КАК РОССИЯНЕ ЖИВУТ БЕЗ ИМПОРТНОГО АЛКОГОЛЯ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
КАК РОССИЯНЕ ЖИВУТ БЕЗ ИМПОРТНОГО АЛКОГОЛЯ

В эти выходные страна впервые за много лет осталась без импортного алкоголя. С 1 июля запрещена продажа бутылок, оклеенных старыми акцизными марками. В магазинах и ресторанах уже начались проверки контролирующих органов, а их владельцы предрекают рост цен на иностранные напитки в условиях тотального дефицита. По оценкам рестораторов и ритейлеров, импортный алкоголь с новыми акцизными марками, который постепенно появляется в рознице, подорожает на 15-30%. В ночь с пятницы на субботу, когда утратили легитимность старые акцизные марки, большинство баров продолжали торговать алкоголем. Теоретически можно предположить, что гостям предлагался алкоголь, оклеенный новыми марками. Однако согласно статистике ФТС, такие марки есть только на 5% бутылок импортного алкоголя. Вся остальная продукция еще до 30 июня должна была быть отправлена на оптовые склады. "В наших заведениях уже ничего запрещенного нет,– рассказал Ъ ресторатор Михаил Зельман,– а открытые бутылки мы успели распродать".

В магазинах импортного алкоголя тоже нет. Например, в Metro целые отделы были заставлены "Советским шампанским", а также вином "Арбатское" (российским производителям новые марки начали выдавать раньше, чем импортерам). Из иностранного алкоголя на полках Metro можно было обнаружить лишь несколько десятков бутылок дешевого итальянского вина и небольшое количество шотландского виски – все с новыми марками. В ситуации жесткого дефицита импортного алкоголя участники рынка уже предсказывают рост цен на него. Импортеры уже резко ужесточили отношения со своими получателями. Если раньше алкогольные напитки отпускались на условиях товарного кредита, то теперь от розницы требуют предоплаты. А сами цены уже выросли на 15-20%.

"Мы все пытаемся компенсировать наши потери, связанные как с сокращением рынка, так и с тем, что много компаний-импортеров вынуждены были закрыться",– говорит глава компании "ГБ холдинг вин" Сергей Артеменко. По оценке господина Артеменко, в ближайший месяц дистрибуторы поднимут цены еще до 25%, таким образом, общее подорожание импортного алкоголя превысит 30%. Такие прогнозы осторожно подтверждают и ритейлеры, и рестораторы.

"Сейчас рынок находится в условиях неопределенности,– говорит вице-президент по развитию компании 'Юнилэнд' (сети 'Мегамарт', 'Дикси'.– Ъ) Федор Рыбасов.– Спрос на импортный алкоголь заметно превышает предложение, и многие сети окажутся в зависимом положении от дистрибуторов, которые несут значительные операционные издержки. Эти издержки будут закладываться в стоимость алкогольной продукции". "Если дефицит алкоголя продлится более месяца, нас ждет неизбежный рост цен",– уверен господин Зельман. Отметим, что сами импортеры считают, что поступление первых крупных партий продукции, оклеенной новой акцизной маркой, начнется не раньше чем через полтора-два месяца (см. субботний номер Ъ). А стабилизировать поставки текилы, рома и новосветских вин можно только к началу 2007 года.

Наверняка усугубят ситуацию и контролирующие органы: как розницу, так и оптовые склады ждут многочисленные проверки. Первые рейды прошли уже в пятницу за несколько часов до окончания действия марок старого образца. С понедельника участники рынка ожидают проверок со стороны УБЭПа, а также Роспотребнадзора. Если эти проверки станут массовыми, купить импортный алкоголь даже нелегально будет крайне сложно. "В сроки, которые дали, чтобы перевезти алкоголь на склады, уложиться просто нереально,– рассказали Ъ в одной из оптовых компаний,– поэтому по документам у нас уже весь товар на складах, а фактически он еще находился в рознице. С понедельника же начнется его вывоз, поскольку все боятся проверок".

/”Коммерсант”, 03.06.06/

******

Алкогольный кризис продлится как минимум до конца лета

1 июля 2006 года, по прогнозам экспертов, — день начала алкогольного кризиса, какого не было в стране очень давно. На самом деле, кризис уже начался — все розничные сети возвращают поставщикам алкогольную продукцию со старыми акцизными марками, алкоголя с новыми акцизами на рынке не более 5% — полки в алкогольных отделах магазинов опустели, вин и коньяков практически нет, осталось только пиво, да водка местного разлива.

C 1 июля в действие должен был вступить 102-й федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В соответствии с этим законом на территории России должна быть введена в действие система под названием ЕГАИС.

Согласно ЕГАИС — Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции — на всех предприятиях должны быть установлены, отлажены и подключены к ЕГАИС счетчики измерения концентрации объема этилового спирта в готовой продукции. Полученная информация о доле спирта должна поступать на сервер Федеральной налоговой службы.

Стоит отметить, что стоимость ЕГАИС сегодня составляет порядка 6 тыс. долларов без учета ежемесячной абонентской платы в 1 тысячу долларов. Стоимость лицензии — 250 тыс. рублей, при этом право на распространение спиртосодержащей продукции имеют только ООО, т.е. всем оптовикам, работающим как ЧП, необходимо было в кратчайшие сроки перерегистрировать форму собственности. Многие заводы с 1 июля решили повысить цены на некоторые марки в связи с затратами на внедрение и функционирование новой системы.

Согласно закону о введении в действие ЕГАИС с 1 июля реализация импортного алкоголя со старыми акцизными марками запрещена.

Между тем, как уже писал Санкт-Петербург.ру, многие компании не успели закупить оборудование, необходимое для маркирования бутылок по новым правилам.

На алкогольном рынке началась паника — розничные сети в ультимативной форме заявили поставщикам о возврате товара за несколько дней до 1 июля, вывесили в магазинах плакаты с предупреждением о грядущем дефиците алкоголя и на весь дорогой импортный алкоголь сделали скидки — от 10 до 20 процентов.

В большинстве крупных магазинов исчезла алкогольная продукция со старыми марками, то есть практически весь качественный алкоголь.

Срок старых марок истекает менее чем через неделю: торговля помеченными ими бутылками, а также транспортировка товара со старыми акцизами должна стать незаконной.

23 июня стало известно, что правительство России подготовило проект постановления, переносящего введение второй очереди ЕГАИС с 1 июля 2006 г. на 1 февраля 2007 г. Таким образом, производители алкогольной продукции получили своеобразную передышку — возможность перемаркировать свою продукцию и вернуть ее в розницу (до этого продукция со старыми марками после 1 июля подлежала изъятию), однако запрет на продукцию со старыми акцизами остается в силе.

"Вся продукция, которая, в соответствии с законом, должна была быть перемаркирована до 1 июля этого года, может храниться на складе со старыми маркировками до конца декабря", — заявил начальник Департамента госрегулирования в экономике Дмитрий Шаблинский на отраслевом семинаре по алкогольной промышленности в Министерстве экономического развития и торговли.

Напомнив, что с первого июля реализация в розничной продаже алкогольной продукции со старой маркировкой запрещена, Шаблинский подчеркнул, что "у предприятий сохраняется возможность изъятия продукции, ее перемаркировки и обратной поставки в розницу".

В итоге, основная проблема не решена. Из-за нехватки марок и отсутствия у многих операторов нового оборудования в ближайшее время поставки алкоголя в розничные сети резко сократятся.

По новому закону, маркировать продукцию можно только на заводах изготовителях. Это означает, что значительную часть готовой продукции нужно отправить в другие города, перемаркировать и потом вернуть для продажи. Естественно, все это приведет к существенному повышению цен.

Алкоголь с новыми акцизами, по прогнозам экспертов, подорожает на 20-30%. Перемаркировка и возврат продукции, в любом случае, вопрос не одного месяца.

Подобная ситуация на рынке, скорее всего, продлится до конца лета, считают эксперты. До этого времени в России ожидается дефицит качественного алкоголя — по словам директора департамента информации СУАР Вадима Дробиза, на рынке сейчас не более 5% приходится на алкоголь с новыми марками.

Предстоящую субботу, 1 июля, представители алкогольного рынка России уже назвали "черной датой". По их мнению, закон о новых правилах маркировки приведет к катастрофическим для всей отрасли последствиям и может полностью дестабилизировать ее работу.

/Санкт-Петербург.ру, 27.06.06/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>