- Скажите, Анастасия, каким образом вам удалось стать такой успешной?
- Главное - правильно начать. Я родилась в Санкт-Петербурге и воспитывалась в Академии русского балета имени Вагановой. В моем случае лучшего начала жизненного и творческого пути и желать нельзя.
- Говорят, в ленинградской Академии балета чересчур строгие требования. Многие, кто не выдержал и ушел оттуда, вспоминают о ней с содроганием. Каким единым словом вы можете охарактеризовать ваше отношение к годам учебы там?
- Благодарность. Строгость там, конечно, была, и нам многое было запрещено, но сейчас я нисколько не жалею об этом. Там мне дали замечательную профессию, привили выдержку и верность принципам. Кроме того, научили понимать красоту. Ведь чем раньше ребенок начинает ее познавать, тем больше у него шансов вырасти гармоничной и состоявшейся личностью. Я бесконечно благодарна своим замечательным педагогам, Наталье Михайловне Дудинской и Ирине Борисовне Зубковской...
- А кто ваши родители?
- Мама у меня инженер по образованию. Проектировала научно-исследовательские институты и еще была экскурсоводом в Летнему саду. Мама - человек, любящий искусство и преданный ему душой. Ее зовут Тамара Владимировна. Папа, Юрий Федорович, - тренер сборной России по настольному теннису.
- На какие средства существует балетная знаменитость? Ведь в государственных театрах зарплаты небольшие.
- Действительно, в ГАБТе зарплаты не слишком высокие. Но мне сложно говорить обо всех артистах - у всех ситуация разная, у каждого из нас свой индивидуальный статус. Разумеется, солистам балета легче, потому что они могут выезжать на внештатные гастроли и давать коммерческие концерты, которые позволяют заработать деньги. Гораздо сложнее в материальном плане артистам кордебалета. Им просто необходима поддержка и со стороны театра, и со стороны государства. Я пыталась что-то сделать для них, давала концерты в их пользу. К сожалению, деньги до них никогда не доходили, и я поняла, что все мои попытки были тщетными. Если же говорить о себе, то у меня есть совершенно независимая сольная концертная программа, которая хорошо оплачивается. С ней я езжу выступать по приглашениям и на концерты, которые организуются достойными компаниями. Я получаю гонорары, которые обеспечивают мне спокойное существование в материальном плане. Но чтобы так жить, мне приходится полностью выкладываться. Только представьте, я танцую по восемь-десять номеров за вечер с перерывами в три минуты, только для того, чтобы поменять костюм. Физически это очень тяжело. Поэтому в моем случае справедливо будет сказать, что искусство стоит дорого.
- Задумываетесь ли вы о собственном деле? Насколько совместимы, по-вашему, искусство и бизнес?
- Я думаю, что искусство не может быть бизнесом, потому что в нем нет расчета. Но бизнес может стать искусством, если люди относятся к любимому делу с уважением, любовью и, конечно же, с преданностью и самоотдачей. Мое место на сцене и, может быть, в актерском искусстве, на телевидении, в общественной жизни. Но если говорить о бизнесе, для меня это может быть только создание балетной школы или театра, что опять же будет для меня не столько бизнесом, сколько отдушиной, творческим проектом. В моих силах сделать что-то доброе для детей. Создание детской школы балета, я считаю, может стать делом моей жизни и продолжением творческой карьеры. Я, действительно, думаю открыть школу для маленьких детей, которым негде сегодня учиться балету. Именно для маленьких, от пяти до десяти лет, то есть до того возраста, когда они смогут уже поступить в профессиональную школу. Если же говорить о театре, то непременно о камерном, в котором будут идти представления разных жанров.
- А сейчас вы делаете что-то для детей?
- Обязательно. На свои представления я выделяю несколько бесплатных мест для сирот и детей из малообеспеченных семей. Мы приглашаем ребят и из других городов, оплачиваем им проезд в Москву и обратно. Я очень люблю детей и считаю, что взрослые обязаны оказывать реальную поддержку детям, которые чем-то обделены. Тем более, если у взрослых есть для этого средства и возможности.
- Как вы готовитесь к появлению первенца? Ищете ли няню?
- Мы присматриваемся. Пока нет ничего определенного, но могу сказать, что выбор остановим на человеке с медицинским образованием, и непременно добром и порядочном. Очень хочу дочку, уже думаю об имени для нее. Сначала хотела назвать Аней в честь моей бабушки, но теперь уже не так в этом уверена.
Беседу вела
Елена АРБУЗОВА.