Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Вести Отечества

  номер 18(46) от 16.05.2000 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СТАЛА ОБЪЕКТОМ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ СО СТОРОНЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

Компания "Катерпиллер" предпочла построить новый завод в Ленинградской области, а не вкладывать в реконструкцию уже существующих в Санкт-Петербурге.

В последние годы Ленинградская область стала объектом особого внимания со стороны иностранных инвесторов. Крупные и известные компании строят здесь новые предприятия, принося в областной бюджет дополнительные налоги, а главное - создают новые рабочие места. "Для нас это очень важно. Если лидеры мирового бизнеса приходят в регион, это сигнал для других инвесторов, предприятий малого и среднего бизнеса, которые всегда идут вслед за лидерами", - говорит Сергей Нарышкин, зам. главы областной администрации по внешним связям.

В Ленинградской области уже обосновались такие компании, как "Филип Моррис" (строительство нового завода обошлось ей в 350 млн. долларов), International Paper (купила контрольный пакет акций Светогорского ЦБК и вложила в реконструкцию предприятия 65 млн. долларов), немецкая "Кнауф" (открыла предприятие на базе картонно-полиграфического комбината), "Крафт Якобс Фудс" (вкладывает в строительство завода по расфасовке кофе 10 млн. долларов), "Форд" (строит автозавод во Всеволожске и купила часть активов обанкротившегося "Русского дизеля").

Даже громкие скандалы с иностранными инвесторами на Выборгском ЦБК и Ломоносовском фарфоровом заводе, похоже, не повлияли на активность инвесторов. Объемы иностранных инвестиций в экономику области постоянно растут: в 1997 году они составляли 110 млн. долларов, в 1998-м - 180 миллионов, а в прошлом - уже 340 миллионов. По объему вложенных в 1999 году средств Ленинградская область уступает только Сахалину, Москве и Московской области, Краснодарскому краю. "В этом году мы ниже 340 миллионов не опустимся", - заявляет Сергей Нарышкин.

Причиной такого притока инвестиций он считает "потепление" инвестиционного климата. С 1997 года действует областной закон об инвестиционной деятельности, предоставляющий целый ряд льгот по областным налогам (на прибыль, имущество, пользователей автодорог) в течение срока окупаемости проекта и еще двух лет после этого. В случае принятия на федеральном или региональном уровнях законов, ухудшающих положение инвестора в период окупаемости, правительство Ленинградской области гарантирует им компенсацию возможных потерь. Кроме того, закон запрещает чиновникам принимать решения, подталкивающие инвесторов к финансированию каких-то объектов, не связанных с реализацией проекта (например, строительство дорог или объектов социальной

сферы).

В числе инвесторов Ленинградской области - американская компания "Катерпиллер Инк.", построившая здесь машиностроительный завод.

БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Если театру положено начинаться с вешалки, то заводу - с проходной. В павильоне охраны, где строгий, но вежливый охранник в непривычно элегантной форме изучает наши документы, установлены компьютеры и несколько мониторов - видно, что делается на территории предприятия, в офисных помещениях и даже на кухне.

После всех формальностей начальник охраны Михаил Федоров ведет нас по заводской территории к офисному зданию. Вдоль аккуратных мощеных дорожек навалены земля и щебень. "Вы на это не смотрите, - говорит он. - Мы еще благоустройство не закончили, вот в мае травку посадим, а пока (дело было в конце апреля) земля еще мерзлая". - "А можно ваших охранников снять, форма у них больно красивая?" - спрашивает фотограф. - "Можно, только ракурс такой возьмите, чтобы этого (показывает на кучи земли и щебенки) видно не было", - отвечает Федоров.

Генеральный директор "Катерпиллер Тосно" Гилберт Холмс гордится своим предприятием.

Еще до строительства нового завода в городе Тосно Ленинградской области американская компания "Катерпиллер Инк." имела опыт организации производства в России. Начинался он в 1994 году с совместного с Кировским заводом предприятия "Невамаш": знаменитый завод предоставил производственные помещения, а американцы все остальное. Потом "Катерпиллер" выкупила у кировцев их долю в СП и стала просто арендатором. О причинах разрыва генеральный директор "Катерпиллер Тосно" Гилберт Холмс предпочитает не распространяться и говорит о Кировском заводе в дипломатических выражениях: "Они были прекрасными партнерами, хорошими арендодателями, а теперь являются хорошими поставщиками". (У Кировского "Катерпиллер" заказывает поковки и оснастку.) Как вспоминают российские сотрудники "Катерпиллера", выделенный Кировским заводом цех был настолько велик (там когда-то делали гигантские турбины, и высота потолков достигала чуть ли не 40 метров), что его просто невозможно было протопить - зимой приходилось работать в телогрейках и валенках.

Почему американцы отказались от покупки какого-нибудь российского предприятия, чтобы организовать на его базе свое производство, и решили построить себе новый завод с нуля, буквально в чистом поле? Отвечая на этот вопрос, Гилберт Холмс засыпал корреспондента "Итогов" встречными: "Вы можете назвать хоть один завод в Санкт-Петербурге, которому было бы меньше 50 лет? И который мог бы целиком принадлежать нам, включая всю территорию, инфраструктуру, подъездные пути? Как вы думаете, в каком физическом состоянии находились производственные территории и сколько усилий требовалось, чтобы привести их в надлежащий вид?"

Построить завод с нуля оказалось экономически выгоднее, да и быстрее, чем покупать и реконструировать существующие предприятия. В строительство и оснащение американцы инвестировали 50 млн. долларов. Работа над проектом началась осенью 1997 года, весной 1998-го нашли подходящую площадку, в августе того же года заложили первый камень, к октябрю 1999-го стройка закончилась, а официальное открытие состоялось 1 марта 2000 года.

Подходящее место для организации нового предприятия американцы выбирали довольно долго. "После того как мы посмотрели в Санкт-Петербурге все, что могли, решили размещать завод в Ленинградской области, - объясняет г-н Холмс. - Эта площадка нас очень устраивала с точки зрения коммуникаций: в городе Тосно около 40 тыс. жителей и развитая инфраструктура - недалеко от Санкт-Петербурга, здесь же автодорога на Москву, рядом железнодорожные пути, мы подключены к городским системам электро- и водоснабжения, можем пользоваться услугами пожарных и медиков". На выбор повлияло и отношение местных чиновников. По словам Холмса, и областная, и тосненская администрации были заинтересованы в строительстве предприятия, и все бюрократические проблемы - подготовка бумаг, сбор всевозможных подписей и согласований - решались оперативно. Уже к середине 1998 года были готовы все документы, необходимые для начала строительства. Земельный участок, который сейчас занимает завод, инвесторам передали в аренду на 49 лет с правом продления еще на 49 лет. Если в России примут соответствующий закон, "Катерпиллер" постарается выкупить эту землю в собственность.

ПРОИЗВОДСТВО

"Катерпиллер Тосно" - предприятие небольшое, размерами напоминающее скорее цех на крупном заводе. Под одной крышей размещены различные участки - в одном конце резка металла, в другом - его обработка, в третьем - сварка, покраска и так далее. Сырье и материалы, применяемые здесь, на 85% российские. Металл получают с череповецкой "Северстали", однако назвать остальных российских поставщиков, которых вроде бы около 150, г-н Холмс отказался, сославшись на коммерческую тайну. Его подчиненные пытались мне объяснить, что у американцев подход такой: нельзя назвать несколько предприятий из многих, потому что остальные (неназванные) могут обидеться и побегут судиться. Однако скорее всего дело в другом: с поставщиками на "Катерпиллере" еще не определились окончательно, потому и боятся, что сегодня кого-то назовут, а завтра порвут с ним отношения.

Завод пока работает только на экспорт - делает детали и узлы для катерпиллеровской техники, которые идут на европейские заводы компании. К середине 2001 года здесь намерены приступить к сборке некоторых моделей бульдозеров и экскаваторов, которые предполагается продавать на российском рынке. Пока будущий сборочный цех стоит полупустым: здесь выпущенную в соседнем цехе продукцию упаковывают и грузят на траки (огромные фургоны) по 16 тонн в каждый, которые повезут ее заказчикам. Холмс говорит, что с начала работы они уже отгрузили двухтысячный трак.

Производственное помещение в жизни выглядит столь же неправдоподобно красиво, как и в рекламном буклете. На сверкающие чистотой полы так и тянет присесть, даже в белых штанах.

Здесь буквально помешаны на технике безопасности. При входе в цех нам выдали пластиковые очки, обязательные для всех, даже если зашел на пару минут. Говорят, металлическая стружка может попасть в глаз. Однако никакой стружки, которой цеха многих российских машиностроительных предприятий бывают просто засыпаны (знаю, что говорю - сама на заводе работала), мы не обнаружили, как ни пытались. Гарью из-за обилия сварочных работ слегка попахивало, но работают мощные вентиляционные системы, так что дышится легко, а территория цеха полностью просматривается. Сравнение опять не в пользу отечественного производства - у нас зачастую в цехах такой туман висит, что дальше пяти метров уже ничего не видно.

УСЛОВИЯ

На этом американском заводе все продумано до мелочей. Взять, к примеру, спецовки - у квалифицированных рабочих они синие, у новичков зеленые. Так мастерам удобнее следить за работой, они всегда знают, к кому надо подойти, помочь, подсказать. Управленческий персонал - мастера, технологи, инспекторы качества - одет в разноцветные куртки, цвет означает подразделение, где человек работает.

Социальных благ здесь тоже полный набор: дотации на питание, медобслуживание, прачечная (спецовки сдаются в стирку прямо здесь - предприятие оплачивает), автоматы с бесплатным чаем-кофе. Кормят в столовой вкусно, на столах красуются букетики живых цветов, и выбор еды большой: в меню по 4-5 салатов, 3-4 вида первых и вторых блюд, соки. Сотрудникам предприятия положена 70-процентная дотация, с ее учетом цены выходят вполне приемлемые (корреспонденту "Итогов", к примеру, полный обед с учетом такой дотации обошелся в 21 рубль). Пообедать здесь можно без денег: у каждого есть чиповая карта с табельным номером. Подходя к кассе, человек вкладывает карту в считывающее устройство, кассир "пробивает" цены блюд, на табло высвечивается стоимость обеда. В конце месяца подсчитывают, кто на сколько наел (с учетом дотации), и эти деньги вычитают из зарплаты. "Очень удобно, - смеется помощник директора Анна Плотникова, - особенно когда перед зарплатой деньги кончаются, хоть голодным не останешься".

Несмотря на то, что завод расположен в трех минутах езды от города Тосно, большинство работающих здесь - жители Санкт-Петербурга, в основном еще те, кто работал в СП "Невамаш". До Питера на машине надо ехать минут 40, и для тех, у кого нет личного транспорта, организованы автобусные маршруты на завод и обратно. Причем автобусная география расширяется: взяли на работу людей с "Ижорских заводов" - надо возить в Колпино, приняли жителей Тосно - возят в Тосно.

На предприятии 450 постоянных сотрудников, еще человек 40 работают по временным контрактам. Средняя зарплата сварщика (это здесь самая распространенная специальность) – около 7 тысяч рублей без учета дотаций, сверхурочных и прочих выплат, но опытный рабочий вполне может заработать и 8, и 9 тысяч (тоже без сверхурочных). Дмитрий Никаноров начинал сварщиком на Кировском заводе, пришел в СП "Невамаш" мастером. "Работа, конечно, тяжелая, но люди стараются, платят-то хорошо", - говорит он.

КРЕПКИЙ ОРЕШЕК

Компания "Катерпиллер" ведет свою историю с 1925 года, когда конкурирующие производители различной "рабочей" техники (тракторов, сельскохозяйственных и дорожных машин) - фирмы "Бест" и "Холт" - объединились в Caterpillar Tractor Co. Однако эта техника была известна в России еще раньше: в 1913 году на выставке Императорского автомобильного общества, проходившей под патронажем Николая II, золотая медаль досталась гусеничному трактору Caterpillar (в переводе с английского - "гусеница").

Сегодня "Катерпиллер Инк." - общепризнанный мировой лидер машиностроения: у него 41 завод в США и 43 в других странах мира. Больше половины продукции продается за пределами США, в 200 странах мира. В 1998 году объемы продаж и доходы компании превысили 20, экспортная выручка - 6, а прибыль - 1,5 млрд. долларов.

Техника "Катерпиллер" поставляется в СССР с давних пор, ее реклама печаталась в журнале "За рулем" еще 70 лет назад. В 30-е годы, в период коллективизации, СССР закупил у компании 3000 тракторов. Впоследствии сотрудничество было прервано, и возобновилось ближе к концу 60-х, когда Советский Союз стал активно осваивать районы Крайнего Севера, разрабатывать новые месторождения нефти, газа и полезных ископаемых, прокладывать трубопроводы. Тогда выяснилось, что советская промышленность не в состоянии выпускать мощную и надежную технику (экскаваторы, бульдозеры, трубоукладчики и др.), способную работать в экстремальных условиях - в болотах, тайге, вечной мерзлоте, на 50-градусном морозе. Закупки заграничной техники начались года с 1969-го, а пик пришелся на 80-е. У крупнейшего потребителя импортных строительныхмашин - союзного Миннефтегазстроя - было свыше 7 тысяч единиц такой техники, и примерно половина приходилась на "Катерпиллер".

Сегодня в России покупать катерпиллеровскую продукцию способны только обеспеченные предприятия нефтяной, газовой, горнодобывающей промышленности, крупные строительные фирмы. Потребители довольны ее качеством, а сравнение с аналогичной отечественной техникой оказывается не в пользу последней. Претензии одни и те же: сплошные недоделки и бесконечные поломки. Даже курирующий машиностроение чиновник из Минэкономики сказал: "Что вы хотите? Западная техника, конечно, лучше, потому что создавалась в условиях жесточайшей конкуренции".

"Буквально месяц назад мы получили несколько бульдозеров с Челябинского тракторного, - рассказывает представитель крупной строительной фирмы, попросивший не упоминать его имени. - Оказалось, ни одна машина к работе не готова, пришлось с завода ремонтную бригаду выписывать, все заново разбирать-собирать. А на импортную машину сел и работаешь, только масло вовремя меняй". Строители говорят, что заграничную технику, например, фирм Caterpillar, Hitachi, Komatsu и др., они стараются применять там, где нужно получить максимальную отдачу за короткий срок, а на участках, где техника используется в качестве дежурной и работает вполсилы, - российскую. Некоторые организации даже предпочитают покупать подержанную, но импортную технику - она все равно оказывается лучшей нашей новой и оправдывает вложенные в нее немалые деньги.

Единственное, в чем отечественная техника пока еще способна конкурировать с импортной, - цена. Наша дешевле аналогичной катерпиллеровской по крайней мере в пять раз. Хороший американский бульдозер, к примеру, стоит порядка 475 тысяч, трубоукладчик - 500-550 тыс. долларов. Правда, многие потребители считают, что выпускай наши заводы столь же мощную и надежную технику, она стоила бы примерно столько же.

Сколько будет стоить техника, которую предполагается выпускать на заводе, построенном в Тосно, неизвестно. Более того, в московском офисе "Катерпиллар оверсиз" даже затрудняются сказать, какие именно модели бульдозеров и экскаваторов компания намерена производить в России: якобы еще не закончены маркетинговые исследования. Правда, в то, что такая крупная и уважаемая в мире компания решилась на строительство завода, не зная толком, что там будет выпускаться, как-то не верится.

Если же результаты маркетинговых исследований американцев не вдохновят, тосненский завод так и будет работать на экспорт или, в лучшем случае, гнать запчасти для той катерпиллеровской техники, что уже работает в России. Скорее всего, копеечные для самой компании инвестиции (50 млн долларов - цена сотни хороших бульдозеров) в этот завод - не что иное, как пробный шар, попытка просто на всякий случай застолбить место на российском рынке, который в будущем может стать перспективным. Лишнее тому доказательство - нежелание представителей компании распространяться об объемах продаж катерпиллеровской техники в России (обычно так ведут себя фирмы, которым нечем особо похвастаться) и даже сравнивать их с советскими временами. /"Итоги", 11 мая/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 05.12.2020
    USD74,2529-0,9467
    EUR90,2618-0,9328
    E/U1,2156+0,0029
    БВК81,4569-0,9404
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности