Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Вести Отечества

  номер 47 (323) от 07.12.2005 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ГОСУДАРСТВО ВЫХОДИТ НА АВТОВАЗ

Государство выходит на АвтоВАЗ, чтобы решить две насущные проблемы - получить контроль над одним из крупнейших предприятий России и придать ему новую динамику развития

Государство продолжает консолидировать стратегические отрасли России. Добыча и переработка нефти уже наполовину (прямо или косвенно) контролируются государством. Военно­промышленным комплексом (ВПК) России бизнес никогда не интересовался по причине его низкой рентабельности и не всегда аккуратной оплаты госзаказа, поэтому ВПК из-под госуправления никогда и не уходил. Третья значимая отрасль - машиностроение. Его национализация может завершиться в следующем году. Государство пытается консолидировать основные активы: Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ), "Силовые машины", и вот теперь - АвтоВАЗ.

Пошли на смену

По собственным оценкам Волжского автозавода, для рентабельного производства предприятию нужно выпускать ежегодно 450 - 500 тыс. машин, а сейчас завод производит в среднем около 700 тыс. Кроме того, АвтоВАЗ рассчитывает на успех своих новых разработок, например "Калины" и разрабатываемой "Приоры". Очевидно, что в российской машиностроительной отрасли это наиболее привлекательные объекты.

Сейчас госструктуры могут иметь контрольный пакет акций ВАЗа. По неофициальной информации, совет директоров завода уже одобрил сделку по продаже одной из структур "Рособоронэкспорта" акций двух дочерних предприятий завода - ОАО "Автомобильный всероссийский альянс" (AVVA) и ЗАО "Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации" (ЦО АФК), которым принадлежит 61,8% ценных бумаг ВАЗа. Профинансировать сделку стоимостью примерно 700 млн долларов (исходя из нынешней цены завода) поможет Внешторгбанк (ВТБ).

Решение о продаже "дочек" ВАЗа, по неподтвержденной информации, было принято еще несколько месяцев назад. Но эта информация не предавалась огласке вплоть до октября 2005 года, когда на заводе начались кадровые перестановки. Напомним, что 27 октября Владимир Каданников, который руководил АвтоВАЗом последние два десятилетия, подал совету директоров заявление о своей отставке. Тогда члены совета директоров объявили, что заявление Каданникова стало для них полнейшей неожиданностью. Однако эту неожиданную бумагу они подписали, одобрив тем самым отставку председателя совета директоров.

Официальной причиной ухода генерала российского автопрома называют его пенсионный возраст. Формально Владимир Каданников останется у власти почти до конца этого года, поскольку внеочередное собрание акционеров, где будет избран новый совет директоров и его председатель, пройдет 22 декабря. Имена кандидатов стали известны 21 ноября после проведения внеочередного совета директоров АвтоВАЗа. Каданникова в этом списке, рекомендуемом для утверждения на декабрьском собрании акционеров, не оказалось.

Дальнейшие намерения Владимира Каданникова пока не известны. Возможно, он станет государственным чиновником и будет использовать свое огромное влияние для поддержки российского автопрома. Хотя раньше в СМИ Каданников утверждал, что политика его не интересует.

Смотрящих назначили

В числе кандидатов в новый совет директоров оказалось сразу шесть новых людей, причем все они являются представителями государственных структур. Двое из них - сотрудники "Рособоронэкспорта": заместитель гендиректора Владимир Артяков и руководитель департамента Игорь Есиповский. Еще три кандидата работают во Внешторгбанке. Среди них - член правления и старший вице-президент Василий Титов. От АвтоВАЗа в совет выдвинуты вице-президент по маркетингу и сбыту Владимир Кучай, вице-президент компании "Автомобильный всероссийский альянс" по стратегии Дмитрий Разоренов, а также члены нынешнего совета директоров - председатель производственного совета АвтоВАЗа Анатолий Мельников и председатель профкома Николай Карагин. В совете, видимо, останется и президент AG Capital Альберт Гавриков.

Два оставшихся кресла могут быть отданы руководителю "Роспрома" Борису Алешину и Максиму Нагайцеву, который также близок к "Рособоронэкспорту". По неофициальной информации, этих кандидатов выдвинул в совет "Автомобильный всероссийский альянс", ему сейчас принадлежит 38,2% акций АвтоВАЗа. Сама AVVA, в свою очередь, принадлежит ВАЗу на 84,95%. На прежних собраниях акционеров от имени компаний, участвующих в схеме перекрестного владения и обеспечивающих контроль над АвтоВАЗом, голосовал лично Владимир Каданников. Следовательно, госчиновники оказались в числе кандидатов в совет директоров с его подачи или, по крайней мере, одобрения.

По прогнозам участников рынка, руководить советом, скорее всего, будет Владимир Артяков или Борис Алешин. Но не ясно, кто будет гендиректором АвтоВАЗа. На этом посту вряд ли останется нынешний генеральный директор Виталий Вильчик, поскольку по уставу АвтоВАЗа гендиректор избирается из числа членов совета директоров, а Вильчик не вошел в список потенциальных членов совета. Возможно, на его место придет Владимир Кучай. Такой же версии придерживается губернатор Самарской области Константин Титов. Две недели назад он заявил журналистам, что областное правительство готово передать государству 0,6% акций АвтоВАЗа.

На самом предприятии до проведения внеочередного собрания предпочитают не давать официальных комментариев. Такой же позиции придерживаются на других отечественных автозаводах, а также в группе "СОК", в состав которой входят "Иж­Авто", "РосЛада" и крупные заводы-поставщики комплектующих для АвтоВАЗа. Предпочел хранить молчание о ситуации на ВАЗе и гендиректор AVVA Юрий Зекцер. Но анонимные источники на Волжском заводе поясняют, что события развиваются по стандартному пути: два основных собственника (ВАЗ и государство) делят руководящие посты. При этом госструктуры получают управление советом директоров, а оперативное руководство, вероятно, останется у менеджеров тольяттинского автогиганта.

Национальный автопром

Как показывает мировой опыт, государство может быть эффективным менеджером в управлении автомобильными заводами. Например, в 80-е годы прошлого века в Южной Корее и в 60-70-е годы в Японии автомобильные компании только формально были частными. Вопросы их развития обсуждались и решались в государственных министерствах. Параллельно эти страны активно развивали свой автопром: вводили запретительные пошлины на ввоз импортных авто, создавали льготные условия для экспорта, инвестировали в производство. Когда эти меры помогли местным автозаводам окрепнуть, государство отстранилось от управления.

В Китае государство продолжает управлять автомобильной промышленностью. Качество местных машин считается невысоким, но цены ему соответствуют, поэтому продажи китайских автомобилей, в том числе в России, растут из года в год.

Нельзя поручиться, что "Рособоронэкспорт" будет долго управлять ВАЗом. Конечно, оборонные чиновники пытаются получить контроль над машиностроением, примером этому может служить принадлежащее им ОАО "Мотовилихинские заводы". Однако не исключено, что госкомпания в ближайшее время перепродаст ВАЗ. И найдется как минимум несколько десятков компаний, готовых обсудить возможность приобретения тольяттинского предприятия.

Вопрос о продаже Волжского автозавода частному инвестору начал муссироваться еще в 90-х годах прошлого столетия. В качестве претендента тогда рассматривалась корейская компания Daewoo. Идею этой сделки активно продвигал Борис Березовский. Сегодня вероятным покупателем АвтоВАЗа можно было бы назвать корпорацию General Motors, основного зарубежного партнера российского завода. Но GM находится в тяжелой финансовой ситуации, покупка капиталоемкого актива может оказаться для корпорации непосильной ношей. В числе потенциальных покупателей ВАЗа можно назвать корейцев или китайцев, причем последние больше других заинтересованы в столь крупном приобретении: у них невысокие требования к технологиям, а качество китайских автомобилей сопоставимо с качеством российских машин.

Итоги продаж последних лет говорят о том, что АвтоВАЗ благополучен только на фоне других отечественных автозаводов. В реальности же его доля на российском рынке неуклонно снижается. Падение происходит из-за активной экспансии иномарок в Россию и несоответствия качества вазовских авто современным требованиям рынка. Новому совету директоров и гендиректору придется разработать новую стратегию развития предприятия, но теперь у него есть мощный покровитель. По мнению заместителя гендиректора "АСМ-Холдинга" Александра Ковригина, государству необходимо не только пересмотреть таможенные меры в пользу российского автопрома, но и начать за счет бюджета стимулировать актуальные направления в автомобилестроении: развитие электронных систем управления, силовых установок, использование альтернативных видов топлива и достижение высоких норм безопасности.

/Эксперт, 05.12.2005/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 14.12.2019
    USD62,5544-0,6713
    EUR69,8608-0,5663
    E/U1,1168+0,0029
    БВК65,8423-0,6240
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности