ТОРГОВЫЕ СЕТИ МЕШАЮТ РАБОТАТЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ТОРГОВЫЕ СЕТИ МЕШАЮТ РАБОТАТЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ

21 февраля в медиацентре газеты "Известия" состоялась совместная пресс-конференция Федеральной антимонопольной службы России и ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" на тему "Итоги первого этапа проверки ФАС России взаимодействия торговых сетей с поставщиками продукции по договорам факторинга, а также соответствия антимонопольному законодательству договоров поставки сетей с поставщиками".

Как сообщил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров, в конце 2006 года ФАС осуществила проверку деятельности ОАО "Торговый дом "Копейка" и ООО "Метро Кеш Энд Керри". На основе проведенного анализа договоров с поставщиками, финансовых документов, информации о поставщиках, которые работают с банками по договорам факторинга, и проверке самих банков, выступающих финансовыми агентами по этим договорам, компаниям было предложено подтвердить или опровергнуть информацию о наличии банков, с которыми у них заключены договоры факторинга.

В ходе проверки было установлено, что ООО "Метро Кеш Энд Керри" не выполняет договор факторинга, не перечисляет деньги тем банкам, с которыми поставщики заключили соответствующие договоры на уступку прав и финансовых требований. При выяснении всех обстоятельств, которые выстраиваются вокруг ООО "Метро Кеш Энд Керри", не было установлено факта эксклюзивных отношений с каким-либо банком. "Так что основания для возбуждения уголовного дела в отношении компании нет. Была проведена разъяснительная работа о том, как должны выстраиваться отношения сторон и выполняться договор факторинга", – сообщил А.Кашеваров.

ОАО "Торговый дом "Копейка", напротив, заключил договор об оказании агентских услуг в рамках факторингового обслуживания с коммерческим банком ООО "Национальная факторинговая компания Уралсиб-НИКойл". Однако этот договор не содержит указания каких-либо банков в качестве уполномоченных для работы по договорам факторинга. Как сказал начальник управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС России Тимофей Нижегородцев, проверка в отношении торгового дома "Копейка" еще не закончена.

В ходе пресс-конференции журналистов интересовало также, насколько выгодны договоры факторинга для малых и средних поставщиков. А.Кашеваров отметил, что договор факторинга очень важен для средних и мелких поставщиков, так как эти участники рынка часто не имеют собственных оборотных средств, либо же у них нет возможности взять кредит в банке и оставить залог под полученный кредит. По его словам, ведя анализ деятельности сетевиков, ФАС таким образом поддерживает малый и средний бизнес, создавая возможности увеличения продаж их товара.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА "Альянс Медиа" о том, каким образом развиваются отношения у малых поставщиков с торговыми сетями, Тимофей Нижегородцев сообщил, что с декабря 2006 года по февраль 2007 года ФАС проводила общий анализ работы поставщиков с торговыми сетями. Специалисты ФАС выявили примерно 27 условий, навязываемых малому бизнесу торговыми сетями. "Если внимательно эти условия проанализировать, то получается, что мелкие и средние поставщики не в состоянии ничего поставлять в торговые сети", – заявил Т.Нижегородцев.

Однако, по его словам, торговые сети, в том числе и сети крупных городов, не достигли еще начального порога доминирования в 35%, при котором можно было бы говорить о том, что они используют дискриминирующие условия в отношении поставщиков. Тем не менее Т.Нижегородцев отметил, что даже если сеть обладает всего 5% доминирования на рынке в границах какого-либо муниципального образования, то их рыночную силу увеличивает дефицит торговых мест на рынке, многократно усложняющий работу товаропроизводителей и поставщиков.

По словам Т.Нижегородцева, невыгодными дополнительными условиями для поставщиков являются: требование сетей предоставлять им гарантии маржинального дохода, оплачивать промоакции и открытие новых магазинов сетей. Также сетевики требуют у поставщиков возмещать убытки от воровства в магазинах, выплачивать бонусы при вхождении в сеть, выдвигают условия компенсации убытков сети в случае продажи аналогичного товара другой сетью по более низкой цене.

По этим нарушениям проведены проверки в ряде сетей, в частности, в торговых сетях Санкт-Петербурга: ООО "Агроторг" (сеть магазинов "Пятерочка"), ООО "СПб О’Кей" (сеть магазинов "О’Кей") и ООО "Лента" (сеть магазинов "Лента"). В проведении проверок участвовали сотрудники ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. По итогам проверок специалисты ФАС России выявили некоторые несоответствия нормам антимонопольного законодательства в этих сетях. Как отметил Т.Нижегородцев, в ходе встреч с компаниями-поставщиками, вышеупомянутые сети убрали ряд условий из договоров. В дальнейшем ФАС собирается проверить, насколько изменилась ситуация в данных компаниях по работе с поставщиками.

По его мнению, в условиях отсутствия каких-либо ограничений в работе торговых сетей, практика нарушений будет ухудшаться. "Примерно такая же картина по всей России", – резюмировал Т.Нижегородцев.

Он также отметил, что после анализа обнаруженных нарушений ФАС была создана рабочая группа из представителей сетей, которая будет заниматься анализом договорной практики сетей с поставщиками и выявлять нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, ФАС создает экспертный совет по вопросам развития конкуренции в сфере розничной торговли. По словам Т.Нижегородцева, 12 марта 2007 года состоится его первое заседание, на котором рабочая группа и специалисты антимонопольной службы представят обобщенные результаты практики работы сетей с поставщиками и обнародуют перечень дискриминационных условий с целью дальнейшей их корректировки. Также ФАС совместно с МЭРТ готовит изменения в новый закон "Об организации работы в розничной торговле", которые касаются монопольного контроля в сфере розничной торговли и защиты конкуренции.

По этому вопросу А.Кашеваров добавил, что в будущем ФАС планирует определить географические границы продаж, чтобы можно было установить, в каких случаях у сети можно признать доминирующую долю рынка. При достижении 35% объема рынка сеть должна будет ограничивать свое дальнейшее увеличение внутри конкретного муниципального образования, чтобы в данной местности могли работать и другие сети. "Мы хотим, чтобы после слияний и поглощений конкурентная политика на розничном рынке России сохранилась", – заключил замглавы ФАС.

/Allmedia.ru, 21.02.07/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>