Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Вести Отечества

  номер 10 (286) от 16.03.2005 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


АЛЕКСАНДР ХЛОПОНИН: "ЭТО ВТОРАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СИБИРИ"

Александр Хлопонин:

У меня такая задача: в рамках процесса укрупнения трех субъектов к 2007 году представить президенту очень качественный с точки зрения организации управления, стратегии экономического развития регион.

В этом году губернатор Красноярского края Александр Хлопонин может войти в историю как собиратель сибирских земель. 17 апреля жители края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов выйдут на референдум - объединяться ли трем регионам в единый субъект Федерации. Как пишет в преамбуле к опубликованному сегодня интервью газета "Ведомости", "Хлопонин уже несколько месяцев убеждает граждан, что объединение позволит провести "вторую индустриализацию Сибири". Иначе, дескать, регион превратится в сырьевой придаток к Китаю. По-другому, похоже, инертных красноярцев на референдум не выманить: явка на выборы в крае редко превышает 40%, а для легитимности на референдум должно прийти не меньше 51% избирателей".

Бывший гендиректор "Норильского никеля" признает: объединение регионов - не самая актуальная приманка для инвесторов, пока в России существует угроза передела собственности под видом пересмотра итогов приватизации. Хлопонин надеется, что федеральные власти все же решатся поставить точку в этом вопросе, а также вернут губернаторам часть отобранных у них полномочий.

- Через месяц в Красноярском крае пройдет референдум по вопросу объединения с Эвенкийским и Таймырским автономными округами. Почему возникла необходимость в этом проекте?

Это стратегический вопрос и для России, и для края. Наше государство сегодня развивается по принципу выравнивания бюджетной обеспеченности. Мы пытаемся из богатых регионов в виде нормативов налоги забрать в Минфин и за счет этого содержать дотационные территории. Стремление центра перераспределять максимум ресурсов через федеральный бюджет объяснимо. Но в этой модели абсолютно нет стимулов для экономического развития регионов.

Что такое Эвенкийский и Таймырский автономные округа для Российской Федерации? В одном проживают 18 тысяч человек, в другом - 36 тысяч. Никакого влияния на политику в государстве они не оказывают. Государство выделяет средства из бюджета исключительно на поддержание их текущей жизнедеятельности, при этом постоянно идут споры, не много ли денег туда уходит. Между тем Таймыр и Эвенкия - богатейшие территории с точки зрения своих природных ресурсов, запасов нефти, газа, цветных металлов, леса. А Красноярский край - крупный промышленный центр с мощной энергетической базой, инфраструктурой, индустрией, регион-донор с хорошим кредитным рейтингом и инвестиционной программой. Но для продолжения индустриального развития ему недостает сырьевой базы, которая как раз расположена в этих двух субъектах. Модель объединения трех регионов напрашивается сама собой: мы присоединяем и развиваем округа, делаем их точками роста.

С экономической точки зрения само по себе объединение мало что даст: регион станет более управляемым - и только. Поэтому одновременно с объединением нужно запускать на территории единого края крупные инвестиционные проекты федерального уровня. Объединение должно стать образцовым частно-государственным партнерством, где сойдутся интересы федеральной власти, региональной власти и бизнеса. И где у всех участников будут свои обязательства.

Что это за инвестиционные проекты?

- Прежде всего освоение Ванкорского нефтяного месторождения вместе с прокладкой трубопровода до порта Диксон и достройка Богучанской ГЭС. Через эти два крупных инвестиционных проекта развиваются и Эвенкия, и Таймыр. Начинают работать природные ресурсы, которые до этого момента не работали. Например, вокруг Ванкора огромное количество мелких нефтяных месторождений с запасами по 20-30 млн тонн, которые никто не хочет разрабатывать (разведанные запасы Ванкорского месторождения 150 млн тонн - "Ведомости"), потому что нет возможностей для транспортировки нефти. С открытием трубопровода до Диксона такие возможности возникают, и эти мелкие месторождения становятся рентабельными. Один Ванкорский инвестиционный проект дает миллиардные налоги для федеральной и краевой казны, рабочие места и все, что с этим связано.

Как только заработает Богучанская ГЭС, в Нижнее Приангарье приходит железная дорога, о чем мы договорились с РЖД, и появляются возможности для промышленного освоения богатейших запасов леса, строительства нового алюминиевого завода. По сути, это вторая индустриализация Сибири. Так уже было в 1970-е, когда промышленное развитие Красноярского края базировалось на двух проектах - строительстве Красноярской ГЭС и разработке Талнахского месторождения цветных металлов.

В итоге Красноярский край выступает в роли региона-локомотива и для других территорий, которые до этого дотировала Федерация. Чтобы осваивать новые проекты, нужны кадры - соответственно, будут задействованы вузы. Будем привлекать сюда русскоязычных специалистов из бывших советских республик.

Есть у нас сегодня сторонники теории о том, что Сибирь - перенаселенная территория, из которой надо вывозить людей, а территорию осваивать вахтовыми методами. Так вот, если мы отсюда будем вывозить людей, Сибирь торжественно и окончательно превращается в сырьевой придаток. Из Сибири в Китай пойдут лес, нефтепродукты, линии электропередачи. В Китае будут строиться целлюлозно-бумажные комбинаты, будут развиваться химическая промышленность, расти занятость и добавленная стоимость. В Китае будет работать все, что угодно, но не в России. Мы же предлагаем, наоборот, разместить производительные силы и производственные мощности на территории Красноярского края, а продукты этой переработки уже пусть экспортируются в Китай и куда угодно. Это создание заметного в глобальном масштабе промышленного региона, укрепляющего геополитические позиции России в Азии. А пока у нас только красиво говорят, что богатство России будет прирастать Сибирью, но мало что для этого делают. Разве что тащат на экспорт тюменские нефть и газ.

Вы собираетесь стимулировать приток мигрантов из СНГ в Красноярский край. В масштабе всего государства репатриация как-то не поощряется.

- Конечно, я сам вряд ли решу проблему привлечения в страну трудовых ресурсов, здесь нужно договариваться с правительством. Но я уверен, что стимулировать приток бывших граждан СССР из СНГ в Россию необходимо. Они быстрее адаптируются на территории, чем любая другая иностранная рабочая сила. Они знают русский язык, культуру, нашу историю. Вопрос в том, чтобы оформление документов для них проходило в ускоренном темпе... В Красноярске уже решено выделить миграционной службе дополнительную технику и привлекать специалистов, которые могли бы заниматься разъяснительной работой.

- Есть оценки, сколько вам для промышленной модернизации понадобится людей и в какой срок?

- Очевидно, что нужны значительные людские ресурсы. По предварительным оценкам, свыше 100 000 человек. Но важно не столько количество, сколько качество специалистов. Где мы возьмем специалистов, которые будут работать на Ванкорском месторождении, строительстве нефтепровода? Месторождение будет развиваться десятилетия. Можно частично готовить своих специалистов, надо открывать факультеты повышения квалификации в наших вузах. Возможно, надо брать специалистов из Тюмени, где нефтегазовые проекты активно развиваются, так что миграция пойдет и из соседних регионов.

- Лицензией на Ванкорское месторождение владеет "Роснефть". Что вы думаете о возможности участия в проекте французской компании "Total", которая давно проявляет к нему интерес?

- Соглашение "Роснефти" с Красноярским краем и сам проект освоения Ванкора предусматривают, что до 2010 года в разработку месторождения надо вложить 86 млрд рублей. И по документам "Роснефть" вправе приглашать в качестве соинвестора любых партнеров, которые захотят в этом поучаствовать.

- Проект по достройке Богучанской ГЭС поссорил "Базовый элемент" и РАО "ЕЭС России". Вы в прошлом году даже обращались с письмом к президенту по этому вопросу. Чем закончилась Ваша переписка?

- На уровне президента мы обсуждали только одну тему: есть ли в Красноярском крае производственные мощности, которые будут потреблять электроэнергию Богучанской ГЭС, либо придется тянуть наши сети в Китай, чтобы загрузить их мощности. Для президента очень важно, чтобы Богучанская ГЭС работала в интересах нашей экономики и тех проектов и объектов, которые будут строиться или уже существуют на территории Красноярского края и в целом Сибирского региона. В ходе обсуждения с президентом и правительством выяснилось, что в крае реальных и потенциальных потребителей для новой ГЭС предостаточно. А конфликт между РАО "ЕЭС" и "Базовым элементом" - это уже не моя головная боль...

- "Гидро-ОГК" - компания, объединяющая гидроэлектростанции по всей России, - недавно зарегистрирована в Красноярске. Как вам удалось заполучить такого выгодного налогоплательщика?

- Решение зарегистрировать здесь объединенную компанию было оптимальным. Именно здесь концентрация самых мощных ГЭС - возьмите Красноярскую, Саяно-Шушенскую ГЭС, Богучанскую, которая будет достраиваться, плюс сеть небольших гидроэлектростанций. И потом, у нас большие совместные [c РАО ЕЭС] планы развития энергетики.

- Правда ли, что РАО ЕЭС договорилось с вами о неких налоговых льготах в обмен на "прописку" "Гидро-ОГК"?

- Нет, налоговые льготы - ни в коем случае! Речь шла о том, что часть дополнительных налоговых поступлений от "Гидро-ОГК" мы будем направлять на реализацию тех проектов на территории Красноярского края, которые выгодны и администрации края, и самой генерирующей компании. На каждый проект будет заключаться отдельное инвестиционное соглашение. Примером такого партнерства может быть достройка дамбы Саяно-Шушенской ГЭС. Я заинтересован в этом, потому что ГЭС реально влияет на жизнь юга Красноярского края, а для энергетиков это производственная необходимость.

- То есть край будет как инвестор вкладывать деньги, которые получит в виде налогов? - Да. Я считаю, что стратегической задачей власти, будь то Российская Федерация или Красноярский край, является инвестирование в инфраструктуру. Потому что через развитую инфраструктуру развивается частная экономика. Чтобы достроить Богучанскую ГЭС, элементарно надо дорогу довести, в том числе и железную дорогу. Для меня железная дорога - это возможность миграции и передвижения людей на территории. Я, как государство, готов в инфраструктурные проекты вкладывать деньги из бюджета. Через это у меня будет, с одной стороны, развиваться гидрогенерация, а с другой - осуществляться миграционные процессы на территории Красноярского края. На 1 рубль, вложенный государством, частные инвестиции должны составлять 5-6 рублей.

- А есть договоренность с федеральными ведомствами о каких-то проектах, которые будут финансироваться из федерального бюджета у вас?

- Это немного, около 6 млрд рублей в течение трех лет. Из федерального бюджета в рамках процесса объединения будут финансироваться такие проекты, как программа переселения населения из ветхого аварийного жилья "Север-Юг". Государство тратит безумное количество денег на содержание пенсионеров на Севере, люди хотят выехать на материк, устроить себе жилье, но не имеют на то финансовых возможностей. Федеральный бюджет выделит на это около 2 млрд рублей.

Кроме того, есть проект реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Емельяново, на базе которого мы делаем международный транзитный хаб. Есть соглашение с компанией "Волга-Днепр" и зарубежными компаниями о том, что их самолеты будут садиться, дозагружаться, перегружать грузы и лететь напрямую в США, Азию, Европу. Для государства это стратегически важно, поэтому оно готово выделять деньги. Есть проект по строительству объездной автодороги вокруг Красноярска.

Но основные инвестиции в рамках развития экономики единого региона - это, конечно, бизнес. РАО ЕЭС, "Базовый элемент", "Роснефть", "Евразхолдинг" и другие.

- Вы регулярно встречаетесь с крупными финансово-промышленными группами. Для них проект объединения представляет какой-то прагматический интерес?

- Как отдельный элемент по созданию условий для инвесторов объединение, конечно, на 100% плюс. Не надо бегать к трем губернаторам и договариваться, если можно решать вопросы с одним. Но нельзя сделать Красноярский край уникальным исключением из Российской Федерации. Если есть политические риски на Россию, то инвесторы десять раз задумаются, инвестировать в российскую экономику или нет. Пока не будет окончательно закрыта дискуссия о легитимности приватизации и существует угроза "украинского варианта", любой инвестор очень серьезно задумается. Эти риски объединение не снимает.

- Что вы думаете о предложениях полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака вернуть губернаторам дополнительные полномочия?

- Абсолютно правильно. Если мы пришли к модели, при которой губернаторы, по сути, включены в исполнительную вертикаль, то губернаторов надо наделять полномочиями на территориях. Это позволяет упростить систему разделения полномочий. Сейчас огромное количество федеральных министерств и ведомств работает на территории, это все дублируется региональными учреждениями и т. д. Я готовлю сейчас предложения, в ближайшее время в администрации президента состоится такое совещание по вопросу разграничения полномочий. Особенно остро этот вопрос стоит в сфере недропользования.

- Вы собираетесь ставить перед президентом вопрос о доверии?

- Нет.

- А второй срок вас интересует? Хотелось бы стать назначенным губернатором?

- У меня такая задача: в рамках процесса укрупнения трех субъектов к 2007 году представить президенту очень качественный с точки зрения организации управления, стратегии экономического развития регион. А после этого уже пусть президент предлагает кандидатуры. Конечно, мне бы хотелось самому вывести регион на новый качественный уровень, завершить реализацию проектов, которые намечены в рамках развития объединенного края.

- Правительство недавно одобрило закон об особых экономических зонах. Вы планируете у себя устроить какую-нибудь ОЭЗ?

- Да, мы планируем предложить государству рассмотреть определенную территорию Красноярска как свободную экономическую зону для реализации инновационных проектов. Необходимость диктует сама специфика местности, Когда нас отделяет 4000 км от рынков Юго-Восточной Азии и столько же - от европейских рынков, мы должны либо производить сырье, как сейчас, либо такую продукцию, в себестоимости которой доля транспорта является минимальной. А это как раз инновационные технологии. У нас есть качественная научно-исследовательская база и филиал Академии наук. Один из вариантов размещения ОЭЗ - красноярский Академгородок. Но мы рассматриваем несколько моделей, и решение еще не принято.

"Ведомости",16.03.05 (публикуется с небольшими сокращениями) Красноярский край занимает 2,4 млн кв. км преимущественно в Восточной Сибири. Население - 3 млн человек. Валовой региональный продукт в 2004 году - около 300 млрд рублей. В крае сосредоточено более 95% российских запасов никеля и платиноидов, более 20% золота и 10% леса. Доходы краевого бюджета на 2005 году утверждены в размере 37,3 млрд рублей, расходы - 40,8 млрд рублей (с учетом бюджетов Таймырского и Эвенкийского автономных округов - 43,32 млрд рублей и 46,9 млрд рублей). Из финансово-промышленных групп в крае работают "Базовый элемент" (КраАЗ, Ачинский глиноземный комбинат), "Интеррос" ("Норильский никель"), РАО ЕЭС, РЖД и "Евразхолдинг".

Александр Хлопонин родился 6 марта 1965 года в столице Шри-Ланки Коломбо в семье переводчика МИДа. Окончил Московский финансовый институт. В 1989-1992 годы работал во Внешторгбанке СССР. С 1992 года - зампред правления ЗАО "АКБ "Международная финансовая корпорация". С 1994 года - председатель правления, а с 1996 года - президент банка МФК. В июне 1996 году назначен гендиректором и председателем правления компании "Норильский никель". 28 января 2001 года Хлопонин избран губернатором Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. В сентябре 2002 года победил на выборах губернатора Красноярского края.

/ria-sibir.ru, 16.03.2005/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 17.04.2021
    USD75,5535-1,4273
    EUR90,4602-1,7705
    E/U1,1973-0,0008
    БВК82,2615-1,5817
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности