МАГАЗИНЫ «У ДОМА» СНИЗИЛИ ТОРГОВЫЕ ИЗДЕРЖКИ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
МАГАЗИНЫ «У ДОМА» СНИЗИЛИ ТОРГОВЫЕ ИЗДЕРЖКИ
Одной из особенностей первой апрельской недели (5-9.04.10) работы магазинов малого бизнеса экономкласса стало снижение торговых издержек. Адекватный балансовый индекс (БИ) прибавил 21,5% к мартовскому показателю и «перешагнул» 100-процентную планку (при значениях БИ свыше 100 единиц, согласно используемой методике, можно говорить, что в деятельности магазинов преобладают позитивные тенденции). БИ «Затраты на продажи» остановился на уровне 100,7 процентных пункта.
Указанное значение было зафиксировано после обработки текущих данных еженедельного мониторинга бизнес-тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Объектом изучения являются торговые точки малого бизнеса, участвующие в реализации программы развития магазинов «шаговой торговли» в Москве. Накопленная база на настоящий момент приближается к 7 тысячам единиц магазинов шаговой доступности (МШД).
Март с ростом торговых издержек завершили 53,4% торговых заведений этого типа. В начале апреля торговых точек, оказавшихся в аналогичной ситуации, стало 45,4%. Одновременно до 39% увеличилась доля МШД, сумевших приблизить затраты на торговлю к докризисному уровню (прирост таких магазинов составил 6%). Наряду со снижением торговых издержек отличительной особенностью для экономагазинов МБ в начале апреля стало снижение собственных цен.
Соответствующий БИ улучшился к мартовскому значению на 21,3%. Такое изменение ситуации сопровождалось резким снижением доли магазинов, которые торговали с ориентацией на повышение цен. Их количество сократилось на 9,7% и составило 32,6%. Разом увеличилось на 5,8% количество МШД, заявляющих о снижении цен для покупателей (это примерно каждый десятый МШД). Наконец, более половины торговых точек сумели удержаться в ценовом предложении на неизменном уровне (53,2%).
В начале апреля более мягкой стала плановая ориентация в МШД. Это выразилось в целом в том, что темп роста балансового индекса «3-х месячная ценовая политика» составил 122,6%. Этот позитивный тренд был обеспечен, во-первых, за счет сокращения на 5,0% доли магазинов, придерживающихся политики повышения цен (сегодня это каждый третий магазин). Во-вторых, произошел 13-типроцентный прирост в группе магазинов, не считающих необходимым менять в ближайшие три месяца установленную ценовую планку.
Благоприятным изменениям в политике ценообразования МШД малого бизнеса поспособствовали контрагенты. Пока в целом закупочные цены имеют тенденцию к росту, но доля торговых точек, испытавших ценовое давление со стороны поставщиков, на отчетной неделе заметно снизилась (на 8,9%) и достигла 56,0% против 64,9% в марте.
Несмотря на проведение умеренной ценовой политики, магазинам шаговой доступности удалось упрочить собственную денежную самообеспеченность. Адекватный БИ улучшился к марту на 10,4% и остановился на уровне в 131,9 пункта (в марте его значение составило 108,7 единицы). Благоприятные перемены произошли вследствие сокращения на 5,7% доли МШД, указавших на снижение денежной самообеспеченности. Таковых насчиталось в отчетную неделю 33,3% против 39,0% в марте. Одновременно на 7,6% пополнились ряды торговых точек (47,5%), которым удалось удержаться на достигнутых собственных денежных позициях.
Одновременно магазины МБ «у дома» продолжают следить за ситуацией на рынке заемных средств. При этом начало апреля, судя по значениям сообразного балансового индекса, показалось им более благоприятным, чем март. В конце первого квартала величина БИ составляла 101 процентный пункт, а в начале апреля 109,1 единицы. Таким образом, темп роста по данному показателю составил 108,0%. Это значит, что количество магазинов, продолжающих верить в возрастающие перспективы внешних заимствований, увеличилось.
Более исчерпывающее описание основных тенденций в развитии МБ Москвы, представленное Информационно-аналитическим управлением НП «Московский центр развития предпринимательства», можно найти в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства».
<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>