КАК КУПИТЬ 200 Г КОЛБАСЫ В МОСКОВСКОМ МАГАЗИНЕ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
КАК КУПИТЬ 200 Г КОЛБАСЫ В МОСКОВСКОМ МАГАЗИНЕ

Вы хотите купить немного сыра или колбасы? Не во всех московских магазинах вам это удастся

"По просьбе покупателя лицо, осуществляющее продажу, обязано передать ему гастрономические товары в нарезанном виде"

Постановление правительства РФ от 06.02.2002 № 81

"Пятерочка" работает на "двойку"

Если нам продали поцарапанный шкаф или испорченный телевизор, мы, конечно, потребуем сатисфакции. И стоять за свои права покупателя будем горой, призывая на помощь Закон "О защите прав потребителей". Однако когда дело касается колбасы, хлеба или других недорогих товаров каждодневного спроса, мы большей частью предпочитаем "не связываться". Хотя тот же закон и многочисленные нормативные акты к нему вполне могут защитить наши права и в продуктовом магазине.

В Москве работает примерно 10 тысяч магазинов, которые торгуют продуктами. Около 1000 из них принадлежат крупным сетевым фирмам. Некоторые "сетевики" расширяются, другие, не выдержав конкуренции, закрываются. Сегодня в городе функционируют 125 "Седьмых континентов", 60 "Перекрестков", 25 "Паттерсонов", 110 "Копеек". Есть еще "Ашаны", "Мосмарты", "Дикси", "Рамсторы" и пр. А еще 191 магазин компании из Санкт-Петербурга под названием "Пятерочка".

В "Пятерочке" у метро "Первомайская", – рассказывает покупательница Любовь Ивановна, – я попросила отрезать мне 150 граммов "Российского" сыра. Продавщица долго сопротивлялась, говорила, что не хочет вечером резать новую головку сыра, потому что "куда я его потом девать буду!", потом все-таки сжалилась надо мной. Весы показали 230 граммов, я сказала, что это много, просила, мол, 150. Тогда она швырнула сыр в витрину, обозвала меня "старой каргой". Я пошла в магазин "Билла", расположенный неподалеку. Девушка порезала мне 100 граммов сыра кусочками и красиво запаковала. Хорошо, что сейчас можно выбирать. Но почему сегодня я опять должна слушать гадости в магазине? Обидно до слез.

Действительно, в любом магазине, где есть нож и разделочная доска, продавец обязан согласно правилам торговли отрезать вам любое количество колбасы или сыра, – комментирует ситуацию председатель Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова. – Мало того, он обязан не только отрезать, но и нарезать вам товар так, как вы пожелаете, хоть кубиками! Сейчас большинство покупателей, столкнувшись с нарушением своих прав, предпочитают поберечь нервы и пойти в другой магазин. И зря! Нерадивых продавцов можно и нужно привлекать к ответу. Запишите ваши претензии в "Книгу жалоб и предложений", а копию направьте в Роспотребнадзор. По вашей жалобе обязательно будет назначена проверка, а проверок не любят ни в одном магазине.

Дело в том, что по закону Роспотребнадзор может проверять работу продуктового магазина не чаще, чем два раза в год, а по жалобам покупателей – хоть каждый день. Поэтому, как правило, дирекция магазина старается не доводить ситуацию до записи в жалобной книге.

"Фейсом" об "тейбл"

Зачастую продавцы отказываются выполнять свои обязанности, ссылаясь на директивы начальства. Например, в "Пятерочке" на улице Ивана Франко отказались отрезать от 400-граммового куска сала 200 граммов, аргументируя это тем, что "директор запрещает нам продавать куски меньше 400 граммов". Когда выяснилось, что покупатель работает журналистом и требует пригласить для беседы самого директора, зардевшийся продавец быстренько нарезал сальца.

Это еще одна форма нарушения прав потребителя, – говорит Надежда Головкова, – прикрываться директором магазина, которого "в данный момент нет на месте" и т.д. На самом деле администрация любого магазина может ввести собственные правила поведения в торговом зале: не заходить с собаками и колясками, например, или не распивать спиртные напитки. Эти правила должны быть написаны большими буквами и вывешены при входе в магазин. Но устанавливать собственные правила торговли никто не в праве.

Получить от нарушителей какие-либо объяснения не представляется возможным. В администрации компании "Пятерочка", например, отказываются от комментариев, ссылаясь на то, что офис фирмы вместе со всем начальством находится в Санкт-Петербурге и для ответа на любой вопрос необходимо посылать официальный факс именно туда.

За последние 2–3 года к нам практически не поступало жалоб на качество обслуживания в продуктовых магазинах, – рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Татьяна Пробченкова. – Но это не значит, что обслуживание проходит на высшем уровне. Просто неприятности с продуктами заслоняют более крупные проблемы.

Сейчас, например, наибольшее количество жалоб мы получаем на качество мебели и мобильных телефонов. По каждой жалобе выезжаем с проверкой. Но у нас в отделе работают всего три человека, и если на наш "горячий телефон" 200-48-52 и поступают звонки по поводу продуктовых магазинов, мы стараемся уладить дело по телефону. Просто звоним в администрацию того или иного магазина, а уж директора магазинов сами решают, что делать с провинившимся продавцом.

Казалось бы, и бог с ними, с продавцами, нарушающими наши права. Магазинов действительно много, а еще рынки есть – там и дешевле, и выбор больше. Все так, если бы не одно "но".

Столичные власти продолжают тяжелую и кропотливую работу по приданию рынкам Москвы цивилизованного вида. Буквально на днях мэр Юрий Лужков в очередной раз возмутился положением дел в этой сфере и потребовал от Департамента потребительского рынка и услуг навести порядок в рыночной торговле в городе. Более 20 продуктовых рынков планируется закрыть до конца 2006 года. Остальные в течение 2007–2009 годов будут перепрофилированы в торговые комплексы, и цены там, соответственно, вырастут. Основным покупателям – пенсионерам, матерям-одиночкам, инвалидам и другим небогатым москвичам – придется "уйти" с рынков. И куда они придут? Правильно, в продуктовые магазины эконом-класса.

А там их (как сейчас нас с вами) "фейсом" об "тейбл": нечего, мол, нам, занятым людям, голову морочить со своими 100 граммами колбасы. И наплевать этим товарищам на наши права, и "по барабану" им, что для кого-то эти 100 граммов колбасы – единственное мясное блюдо, которое человек может позволить себе раз в неделю.

/Vmdaily.ru, 09.10.06/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>