Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Вести Отечества

  номер 4(378) от 25.01.2007 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ЧЕГО ЖДАТЬ БИЗНЕСУ ОТ ГОСУДАРСТВА В 2007 ГОДУ

Активность государства в сфере регулирования экономических процессов в стране можно оценивать по-разному. Одни, перечисляя главные итоги прошлого года, говорят о крестовом походе на игорный бизнес и ставшей фарсом "антиалкогольной кампании", другие же стремятся разглядеть за чередой нелепых инициатив системные регуляции, эффект от которых трудно ощутить мгновенно.

Особое внимание в прошлом году было уделено совершенствованию корпоративного законодательства, отмечает Андрей Пушкин, генеральный директор Tenzor Consulting Group. В соответствии с концепцией развития корпоративного законодательства на период до 2008 года были приняты федеральные законы, вносящие изменения в порядок приобретения крупного пакета акций открытого акционерного общества. Установлены новые требования к содержанию договоров о слиянии и присоединении, а также к решениям о реорганизации общества в форме разделения, выделения или преобразования. Внесены изменения и в законы о рынке ценных бумаг, об оценочной деятельности в РФ. Наконец, разработаны проекты ужесточения борьбы с корпоративными захватами, причем в этой сфере активно используется западный опыт корпоративного регулирования.

Действительно важным событием для российского бизнеса стало принятие в 2006 году федерального закона "О защите конкуренции". Основное нововведение: с 65% до 50% снижен порог рыночной доли хозяйствующего субъекта, выступающий признаком "доминирующего положения": новая граница соответствует практике большинства стран Евросоюза.

Путем расширения нормативной базы, регулирующей деятельность в особых экономических зонах, власти решали и задачи наращивания инвестиционных вливаний в экономику страны. Так, был принят федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Кроме того, запланировано создание туристско-рекреационных зон в Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, Калининградской, Иркутской областях, Республике Алтай и Бурятии.

Среди других законодательных новаций 2006 года — новый Лесной и измененный Земельный кодексы, поправки в закон "О недрах" и утверждение федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы".

Существенно изменились Налоговый и Трудовой кодексы, в последнем изменениям подверглось триста статей. Так, федеральным законом от 5 ноября 2006 года была ужесточена ответственность за нарушение правил использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

Представители страхового бизнеса положительно оценили работу государства в лице Федеральной службы страхового надзора по борьбе со "схемами". Схемы очень мешают развитию рынка. А об успехе этой борьбы говорит сокращение премий, собранных в сегменте страхования жизни", отмечает Дмитрий Игнатьев, генеральный директор СК "Цюрих".

Все эти и другие инициативы властей подавались в прошлом году общественности под соусом "устранения противоречий и неточностей" в нормативно-правовой базе и "дальнейшего совершенствования законодательства". Однако внимательное изучение активности государства приводит к другому выводу: налицо явная активизация власти в сфере оперативного контроля над бизнесом. Государство не только формирует правила игры и рамки их применения, но все более жестко, а порой и беспощадно вмешивается в ход событий на рынке.

По оценкам депутата ГД РФ Лианы Пепеляевой, государство снижает контрольную активность в тех сферах, где инструменты регулирования "сверху" не выглядят эффективными или необходимыми. Например, с августа 2006 года действует новая редакция федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", который предусматривает замену разрешительного регулирования оценочной деятельности (посредством лицензирования) механизмом саморегулирования некоммерческими организациями, членами которых должны быть профессиональные оценщики, отмечает Лиана Пепеляева. Но дело в том, что механизм лицензирования не обеспечивал реальной ответственности оценщика, возмещения им возможного вреда своим клиентам. В то же время к саморегулируемым организациям и оценщикам предъявляются требования о необходимости создания компенсационного фонда, об обязательном страховании ответственности. Таким образом, эти меры должны создать эффективные стимулы контроля качества оказываемых услуг. И оценщик, будучи персонально материально ответственным, и саморегулируемая организация, которая в случае причинения вреда также может быть привлечена к ответственности, будут заинтересованы в качественном оказании оценочных услуг.

Аналогичные механизмы регулирования предложены и в отношении аудиторской деятельности, а также деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений. Формально лицензирование в этих сферах было отменено с 1 января 2007 года, однако необходимые технические регламенты, как обычно, приняты не были. Не были внесены требуемые изменения и в Градостроительный кодекс РФ. В результате особым законопроектом был предусмотрен перенос даты отмены лицензирования на шесть месяцев.

По мнению экспертов, замена лицензирования саморегулированием весьма перспективна. Так, в дополнение к уже упомянутым видам деятельности рассматривается возможность передать в руки профессионального бизнеса проведение техосмотра транспортных средств. Однако одномоментный переход от одного способа регулирования к другому вряд ли возможен: нужна новая база подзаконных актов, да и готовность субъектов рынка к работе в новых условиях. Тем не менее появляются основания говорить о тенденции к некоторому ограничению участия государства в прямом регулировании отдельных видов деятельности.

Между тем государство оставалось непосредственным участником рынка (как ключевой акционер ведущих предприятий) в целом ряде стратегических отраслей. ВПК, авиастроение, топливно-энергетический комплекс... Дискуссий на сей счет было немало, но главный вопрос один: не пора ли разделить задачи стратегического контроля (что достигается самыми разными средствами) и коммерческую составляющую.

Сейчас под эгидой Минэкономразвития России идет работа по подготовке концепции развития корпоративного управления в компаниях с государственным участием, напоминает Лиана Пепеляева. Результатом этой работы должно стать принятие правительством соответствующей концепции, а также внесение требуемых изменений на уровне как федеральных законов, так и подзаконных актов. Работа по формированию правил игры продолжается.

"Многие вопросы и проблемы, волнующие бизнес, в 2006 году не были решены, — признает Владимир Груздев, депутат ГД РФ, координатор партии "Единая Россия" по взаимодействию с бизнес сообществом. — В частности, мы так и не приступили к рассмотрению технических регламентов, не решили всех вопросов по борьбе с рейдерством, до конца не урегулировали самый животрепещущий для бизнеса вопрос снижения налогового бремени. Не решена и задача вывода из тени "серых" зарплат. Государство пытается действовать административными методами, но эта активность не является стимулирующей. Другие темы 2007 года — изменение регрессивной шкалы ЕСН и проблема возмещения НДС (нерешенность этих вопросов оставляет почву для коррупции)".

Владимир Груздев считает, что возможности для снижения ставок налогов у государства есть. "Снизив ставку НДС до 10% с одновременным отказом от возмещения экспортного НДС, мы полностью декриминализируем процесс возмещения НДС. Сегодня неофициальная комиссия за "серую обналичку" составляет около 7%, а если ставка налога будет уменьшена, подавляющее большинство бизнесменов предпочтет заплатить 10% государству, а не отдавать 7%, автоматически превращаясь в преступников".

Было бы замечательно, если бы чиновники в 2007 году изменили свое отношение к бизнесу и поработали над новыми цивилизованными законами в его пользу, говорит Мамука Шулая, генеральный директор компании IBERI. Кто-то скажет, что такие законы есть. Но отчего же бизнесу, особенно малому и среднему, так трудно живется?

Между тем, по оценкам Владимира Груздева, новации в сфере уменьшения налогового бремени не нанесут бюджету существенного экономического ущерба. Возможно снижение поступления налогов, однако в долгосрочной перспективе это приведет к увеличению поступлений в казну.

"Не думаю, что в текущем году будут приниматься непопулярные законы во всех сферах бизнеса, ведь 2007 год — время выборов депутатов в Государственную думу РФ. Вероятнее всего, законодательные инициативы и принимаемые законы будут носить популистский характер, — считает Андрей Пушкин. — На мой взгляд, основная опасность для нормального существования субъектов финансово-хозяйственной деятельности кроется не на законодательном уровне, а на уровне федеральных и региональных органов исполнительной власти, поскольку чиновники, осуществляющие контрольно-надзорные функции, не всегда действуют законными способами".

Александр Хренов, партнер Коллегии адвокатов "Юков, Хренов и Партнеры", уверен: как регулятор государство в 2007 году продолжит вводить новые ограничения и детализированные правила игры для бизнеса. Другие очевидные ожидания — появление государственного Российского банка развития, создаваемого на базе Внешэкономбанка. Скорее всего, государство в наступившем году начнет финансовую и нормативную экспансию на рынке инвестиционного банкинга. К этой же категории следует отнести планы по созданию государственной венчурной корпорации: власти наверняка сформируют правила ведения венчурного бизнеса.

В целом, по прогнозам аналитиков, в 2007 году государство продолжит внедряться в рыночный сектор экономики, не только закрепляясь в сфере монополий, но и конкурируя с частным бизнесом. Среди других прогнозов экспертов ожидаемое ужесточение уголовной ответственности за сложные коммерческие махинации. В частности, продолжится антирейдерская кампания на рынке ценных бумаг. Возможно, будет составлен окончательный (и гласный) список отраслей, доступ в которые будет ограничен для иностранных инвесторов, причем список этот получит статус специального закона (работа над проектом документа давно идет).

"Государство сформулировало достаточно понятные правила игры, в рамках которых игроки взаимодействуют на рынке и общаются с властью, — уверен Алексей Кудрявцев, генеральный директор компании ISG. — Задача государства — постепенный переход от традиционной сырьевой экономики к экономике инновационной. Поэтому не думаю, что роль государства как регулятора в 2007 году усилится". Такой позиции придерживаются и многие другие бизнесмены. Однако есть и другое мнение. Сергей Рахманин, президент Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса, считает, что роль государства как микроэкономического и отраслевого регулятора, напротив, будет лишь возрастать: "Направление это в целом позитивно, если, конечно, новые законопроекты будут не слепо скопированными с Запада, а здравыми, учитывающими российский менталитет, особенности нашей экономики и бизнеса и, конечно, защищающими не только государственные интересы, но и бизнес".

Для появления очередных регулятивных инициатив остается совсем немного времени. Все наиболее важные нововведения должны произойти до мая 2007 года. Затем работа законодателей и федеральных регуляторов будет фактически остановлена избирательной кампанией — до начала 2008 года. / "Бизнес-журнал", 23.01.2007/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 19.03.2019
    USD64,6694-0,7507
    EUR73,3610-0,7076
    E/U1,1344+0,0022
    БВК68,5806-0,7313
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности