ТОРГОВЫЕ СЕТИ ОТРЕАГИРОВАЛИ НА КРИЗИС

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ТОРГОВЫЕ СЕТИ ОТРЕАГИРОВАЛИ НА КРИЗИС
Российские крупнейшие торговые сети достаточно остро ощутили на себе последствия мирового финансового кризиса. Акции российских ритейлеров на биржах упали. У одних это снижение напоминало пике, у других - заход на мягкую посадку.
В частности, акции X5 Retail Group с мая 2008 года подешевели почти в 9 раз. Все это привело к трудностям с рефинансированием долгов. Теперь же торговые сети могут столкнуться со спадом продаж.
Предваряя снижение покупательной способности населения, крупные сети уже в октябре, за пару месяцев до нового года, начали переписывать ценники. А в декабре, по всей видимости, наступит пик скидок. Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") месяц назад снизила цены на часть ассортимента на 20-30% в супермаркетах "Перекресток". Снижение цен коснулось высокомаржинальных товаров с низкой оборачиваемостью.
В магазинах сети "Лента" в ноябре начались 50%-ные скидки на часть непродовольственных товаров. В сети "О'КЕЙ" сообщили, что у них более чем на 250 товаров повышенного спроса предоставляются максимально возможные скидки. В компании сообщили, что одна из стратегических задач сейчас - работа с базовой корзиной. Сеть намерена предоставлять максимальный выбор товаров по самой низкой на рынке цене. Хотя, по мнению генерального директора сети "Лента" Алексея Боброва, до сих пор кризис происходит в основном в умах, а не в кошельках.
Основная масса россиян все еще не ощутила на себе последствий кризиса, считает он. "Сокращения на предприятиях начались только в октябре-ноябре, а их пик придется на декабрь-февраль 2009 года", - говорит Бобров, отмечая, что пока россияне активно тратят наличные деньги, а компании стараются подстегнуть покупательскую активность пусть даже ценой скидок в 10-50%.
Второй шаг, на который идут сети, - увеличение ассортимента товаров низкого ценового сегмента. Это является отражением изменения поведения покупательского спроса, потребители переходят на более дешевые продукты питания. По данным компании "Ромир-панель", уже в конце октября - начале ноября поведение покупателей стало меняться. Например, спрос на растительное масло остался на прежнем уровне, однако сместился в более дешевый сегмент. Аналогичная ситуация происходит с кофе: объем потребления не сократился, однако потребители перешли на более дешевые сорта.
Также стали расти продажи кефира, в то время как более дорогие йогурты продаются хуже. "Такую тенденцию мы будем видеть еще несколько следующих месяцев", - прогнозирует аналитик инвестиционной компании "Ренессанс-Капитал" Наталья Загвоздина. Ритейлеры отмечают, что в случае сокращения объемов потребления сети будут расширять долю бюджетных товаров, в том числе под "частной торговой маркой" (private label).
Стоит отметить, что пока ритейлерам удается достигать запланированных показателей по выручке. По прогнозу "Финам", рост оборота розничной торговли по итогам 2008 года составит около 15% и вырастет примерно до 12,5 трлн рублей. Впрочем, окончательные выводы можно будет делать по итогам года.

/"Деловой Петербург"/
<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>