “Перекрестка” три формата – гипермаркет, супермаркет (основной формат), магазин “у дома”.

Что касается иностранных операторов, работающих на территории нашей страны, то они преимущественно развивают какой-то один формат (“Метро Кэш энд Кэрри”, “Ашан”).

Наша розница

На розничном рынке продовольственных товаров в России нет жесткой конкуренции. Отечественные сети успешно работают на рынке вместе с зарубежными компаниями. Доля двух лидирующих сетей по обороту – “Пятерочки” и “Магнита” – составляет 6,1% общего объема продовольственного рынка.

Из крупнейших иностранных операторов на российском рынке работает четыре – “Ашан”, “Маркткауф”, “Метро”, “Реве” (для сравнения: в Польше – 13). Из пяти лидирующих (по объему продаж) продуктовых сетей в России одна – иностранная – “Метро Кэш энд Кэрри”.

На данный момент российские сети находятся на стадии повышения эффективности бизнес-процессов. Решение этой проблемы для отечественных операторов стало даже более приоритетным, чем увеличение количества магазинов. Также российские сети ищут новые пути финансирования бизнеса. Многие из них уже вышли (“Седьмой Континент”, “Пятерочка”) или заявляют о своих планах выхода на международные и отечественные биржи в ближайшем будущем (“Магнит”, “Перекресток”, ГК “Виктория”, “Копейка” и др.).

Количество сетей с оборотом свыше миллиона долларов увеличилось с двух в 2004 году (“Пятерочка” – $1,1 млн, “Метро” – $1,2 млн) до четырех в 2005 году. На конец 2005 года это были сети: “Пятерочка” (оборот $1,7 млн), “Магнит” ($1,6 млн), “Метро” ($1,4 млн), “Перекресток” ($1,2 млн). Средний рост годового оборота лидирующих сетей в 2005 году вдвое превысил рост продовольственного рынка в целом (+48% против 25%).

Лидирующие сети придерживаются стратегии капитализации, увеличивая при этом количество магазинов сети. Четыре лидера по количеству магазинов входят также в топ 5 сетей по годовому обороту (по данным компании IRG на 01.02.06) – это “Магнит” (1524 магазина), “Пятерочка” (750 магазинов), “Дикси” (218 объектов), “Квартал” (135 магазинов). В 2005 году средний рост количества магазинов среди пяти лидирующих сетей составил +57%, в то время как средний рост среди всех розничных сетей составил +38%.

Рост количества магазинов в 2005 году осуществлялся в основном за счет регионального развития. Среднегодовой рост количества магазинов в регионах составил 150%, а в Москве – 27%. Не смотря на то, что московский рынок полностью не насыщен, наблюдается активное расширение московских и петербургских сетей в регионах.

Что же касается зарубежных операторов, то они работают в основном в городах-миллионниках.

Зарубежные игроки

До 2004 года зарубежные сети привлекали в большей степени Москва и Санкт-Петербург в связи со сравнительно высоким уровнем доходов на душу населения. В будущем они будут более активно открывать магазины в регионах. В 2005 году они уже наравне с российскими сетями начали постепенно осваивать и города с численностью населения 500 тыс. и менее. Но пока наиболее привлекательным городом для развития розничной торговли остается Москва, притягивая российских и зарубежных инвесторов: здесь сосредоточено около ¼ âсего объема российских розничных продаж.

Несмотря на то, что несколько иностранных компаний вышли на российский рынок недавно, в 2005 году доля зарубежных игроков на отечественном сетевом розничном рынке продовольственных товаров составила 16%. На данный момент в России работают такие зарубежные операторы как Stockmann, “Рамстор”, “Метро”, “Ашан”, “Маркткауф”, Rewe, Real. А планируют выйти на наш рынок в будущем Carrefour, Casino, Aldi, Kesko, Lidl, Tesko, Wal-Mart, Intermarche.

Основные причины сравнительно небольшого числа зарубежных сетевых операторов в России:

– входные барьеры (нехватка торговых площадей, бюрократические трудности);

– логистика;

– низкая платежеспособность регионов;

– сильные местные игроки.

Перспективы

Темпы роста продовольственной розницы замедлятся, однако сохранятся на уровне 7% в год вплоть до 2010 года. Продолжат свое развитие форматы самообслуживания (увеличится количество магазинов современных форматов, будет происходить дальнейшее развитие сферы услуг). За счет сокращения доли супермаркетов увеличится доля дискаунтеров и магазинов “у дома” (в 2002 году доля супермаркетов составила 52% продаж всех сетей форматов самообслуживания, в 2005 году – 40%). Начнут активно развиваться гипермаркеты (по прогнозам их число увеличится в шесть раз к 2010 году по сравнению с 2004 годом).

Намечается постепенный рост немагазинной розницы (продажи через интернет, по телефону): в 2004 году оборот розничных продаж через интернет составил 0,7% от общего розничного оборота. В 2005 году этот показатель увеличился до 1%, в США – до 15%. Эта тенденция связана с изменением образа жизни россиян, а также развитием компьютерных технологий.

Розничные сети продолжать организовывать закупочные союзы с целью оптимизировать логистические расходы и получать более выгодные условия от поставщиков.

Также ожидается рост частных торговых марок в ассортименте магазинов до 15% (в Европейских странах их доля составляет в среднем 50%). Программы лояльности уже вытесняют скидки в столичных городах.

Непродовольственные товары

Розничный рынок непродовольственных товаров занимает 54% российского розничного рынка в целом и продолжает развиваться. Наибольший рост операторов непродовольственных товаров наблюдается в городах-миллионниках: в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Уфе, Челябинске. Ритейлеров сюда привлекает активный рост денежных доходов на душу населения.

Розничный рынок непродовольственных товаров развивается по всем секторам, особенно это касается бытовой техники и электроники, мобильных коммуникаций и аптечных сетей. Эти сферы продемонстрировали наибольшие темпы роста и имеют хорошие перспективы развития в будущем.

В таких секторах как DIY, аптеки, электроника и бытовая техника, косметика расширяется присутствие форматов самообслуживания.

Многие зарубежные ритейлеры, представленные у нас, показывают сумму среднего чека на уровне европейских магазинов (например, IKEA, сетевые магазины одежды и т.д.).

Толчок развитию российского розничного рынка в целом дала возможность продаж в кредит. Банки начали предлагать кредиты в магазинах еще с 2000 года. С этого момента рост продаж начал наблюдаться во всех розничных секторах. В 2005 году доля продаж в кредит составила 14%. В разных секторах она варьировалась от 1% до 35%. Наиболее активными секторами по уровню продаж в кредит в магазинах являются бытовая техника, одежда из меха/кожи, мобильные телефоны и мебель.

/”Мое дело. Магазин”, 29.06.06/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>