РЫНКИ И ЛАРЬКИ НАМ БЛИЖЕ, ЧЕМ СУПЕРМАРКЕТЫ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
РЫНКИ И ЛАРЬКИ НАМ БЛИЖЕ, ЧЕМ СУПЕРМАРКЕТЫ

В рамках августовского всероссийского опроса исследовательский холдинг ROMIR Monitoring задал своим респондентам ряд вопросов на тему покупательских привычек и стиля покупок продуктов питания. Всего на национальной репрезентативной выборке было опрошено 1627 россиян старше 18 лет в более, чем 100 городах и населенных пунктах России. Статистическая погрешность не превышает ±2,5%.

Прежде всего, участникам опроса были заданы вопросы о том, как часто и в каких объемах они закупают продукты.

Как часто Вы ходите за продуктами? Как выяснилось в результате исследования, свыше половины россиян (55%) совершают закупки продуктов практически каждый день, при этом почти половина из них (28%) делает это не реже 1 раза в день. Каждый пятый опрошенный (21%) делает покупки 2-3 раза в неделю. А практика закупки продуктов на неделю распространена среди десятой части (10%) жителей России. Стоит отметить, что закупка продуктов раз в неделю более характерна для жителей городов-миллионников (14%).

Лишь 3% респондентов покупают продукты реже, чем раз в неделю. Каждый десятый россиянин (10%) признался, что не ходит за продуктами вообще. Закономерно, что частота совершения покупок зависит от пола респондента. Так, среди женщин доля посещающих магазин почти каждый день составляет 64% против 44% среди мужчин. И вместе с тем мужчины значительно чаще женщин говорили о том, что не ходят за покупками вообще - 18% против 5% соответственно.

Респондентам, которые ходят за продуктами, был задан следующий вопрос:

Как можно охарактеризовать объемы покупаемых Вами продуктов? (%)

Ответы на него распределились следующим образом: Результаты исследования показали, что объемы закупаемых продуктов согласуются с частотой совершения покупок. Каждый третий опрошенный (32%) обычно совершает покупки с запасом на 2-3 дня. В основном такое покупательское поведение характерно для возрастной группы 45-59 лет, жителей малых городов с населением менее 100 тыс. чел. Немногим меньшая доля респондентов делают только мелкие ежедневные покупки (29%). Особенно часто это можно наблюдать среди молодежи 18-24 лет. Каждый четвертый россиянин (25%) покупает продукты с запасом на 2-3 дня, а также ежедневно докупает необходимое. Значительную долю среди них составляют женщины, респонденты 25-34 лет, покупающие, по всей видимости, продукты для всей семьи.

Каждый десятый участник опроса (9%) ответил, что предпочитает делать разовую закупку продуктов на неделю или несколько недель вперед, приобретая затем разные мелочи по мере необходимости. В первую очередь это является обычной практикой для жителей городов-миллионников. И только 3% респондентов признались, что практикуют воскресный шоппинг за продуктами, который в течение недели и более им позволяет не задумываться о содержимом холодильника – продуктов хватает.

Участникам опроса, которые ходят за продуктами, были также заданы вопросы относительно предпочитаемых мест совершения покупки продуктов и факторов такого выбора.

В каких местах Вы предпочитаете делать повседневные покупки/про запас?

Ответы на него распределились следующим образом:

Как показали результаты опроса, в зависимости от цели и объемов покупок потребители выбирают разные типы торговых точек. Так, например, повседневные покупки большинство опрошенных (53%) предпочитают делать в отдельных (несетевых) продуктовых магазинах. Особенно популярны такие магазины среди жителей малых городов (с населением до 100 тыс. чел.), а также в сельской местности, где, по всей видимости, других типов торговых точек, за исключением рынков, нет.

Значительно меньшая доля россиян предпочитает совершать ежедневные покупки в торговых точках другого типа. Все они набрали примерно равное количество "голосов" опрошенных. Так, от 13% до 16% респондентов назвали (в порядке убывания) оптовые рынки, киоски и палатки, сетевые магазины и супермаркеты, несетевые супермаркеты, универсамы и гастрономы. Гипермаркеты, в качестве предпочтительных мест покупок, были названы 2% опрошенных. Отметим, что киоски и палатки пользуются особой популярностью в Приволжском, а также Сибирском федеральных округах (29% и 23% соответственно), а сетевые супермаркеты и гастрономы – в Северо-Западном и Центральном (22% и 18%). Доля тех, кто предпочитает совершать небольшие повседневные покупки на рынке, выше всего в старшей возрастной группе (60 лет и старше) – 22%.

Рассказывая о практике покупок про запас, респонденты были менее единодушны в своих ответах. Отдельные несетевые магазины заняли лишь второе место, будучи упомянутыми 30% опрошенных. Лидером в этом рейтинге стали оптовые и мелкооптовые рынки, которые назвали 37% россиян. Особенно высока их популярность среди запасливых россиян, проживающих в Южном федеральном округе – 56%. Также на оптовых рынках предпочитают делать покупки про запас жители Приволжского округа - 42%.

Примечателен выбор жителей Сибирского округа, где в большей степени по сравнению с другими округами популярны отдельные магазины, несетевые супермаркеты и гипермаркеты. Более того, в этом округе отдельные магазины оказываются лидером рейтинга (39%). В то время как рынки заняли 2 место по предпочтительности – их посещают с целью глобального шоппинга четверть опрошенных.

Выбор места для закупки продуктов питания на несколько дней вперед связан и с материальным положением респондентов. Вероятность выбора в пользу магазинов самообслуживания - сетевых и несетевых супермаркетов и гипермаркетов - увеличивается вместе с ростом уровня дохода в домохозяйстве. Тогда как доля посетителей обычных магазинов выше среди респондентов с низким уровнем дохода.

Что же лежит в основе выбора покупателями той или иной торговой точки? Ответы респондентов на вопрос о факторах, влияющих на их выбор, прежде всего, указывают на четкую зависимость выбора торговой точки от материального благосостояния респондента. Так, свыше половины опрошенных (60%) отметили, что их выбор обусловлен в первую очередь уровнем цен в торговой точке. Особенно значим этот фактор для жителей Центрального федерального округа, где его называют две трети опрошенных (68%), и для жителей сельской местности (71%), а также для россиян старшей (60+) возрастной группы (66%).

Удобное месторасположение магазина назвали одним из наиболее важных факторов при выборе места покупок 47% респондентов. При этом важность этого фактора возрастает пропорционально увеличению размера населенного пункта, что, безусловно, легко объяснимо. Среди жителей крупнейших городов этот фактор важным называют свыше половины опрошенных.

Однако даже для тех, кто не относит этот фактор к наиболее значимым, удобство расположения магазина все же играет немаловажную роль. На прямой вопрос покупателям, важна ли для них территориальная расположенность магазина, где они непосредственно закупают продукты, лишь каждый десятый сообщил, что этот фактор не имеет значения. При этом абсолютное большинство (69%) сказали, что близость магазина к дому важна. По-видимому, именно этим объясняется лидерство отдельных магазинов в рейтинге наиболее предпочтительных мест для осуществления ежедневных покупок продуктов. Кроме того, еще пятая часть опрошенных (19%) выразили мнение, что торговая точка может находиться не непосредственно рядом с домом, но в квартале, где проживает респондент. Примечательно, что близость непосредственно к дому более важна для женщин, чем для мужчин - 73% против 64% соответственно, а также для представителей низкодоходной группы.

Также в числе прочих факторов, влияющих на выбор магазина, россияне назвали характеристики, как качество товара (42%), широта ассортимента (32%). Такие факторы как наличие устраивающего респондента товара и благоприятный опыт предыдущей покупки назвали по 10% россиян. Другие факторы назвали незначительное число опрошенных. Например, на удобный подъезд к магазину и наличие парковки обращают внимание 7% россиян, скидки и распродажи привлекают еще 7% респондентов. А вот "фирменность" и статусность магазина, реклама, наличие дополнительных услуг и сервисов стимулируют к выбору именно этого магазина менее 1% россиян.

/Advis.ru, 06.09.06/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>