СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ

Считается, что пчела - очень трудолюбивое создание. Хотя, как оказалось, с точки зрения рентабельности, обычной мухе она и в подметки не годится. Зато пасека гораздо более симпатичный и, можно сказать, даже романтичный вид бизнеса. По крайней мере, так выглядит со стороны. Разведение пчел всегда считалось уделом избранных, его не чурались ни Лев Толстой, ни Эдисон, ни Мендель, ни Дарвин, баловался пчелками Черчилль, пасечником на досуге заделался и мэр Москвы Лужков. У последнего в подмосковной резиденции - пчельник на 50 ульев, очень даже приличное хозяйство, надо сказать. Как хобби всё это выглядит весьма пристойно. Но можно ли прожить с пасеки?

Как показывает практика, можно и прожить, и заработать. Основное условие - вы должны быть готовы не просто приятно проводить время среди жужжания пчел и медового аромата, а работать и жестко планировать свое развитие. В особенности, налаживать каналы сбыта. Перспективы есть, но усилия придется приложить немалые. А пасечники, как правило, народ философсконастроенный. Впрочем, как сезонный приработок пчеловодство вас не разочарует в любом случае, разве что завидущий сосед пройдется вдоль летков с баллоном дихлофоса.

Рентабельным такое предприятие становится, начиная с 75 ульев. Пасека требует расходов, но они не сопоставимы с тратами на фермерское хозяйство. Организация пасеки на 100 семей требует затрат порядка 400 тысяч рублей. Сюда входят сами пчелы при цене 1 500 рублей за семью, аналогичные расходы на ульи для них, покупка первой, стартовой партии вощины, 50 фляг для меда, инвентарь для пчеловода и обустройство трех точков для самих ульев.

Впрочем, можно и сэкономить. Например, на первых порах купить старые, списанные ульи в разорившихся колхозах по 3–5 долларов за штуку, или вообще взять их там даром, это уж как повезет. Многие пополняют хозяйство, ставя ловушки на пчелосемьи "на природе", когда начинается роение и есть вероятность, что в ловушку "заселится" молодой рой.

В любом случае, затраты на организацию большой пасеки удастся отбить не раньше, чем через два года. За сезон со 150 пчелиных семей, торгуя только медом, можно выручить порядка 350 тысяч рублей. Ускорить процесс окупаемости можно, если продавать не только мед, но и другие продукты пчеловодства. В идеале, чтобы не оставлять деньги перекупщикам, хорошо открыть собственный, пусть и небольшой, магазин. Другой вариант - "раскрутить" городскую сеть аптек на организацию "медового уголка": фасованный мед, прополис, пыльца, мази на основе пчелиного яда и прополиса. Хорошим подспорьем может стать сбор воска у пчеловодов региона. И, наконец, есть немалый спрос на самих пчел у любителей, которых с каждым годом становится все больше.

Но основная возможность быстрого роста и хорошей прибыльности заложена в идее перехода на современные технологии. Средний американский пчеловод обслуживает до 1 000 пчелосемей, для большинства российских и 100 семей - это много, поскольку они до сих пор пользуются дедовскими технологиями. Впрочем, все дело в том, как относиться к пчеловодству: будет оно для вас полезным хобби или основным бизнесом. По всему миру есть огромное количество полупрофессионалов, которые держат по 30–100 ульев и совмещают пчеловодство с работой где-нибудь еще.

/Бизнес-журнал, 15 февраля /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>