Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Вести Отечества

  номер 18(46) от 16.05.2000 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


В ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО РАСТИТЕЛЬНОГО МАСЛА ПОТЕКЛИ ИНВЕСТИЦИИ

В прошлом году в России был собран рекордный урожай семечек подсолнечника - 4,2 миллиона тонн. Это на 1,2 миллиона тонн больше, чем в 1998 году, и почти на миллион, чем в 1990 году. Одна из причин столь бурного роста производства семечек, по-видимому, связана с тем, что во второй половине 90-х семечки стали выгодным продуктом экспорта. По разным оценкам, в 1997-1998 годах из страны вывозилось 1-1,2 млн. тонн семечек, то есть примерно треть урожая. Из этого количества можно приготовить около 500 тыс. тонн растительного масла. Примерно столько (400-600 тыс. тонн) масла и ввозили в страну из-за рубежа, причем львиную долю импорта составляет не какая-нибудь экзотика типа пальмового или оливкового, а банальное подсолнечное масло. Тем временем российские маслозаводы простаивали из-за недостатка сырья.

Чтобы защитить интересы национальных производителей, правительство в прошлом году ввело 10-процентную экспортную пошлину на семечки. Экспортировать семечки стало невыгодно, что должно было стимулировать отечественные заводы, в последние годы освоившие незнакомый еще совсем недавно внутреннему производству продукт - рафинированное масло.

МЫ ВСЕ ЕЩЕ ЛЮБИМ, ЧТОБЫ ПАХЛО

По данным Союза маслодобывающих и маслоперерабатывающих предприятий (Союз ММПР), в России немногим более 80 крупных заводов. В основном они расположены в Черноземной полосе. По оценкам швейцарской компании "Олейна", только 20% российского оборудования соответствует международным стандартам. Не развита и система элеваторов, многим просто негде хранить то количество сырья, которое требуется на год.

Сегодня, как и в советские времена, российские заводы производят нерафинированное (так называемое сырое) подсолнечное масло, которое нигде в мире уже давно не едят. Разговоры о том, что в России традиционно любят масло с запахом, - лишь оправдание советской бедности. Оборудование по рафинации (очистке) и дезодорации (уничтожению запаха), вымораживанию (уничтожению восков, которые содержатся на всех растениях) и отбелке стоит дорого, потому маслозаводы им не оснащались. В СССР практически не было предприятий полного цикла. Предприятия по экстракции (добыче масла из семечек) производили сырое масло, а оборудование по рафинации в основном находилось на пищевых предприятиях, использовавших масло для других продуктов. То есть маслозаводы работали преимущественно на пищевые комбинаты, маслу для розничной торговли большого внимания не уделялось.

Масло в бутылках было в дефиците, достаточно вспомнить аппараты, установленные в продовольственных магазинах, к которым надо было приходить со своей бутылкой. Еще можно вспомнить осадок с палец толщиной, оседавший на дне бутылки. На большинстве предприятий с тех времен мало что изменилось. И сегодня львиная доля маслозаводов по-прежнему специализируется на поставках масла на пищевые предприятия для дальнейшей переработки. Если где и есть линии по розливу масла в бутылки, то большого места в структуре производства они не занимают. "Нерафинированное масло для пищевых предприятий и для бутылок - одно и то же, с той лишь разницей, что стандарты очистки у бутылочного масла, так сказать, повыше. Пищевые предприятия все равно рафинируют масло", - поясняет представитель завода, где бутилированное масло составляет 20% объемов производства.

"Пока российская промышленность не может полностью обеспечить людей растительным маслом, поскольку не в состоянии предлагать покупателям в достаточном количестве товар европейского класса, то есть рафинированное масло, которое в основном по-прежнему импортируется", - убеждены представители компаний AGD (аргентинская фирма, поставляющая масло "Натура") и "Олейна".

Заводам самим не справиться, для оснащения производства современным оборудованием полного цикла нужно примерно 25 млн. долларов. А значит, нужны инвестиции. И в последнее время инвестиции в маслодобывающую отрасль действительно появились. Причем в отличие от Украины, где в маслодобычу вкладывают иностранные компании, в России российские фирмы сами начали модернизировать производство. "Потребитель предъявляет все более жесткие требования, и за последние года полтора у нас произошли большие качественные изменения, появились предприятия, способные предложить масло европейского класса", - подчеркивает президент Союза ММПР Николай Нестеров. Такие компании разрабатывают собственные торговые марки, рекламируют свой товар. Поскольку отрасль только начинает по-настоящему развиваться, есть возможность закрепиться на рынке.

По данным Союза, среди компаний, оснащенных современным оборудованием и предлагающих товар европейского класса, выделяются четыре - "Эфко" (торговая марка "Слобода"), "Российские семена", "Русская бакалея" ("Злато") и "Юг Руси". "Слободу" можно считать старожилом рынка (представители компании "Эфко" отказались беседовать с "Итогами", и информацию о ней пришлось получать из других источников). "Слобода" производится на базе модернизированного маслозавода в Алексеевке Белгородской области. Мощности рассчитаны на переработку 430 тонн семечек в сутки и очистку и фасовку 200 тонн масла в сутки. Примерно половину продукции составляет нерафинированное масло (но стандарты его производства выше, чем в среднем по России). По словам Николая Нестерова, это предприятие не самое большое в стране, но продает масла больше других и его мощности загружены полностью.

"Юг Руси", напротив, - совершенно новое, построенное с нуля предприятие, презентация которого состоялась во второй половине апреля (по некоторым данным, его владельцы раньше занимались экспортом семечек), расположенное в Ростове-на-Дону. Это самый крупный в стране завод, его мощности рассчитаны на переработку тысячи тонн семечек в сутки и очистку и фасовку 150 тыс. тонн масла в год.

Компания "Русская бакалея" начинала с торговли аргентинским маслом "Идеал". "Но мы решили заняться производством сами и собирались строить новый завод, отвечающий мировым стандартам", - рассказывает президент компании Александр Старцев. В 1998 году фирма разработала марку рафинированного масла "Злато" и, пока не было своих мощностей, разместила заказ на его производство на одном из аргентинских предприятий. Первая партия "Злата" пришла в Москву аккурат к кризису - в середине августа 1998 года. Компании "Русская бакалея", вложившей свои сбережения в ГКО, пришлось расстаться с идеей строительства новой фабрики и искать мощности в России.

Выбор пал на Лабинский маслоэкстракционный завод (МЭЗ) в Краснодарском крае. По словам Александра Старцева, у этого завода был совместный проект с одной из фирм, близких к Газпрому, которая уже установила на предприятии полный комплекс оборудования по очистке 100 тонн масла в сутки. "Русская бакалея" перекупила у газпромовской фирмы долю в этом проекте, а потом стала совладельцем и самого завода. Сейчас полным ходом идет реконструкция, обновляется оборудование в цехе экстракции (оно позволит увеличить процент добычи масла). Новый цех, который должен заработать в сентябре этого года, сможет перерабатывать примерно 300-330 тыс. тонн семечек в год. На следующем этапе, который планируется завершить к маю будущего года, будет реконструирован и цех по очистке и фасовке масла. Его мощности позволят производить 500 тонн рафинированного масла в сутки.

НАМ БЫ СЕМЕЧЕК ПОБОЛЬШЕ

Появление крупных маслоперерабатывающих предприятий должно повысить спрос на сырье. Ведь экспортировали семечки в очень большой степени из-за невозможности продать их внутри страны. Производство семечек, как и любой другой сельскохозяйственной продукции, - дело сезонное. Сбор урожая начинается в конце августа и длится три-четыре месяца. В этот период заводы должны закупить сырье на весь год. "Заводу, перерабатывающему 330 тыс. тонн семечек в год, требуется выложить сразу 50 миллионов долларов за сырье", - говорит Александр Старцев. Это крупное предприятие, но и вдвое меньший завод должен обладать колоссальными средствами.

У большинства предприятий таких денег не было и нет. Поэтому одни заводы закупают семечки на несколько месяцев (и, поработав с сентября по март, в лучшем случае по апрель, останавливаются), другие - работают на давальческом сырье. Сейчас любая фирма, даже любой бизнесмен могут разместить заказ на производство партии масла под своим именем (отсюда появление большого количества названий масел), а с предприятием расплачиваются, оставляя ему часть продукции, либо деньгами. Поэтому некоторые специалисты даже опасаются, что может возникнуть дефицит сырья: экспорт стал невыгоден, и есть опасность, что крестьяне сократят производство. "В этом году они могут урезать посевные площади процентов на тридцать, тогда в будущем году нас ждет дефицит семечек, - не исключает президент Союза ММПР Николай Нестеров. - Как бы не пришлось их импортировать, не говоря уж об импорте самого масла".

Представители российских маслодобывающих предприятий и западные компании-поставщики утверждают, что импорт масла находится на докризисном уровне. Он довольно быстро восстановился после обвала 1998 года. Причиной тому - как нехватка растительного масла, так и отсталость российской маслодобывающей промышленности. По оценкам экспертов, импортное масло в розничной торговле в период его сезонного дефицита (то есть летом, когда большинство отечественных заводов простаивает) по-прежнему составляет примерно 50% (учитывая все виды масла, включая подсолнечное, соевое, кукурузное, рапсовое, оливковое).

Вместе с тем в прошлом году производство масла в России, по данным Минэкономики, несколько увеличилось и составило 845 тыс. тонн (в 1998 году было 782 тыс. тонн). Но дефицит по-прежнему есть: где-то 500-600 тыс. тонн. "Я считаю, что Россия способна полностью обеспечивать себя маслом. Для этого имеется все: традиции потребления и производства, сырье, да и перерабатывающие предприятия", - подчеркивает Александр Старцев. По его мнению, чтобы вытеснить импорт, стране нужно иметь шесть больших современных заводов. Хотя уже сегодня мощности модернизированных предприятий (с учетом нового "Юга Руси") теоретически способны потеснить импорт.

Скорее всего доля импорта будет сокращаться по мере увеличения производства в России масла европейского класса. "В скором времени так и произойдет, поскольку модернизация идет полным ходом", - убежден директор российского представительства компании AGD Карлос Перес. Сегодня рафинированное масло составляет половину рынка бутилированной продукции. Собственно потребности в рафинированном масле никто не считал. Согласно опросам, проведенным маркетинговой компанией "Валидейта", нерафинированное масло, сохраняющее естественный запах семечек и имеющее натуральный желтый цвет, употребляют многие. Его используют для приготовления салатов, причем не только люди старшего поколения, но и молодые. А потому, считают представители "Валидейты", вряд ли нерафинированное масло в ближайшее время полностью исчезнет с рынка.

"Но со временем ситуация изменится, - убежден Александр Старцев. - Во всем мире едят очищенное масло, и у нас будут". В крупных городах, где люди, насмотревшись рекламы, стремятся к здоровому образу жизни, уже привыкли к рафинированному маслу, считая его более полезным. Нельзя сбрасывать со счетов и пищевые комбинаты, которым гораздо проще закупать уже рафинированное масло.

"У России большие перспективы для роста производства масла, - признает Карлос Перес. - Если засадить подсолнухами пустующие земли, можно собирать колоссальные урожаи. Ведь спрос на растительное масло в вашей стране растет, потребление его в ближайшие 10 лет увеличится раза в два". Действительно, вырастить подсолнухи в России не проблема. В Черноземье - Воронежской, Белгородской, Липецкой, Курской, Тамбовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях - семечки вызревают не хуже, чем на Украине или в далекой Аргентине.

Так что развитие отрасли непременно продолжится. По данным "Итогов", некоторые коммерческие структуры покупают маслозаводы, задумываются об установке на них оборудования по рафинации. Вероятно, стремясь не потерять российский рынок, западные поставщики масла задумываются о своих производствах в России. "Для нас это вопрос решенный, в этом году окончательно определится, будем ли мы строить завод с нуля или приобретем какое-нибудь российское предприятие", - сообщили в компании "Олейна". О производстве в России думает и AGD. Пока у российских производителей есть шанс закрепиться на рынке. Потому что, когда в России появятся заводы иностранных компаний, начнется новый этап конкуренции. В ближайшие годы погоду на рынке растительного масла будут делать современные крупные заводы. Ну а большинство старых предприятий, которые и сейчас работают по два-три месяца в году, если не найдут инвестора, просто вымрут.

Многие до сих пор любят салат только с пахучим сырым подсолнечным маслом, но вкусы постепенно меняются: теперь нередко салаты заправляют и рафинированным. /"Итоги", 10 мая/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 05.12.2020
    USD74,2529-0,9467
    EUR90,2618-0,9328
    E/U1,2156+0,0029
    БВК81,4569-0,9404
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности