МАЛЫЙ БИЗНЕС И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
МАЛЫЙ БИЗНЕС И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


В Конгресс-центре ТПП РФ прошла VI Всероссийская конференция представителей малых предприятий. Тема конференции: "Малый бизнес - экономическая основа развития местного самоуправления". Особое внимание на конференции было уделено вопросам формирования и реализации механизмов, стимулирующих поддержку и развитие малого предпринимательства со стороны федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

В прошлом номере "Бизнеса для всех" мы рассказали о пленарных заседаниях конференции и работе одной из секций - "Вопросы информационного обеспечения малого бизнеса". Сегодня завершаем отчет о работе VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий и принятых на ней решениях.

Основа местного самоуправления

"Развитие малого бизнеса - экономическая основа эффективной реформы местного самоуправления" - на секции с таким названием выступил президент Волгоградской ТПП Александр Молотков. По его мнению, местное самоуправление - власть не власть, но предприниматели его боятся. Вице-президент Конгресса муниципальных образований РФ, мэр г.Покрова (Владимирская обл.) Вячеслав Рогов считает: какие территориальные основы будут заложены в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", такой и будет работа с малым бизнесом. "Мы, регионы-доноры, живем сегодня за счет налогов с малого бизнеса. Мы просто "приговорены" к созданию условий для МП. Мы придем к предпринимателям, и они придут во власть".

На вопрос "Бизнеса для всех", как все-таки увязать проблемы малого бизнеса с местным самоуправлением, В.Рогов ответил, что если мы построим местное самоуправление по принципу экономической притягательности и нарежем таким образом саму составляющую - поселения, районы, округа - тогда все это будет работать, в т.ч. и в контексте малого бизнеса. Потому что малый бизнес растет из территорий. Местное самоуправление не входит в систему госвласти - это не оговорка, не ошибка. Сделано это правильно, потому что у нас другие функции-полномочия и другая суть: местная власть должна оказывать услуги населению - по перечню полномочий, которыми ее наделяют. В этом - суть самоуправления. А такая связка, как малый бизнес и местная власть, весьма актуальна. Потому что у местного самоуправления после 1 января 2006 г. фактически экономическая база, доход - только с налогов от малого бизнеса, ну еще налоги с земли, недвижимости и т.д. У крупного бизнеса другой уровень налогов, уходящих в казну региональной и федеральной власти.

Хорошо, когда власть на местах понимает свою зависимость от малого бизнеса и старается ему помочь "по перечню полномочий". Но пока что в законодательстве о местном самоуправлении о развитии МП ничего не сказано, и многие чиновники понимают это "своеобразно".

Сегодня предприниматели выражают вполне конструктивную позицию в духе "от конфронтации - к переговорам", однако результаты диалога "нулевые". Поэтому необходимо перевести данные отношения в русло социального партнерства, плодотворного взаимодействия - прежде всего с органами местного самоуправления.

Стержневую идею заседания относительно прихода предпринимателей в местные властные структуры продолжила председатель Ленинградского областного Комитета по развитию потребительского рынка Наталья Смирнова: для благоприятного для МП климата хотя бы 50% местных депутатов должны быть из числа предпринимателей. Иначе ни о каком "партнерстве" говорить не приходится. Советник старшего вице-президента Внешторгбанка Надежда Карисалова предложила создавать инициативные группы по выдвижению предпринимателей в структуры местного самоуправления. "Хотелось бы, чтобы к полномочиям 131 закона "О местном самоуправлении…" была отнесена поддержка МП и были внесены изменения в закон 88-ФЗ - в части фондов поддержки МП. В регионах они не должны прекратить свое существование - правовых основ для этого нет" - считает Н.Карисалова.

Председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков заключил: "Ощущение такое, что к данной реформе мы подготовились плохо, и по возможным последствиям она может быть гораздо опаснее предыдущих, наделавших немало шума "новаций". По словам В.Ермакова, он предложил "верхам" вывести формы развития бизнеса на международный стандарт - особого энтузиазма не последовало... В то же время, неправильным будет считать, будто во власти только и думают, как бы ухудшить условия малому бизнесу.

Финансы
для малого бизнеса

Участники заседания секции по данной проблеме отметили в числе наиболее важных проблем отсутствие финансов - 60%. Зампред Комитета Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Аксаков считает особенно важным организовать регистрацию движимого имущества для предоставления его в качестве залога, прописать упрощенную выдачу кредита до 300 тыс. рублей. По его мнению, банки готовы работать с микрофинансовыми организациями, в т.ч. с кредитными кооперативами, тем более, что потребность в микрокредитовании в стране удовлетворяется пока на 5-7%.

Появление различных форм взаимодействия банковских и небанковских институтов приветствовал директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута. По его мнению, очень важно, чтобы рынок микрофинансовых услуг был многогранным. Огорчает то, что до сих пор более, чем в 20 регионах люди понятия не имеют о микрофинансировании и других финансовых инструментах поддержки МП.

В эксклюзивном интервью "Бизнесу для всех" М.Мамута сказал, что микрофинансирование само по себе - не организация, а вид деятельности. И здесь важно, чтобы им занимались разные организации - и банки, и кредитные кооперативы, и фонды поддержки МП. Самое важное сейчас - иметь завершенную законодательную базу. Банкам просто нужно показать, что с этим рынком можно эффективно работать. И, можно сказать, лед тронулся: банки сейчас по-крупному разворачиваются в этой области. Хотелось бы пожелать, чтобы в нынешний год микрокредитования произошли изменения и в сознании политиков, региональных лидеров в плане обеспечения поддержки зарождающимся и существующим микрофинансовым организациям на всех уровнях власти.

Для активизации финансирования банками малого бизнеса следует добиваться упрощенного кредитования и экономического стимулирования банков-кредиторов. В мире успешно функционируют различные гарантийные схемы с доминирующим участием государства. Опытным полигоном в работе по созданию действенной системы разделения кредитных рисков между заемщиком-предпринимателем, коммерческим банком и субъектом РФ в лице специализированной финансовой организации может стать Ленинградская область. По словам председателя областного Комитета по развитию потребительского рынка Натальи Смирновой, созданное на средства бюджета Ленобласти (5 млн рублей выделено на компенсацию части затрат за пользование МП заемными средствами) Агентство кредитного обеспечения осуществляет деятельность по созданию и эффективному функционированию на территории области системы финансово-кредитной поддержки предприятий малого бизнеса. Основной вид деятельности Агентства - предоставление поручительств, гарантирующих выполнение заемщиком обязательств по кредитным и лизинговым договорам при недостаточном залоговом обеспечении.

Кроме основной схемы "банки - микрофинансовые структуры - МП", в качестве источников пополнения ресурсной базы малого бизнеса, по мнению участников дискуссии, в краткосрочной перспективе целесообразно рассмотреть инициативу Всемирного Банка, который совместно с ТПП РФ в 2003-2004 гг. разрабатывал программу по кредитованию региональных банков. МЭРТ РФ предложено реализовать в рамках ведомственной программы развития предпринимательства на 2005-2008гг. комплекс мероприятий по развитию микрофинансирования в РФ, в т.ч. путем создания гарантийных фондов для обеспечения кредитов, получаемых всеми типами микрофинансовых организаций в коммерческих банках.

Кто поддержит инновации?

Секция "Поддержка инновационного малого бизнеса" стала своеобразной площадкой по обмену опытом в данной области. Так, представитель Зеленоградского центра развития предпринимательства Антонина Михайлова убеждала присутствующих, что базой для развития инновационного бизнеса в России должны стать кластеры. Такой путь повышения конкурентоспособности продукции апробирован многими странами. Кластеры эффективно функционируют в Европе, а в США более половины предприятий работают именно по этому принципу. Большой интерес к созданию кластеров проявляют Казахстан и Украина. В то же время в России технопарки по большей части предоставляют аренду разрозненным предприятиям.

С такой трактовкой не согласился ведущий секции - гендиректор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник. Он привел примеры кластеров в Зеленограде и Томске, в которых предприятия не только проектируют изделия и технологии друг для друга, но и работают, используя единую производственную базу. Эту точку зрения поддержал председатель Комитета развития предпринимательства администрации Томской области Александр Беляев. В Томске применяются различные формы развития малого инновационного бизнеса, в том числе и кластеры на базе успешных предприятий. В целом результаты совместной работы бизнеса и администрации области впечатляют. Ежегодно появляются 10-20 успешных предприятий, инновационный сектор дает 15% прироста объемов продукции, а валовый объем производства инновационных предприятий на сегодняшний день практически сравнялся с объемом крупных предприятий области. Приоритетными секторами являются электроника, IT-технологии и биотехнологии. Площадкой для диалога бизнеса и власти стала комиссия по административным барьерам, а равноправными партнерами администрации - отраслевые объединения предпринимателей.

На Дальнем Востоке наработан свой опыт развития инновационного бизнеса. Об этом рассказала Ольга Баркова из Дальневосточного центра производительности. В содружестве с Советом предпринимателей Владивостока специалисты центра провели анкетирование и деловую игру с руководителями муниципальных образований. Подобная технология явилась результатом участия центра в совместном российско-итальянском проекте по созданию индустриальных округов.

Президент Торгово-промышленной палаты Оренбурга Виктор Сытежев заявил, что на "инновационном поле" присутствуют сегодня идеи, их авторы, финансовые институты и структуры поддержки, но все они существуют разрозненно. Задача в том, чтобы обеспечить их взаимодействие. В прошлом году в Оренбурге создали Фонд поддержки инноваций, причем его учредителями стали исключительно частные компании, без участия государственных структур. По мнению В.Сытежева, предприниматели не должны ждать, пока власти организуют поддержку инноваций. Новый фонд занимается отбором перспективных идей и их внедрением, поскольку ученые-разработчики не могут сами запустить свои детища в производство. Наметился реальный "островок" воплощения новшеств в жизнь, и это обнадеживающий результат.

В Перми не придерживаются столь радикальной концепции развития инноваций - только на основе частного капитала. Здесь решили создать государственный фонд, основной задачей которого является привлечение состоявшихся предпринимателей к финансированию инноваций. "Мы должны привлечь инвесторов", - объяснил исполнительный директор фонда содействия венчурным инвестициям Андрей Мущинкин. В Кемеровской области пошли по пути формирования технологических заказов от крупных фирм инновационным предприятиям. В этом случае интеллектуальный потенциал региона сможет реализоваться на своей территории.

В заключение работы секции с кратким сообщением выступил председатель партии "Развитие предпринимательства" Иван Грачев. Развитие инновационной деятельности, без сомнения, требует определенных преференций, отметил он. Однако, если пойти в Правительство РФ и Минфин напрямую, льгот для малого инновационного бизнеса добиться вряд ли удастся. Поэтому, по аналогии с крупным проектом "Доступное жилье", разрабатывается пакет законов "Инновационная Россия". В него входят примерно 25 законопроектов, которые затрагивают самые различные аспекты инновационной деятельности.

Дом для малого предприятия

На заседании секции "Вопросы создания сети бизнес-инкубаторов малых предприятий" выступила начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ РФ Наталья Ларионова. Она сообщила, что Правительством РФ будут выделяться субсидии субъектам Федерации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение зданий бизнес-инкубаторов. Устанавливается предельный срок нахождения в бизнес-инкубаторе - три года, с течением времени повышается ставка арендной платы, которая изначально ниже средней ставки по региону. В первый год она составляет 50% от рыночной, во второй - 70%, а уже в третий год достигает 100%, на четвертый год предприятие должно покинуть бизнес-инкубатор. По словам Н.Ларионовой, основная цель, которую ставит МЭРТ при создании системы бизнес-инкубаторов, - возродить этот вид инфраструктуры поддержки предпринимательства. При этом возникает необходимость разработки национальных стандартов деятельности бизнес-инкубаторов, включающих минимальный перечень услуг, оказываемых ими, обязательства субъектов РФ по отношению к этим объектам инфраструктуры и проч.

Директор бизнес-инкубатора г.Ижевска Валерий Зворыкин рассказал, что здесь предоставляется весь комплекс услуг малым предприятиям, в том числе консультации в сфере маркетинга, бухгалтерского учета. Другой успешный бизнес-инкубатор в Удмуртии - Завьяловский центр развития предпринимательства - был создан на базе помещений бывшей воинской части. За два года существования центра было восстановлено 10 тысяч кв. метров площадей и передано в аренду малым предприятиям 8 тысяч кв. метров.

На проблемах, сдерживающих развитие структур поддержки начинающих предпринимателей, остановилась директор Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора, член координационного совета Национального содружества бизнес-инкубаторов Ольга Лаптева. Прежде всего это отсутствие нормативно-правовой базы. Во многих регионах имеется успешный опыт сотрудничества с администрацией, но такие взаимоотношения следует закрепить законодательно. В России начинает накапливаться опыт развития бизнес-инкубаторов, управления ими на муниципальном и региональном уровнях. Два года работает бизнес-инкубатор "Угреша" в г.Дзержинске Московской области. За это время было выпущено 3 предприятия, сегодня инкубируется еще 5. Сейчас они располагаются на 100 кв. метрах. Однако, директор "Угреши" С.Шадрин считает, что жизнеспособным бизнес-инкубатор станет, если объем его площадей не меньше 600 кв. метров, а для создания самостоятельного хозяйствующего субъекта начинать работу следует с тысячи кв. метров. Поддержка государства нужна в дальнейшем - без нее существовать очень сложно. Открывать бизнес-инкубаторы не имеет смысла, если им и впредь не будут предоставляться льготы по арендной плате со стороны государства, убеждена руководитель бизнес-инкубатора "Содружество" Анна Шамаева из Липецкой области. Арендная плата для предпринимателей тут примерно на 35% ниже, чем муниципальная.

Свой опыт накоплен в Бурятии. Директор бизнес-инкубатора г.Улан-Удэ Анатолий Раднаев сообщил, что в городе созданы центр корпоративного обучения и городской бизнес-инкубатор. На базе центра создана школа малого и среднего бизнеса по двум направлениям: курс начинающего предпринимателя и курс для представителей действующих малых предприятий. Лучшие выпускники курса начинающего предпринимателя могут начать работу в бизнес-инкубаторе. В настоящее время решается вопрос о предоставлении ему производственных помещений.

Потенциал российских экспортеров

Открывая работу секции, зампред Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации Павел Федирко отметил, что предстоящее вступление России в ВТО делает развитие экспортоориентированного малого бизнеса особенно актуальным. П.Федирко предложил поставить заслон товарам невысокого качества, идущим в страну из-за рубежа.

Начальник отдела Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ РФ Наталья Ларионова сказала, что одним из главных направлений ведомственной программы в 2005-2008 гг. будет поддержка экспортоориентированных малых предприятий. Правительство намерено субсидировать процентную ставку по экспортным кредитам малых предприятий, а также компенсировать 50% расходов на получение сертификата и лицензий, возместить 2/3 затрат предприятий на аренду выставочных площадей.

По мнению первого вице-президента Московского центра развития предпринимательства Геннадия Аскинази, конкуренция идет на уровне импортозамещения, а основным конкурентным преимуществом продукции малых предприятий остается цена. Г.Аскинази подчеркнул, что конкурентоспособность отрасли во многом зависит от конкретных условий того региона, в котором она развивается. Следовательно, нужен точный анализ состояния как отраслей, так и регионов. Тогда будут определены их экспортные возможности, а государственную поддержку необходимо сосредоточить на отраслях с максимальным экспортным потенциалом. Следует идти путем развития технологических зон в форме кластеров, создания свободных экономических зон, использования "зонтичных" брендов, таможенного регулирования. Например, за рубежом бренды "именитых" компаний значительно поднимают престиж тех территорий, на которых они расположены. Г.Аскинази подчеркнул, что поддержка конкурентоспособных предприятий должна быть адресной и экономически оправданной. Выход малых предприятий на зарубежные рынки напрямую связан с наличием международного патента. Получить его могут далеко не все фирмы. Поэтому защита прав интеллектуальной собственности - еще одна проблема, в решении которой предприятиям необходима государственная поддержка.

Гендиректор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства Артем Киселев отметил, что большинство малых предприятия (80%) нацелены на региональные рынки. Опрос прошлого года показывает, что только 1,5% фирм интересуются рынками за пределами России, а 20% малых предприятий готовы выйти на рынки стран СНГ. Эти цифры наглядно доказывают, что, в отличие от крупных фирм, малому предприятию сложно самостоятельно добиться успеха на международных рынках. Отдельные фирмы, по мнению А.Киселева, не способны повлиять на процесс повышения конкурентоспособности целого региона. Однако малые фирмы вполне могут участвовать в процессе создания экспортной продукции на базе головного предприятия или в составе кластеров. Несмотря на то, что кластерные проекты не очень еще популярны сегодня, они имеют все шансы на развитие в дальнейшем. Со временем их преимущества обязательно будут оценены, считает А.Киселев.

О том, с какими трудностями сталкиваются предприятия-экспортеры, рассказал президент фирмы "Промбиофит" Николай Белов. Например, для оформления экспортной поставки производитель должен не только оформить множество документов, но и получить в налоговой инспекции подтверждение таможенной стоимости товара. Для этого требуется еще один объемный пакет документов, перечень которых не обозначен ни в одном законе.

В эксклюзивном интервью "Бизнесу для всех" начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ РФ Наталья Ларионова сказала:

- Правительство намерено предоставлять средства в бюджеты субъектов Федерации на поддержку малых предприятий, но для их получения нужно пройти конкурс. Лучший проект может рассчитывать на получение субсидий, в том случае если комиссия признает его проект лучшим. Программа поддержки экспортоориентированного малого бизнеса начинается впервые. С июня этого года мы уже начнем выделение средств. Сегодня обозначились основные направления, по которым должна проводиться работа региональных и федеральных властей. Конечно, не следует ждать фантастического успеха от реализации госпрограммы в ближайшем будущем. Главное, намечено правильное направление. В 2005 -2006 гг. будут годами пилотных проектов по выбранным направлениям. Правительство оставляет 2 года на определение эффективности проектов, поскольку было бы опрометчиво переносить полученный опыт сразу на все регионы без предварительной оценки результатов.

 

 

В резолюции VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий подчеркнуто, что преобразования в социальной и экономической сферах обусловили необходимость изменения традиционных форм работы местной власти, развития партнерских отношений с малым бизнесом, признание его полноправным партнером в процессе социально-экономического развития территорий. Стратегия развития должна опираться на поддержку предпринимателей, которые являются ключевыми партнерами и принимают на себя обязательства по ее выполнению.

Участники конференции считают необходимым в качестве приоритетных определить совершенствование законодательной базы в направлении стимулирования предпринимательской деятельности; содействие созданию новых и поддержка начинающих малых предприятий, в том числе с использованием механизмов бизнес-инкубирования, микрофинансирования, кадрового обеспечения; развитие экспортного потенциала малых и средних предприятий, содействие повышению конкурентоспособности продукции; содействие развитию малых инновационных предприятий, применению высоких технологий в сфере малого бизнеса; создание комплексной системы информационного обеспечения малого предпринимательства.

На федеральном уровне предложено внести изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми развитие малого бизнеса на муниципальном уровне будет отнесено к полномочиям органов местного самоуправления; обеспечить малым предприятиям первоочередное право приобретения арендованного имущества; подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Российской Федерации, позволяющие реально снизить налоговую нагрузку и упростить отчетность для субъектов малого предпринимательства; принять меры, стимулирующие региональные и муниципальные органы власти развивать малое предпринимательство, том числе через увеличение доли налоговых поступлений от малого предпринимательства в местные бюджеты; разработать эффективные финансово-кредитные механизмы развития малого предпринимательства с учетом распределения рисков между государством, банковскими, микрофинансовыми организациями и субъектами малого предпринимательства.

На региональном уровне - обеспечить организационно-методическую поддержку муниципальных образований в вопросах развития малого бизнеса; содействовать в разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований с использованием предпринимательского потенциала территории.

На муниципальном уровне - обеспечить разработку программ социально-экономического развития муниципальных образований с учетом мероприятий по развитию малого предпринимательства; содействовать развитию эффективной системы инфраструктуры поддержки и сервисного обслуживания субъектов МП; стимулировать вовлечение населения в предпринимательскую деятельность, обеспечив участие субъектов малого предпринимательства в муниципальном заказе.

 

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>