КОЛИЧЕСТВО РЕГИОНОВ С ДЕФИЦИТНЫМИ БЮДЖЕТАМИ УМЕНЬШАЕТСЯ, А РЕГИОНОВ-ДОНОРОВ - НЕ РАСТЕТ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
КОЛИЧЕСТВО РЕГИОНОВ С ДЕФИЦИТНЫМИ БЮДЖЕТАМИ УМЕНЬШАЕТСЯ, А РЕГИОНОВ-ДОНОРОВ - НЕ РАСТЕТ

Улучшение состояния бюджетов многих субъектов федерации стало одной из отличительных черт развития российской экономики в 2006 году. Регионов с дефицитными бюджетами стало меньше, а с профицитными, напротив, больше. Количество первых, по данным Министерства финансов, сократилось с 53 до 34, а вторых увеличилось с 36 до 55. Впрочем, число регионов-доноров, у которых федеральный центр отбирает часть дохода для перераспределения среди тех, кто не может прожить на свои кровно заработанные, осталось прежним. Их немногим более десяти. Остальные могут формировать бюджеты только при финансовой поддержке центральных властей.

Как говорят эксперты, сокращение регионов, не сводящих концы с концами, и увеличение числа территорий, получивших доходов больше, чем было запланировано расходов, обусловили, в частности, более высокие темпы бюджетных поступлений, нежели прогнозировалось. В связи с ростом зарплат бюджетников и в целом в экономике увеличились поступления от подоходного налога (он полностью идет в региональные бюджеты). Также выросли доходы от налога на прибыль (субъектам федерации причитается его большая часть). Напомним, что, по данным "Росстата", доходы россиян в минувшем году увеличились на 10%, а реальная зарплата на 13,5%.

Между тем, как сказал "Времени новостей" руководитель направления межбюджетных отношений Центра фискальной политики Александр Дерюгин, увеличивается расслоение регионов: богатые богатеют быстрее, чем бедные. "С точки зрения единства государства -- это негативный момент. С точки зрения экономики - объективная реальность. В любой стране более быстрыми темпами развиваются "точки роста", - считает он. Более того, судя по данным Минфина, в ряде регионов дефицит бюджета увеличился. Если в 2005 году 53 региона "выдавали на-гора" общий дефицит в объеме 47 млрд руб., то в прошлом году 34 субъекта -- уже на сумму 51 млрд руб. (При этом общий профицит региональных бюджетов увеличился с 106 млрд руб. до 190 млрд рублей.)

В ведомстве Алексея Кудрина сообщили, что в Центральном федеральном округе лучший результат показала Москва, у которой собственные доходы увеличились на 45% (729 млрд руб.). Собственные доходы Тверской и Владимирской областей выросли на 32% (до 18 млрд руб. и 15,7 млрд руб. соответственно), Московской области -- на 22%, до 147,8 млрд рублей.

В Северо-Западном федеральном округе наибольший прирост собственных доходов у Санкт-Петербурга - 57% (более 186 млрд руб.). Львиную долю прироста обеспечила "Сибнефть", зарегистрировавшаяся в северной столице. Из-за этого собственные доходы прежних "портов приписки" структур нефтяной компании - Чукотского автономного округа и Омской области в 2006 году упали соответственно на 62 и 12%. С учетом финансовой помощи центра поступления в чукотский бюджет снизились на 27%, а Омской области - не изменились. Однако если расходы чукотского бюджета снизились на 33%, то траты Омской области увеличились на 8%. В результате округ завершил год с профицитом в 138 млн руб., а область - с дефицитом в 3,3 млрд руб. Между тем по итогам 2005 года Чукотка имела дефицит почти 919 млн руб., а Омская область - 61,1 млн рублей.

Высокие темпы роста собственных доходов наблюдались и в регионах Южного федерального округа, отмечает заместитель министра финансов Антон Силуанов. В частности, в Кабардино-Балкарии доходы выросли на 64% - до 4,3 млрд руб., в Чечне на 61% - до 3,5 млрд руб. Впрочем, абсолютным лидером по приросту собственных доходов является Агинский Бурятский автономный округ, доходы которого выросли почти в 12 раз и составили 15,9 млрд руб. Как пояснил г-н Силуанов, такой результат обеспечен резким ростом поступлений налога на прибыль в результате разовых сделок ряда финансовых компаний, зарегистрированных в АО.

Минфин с 2007 года намерен поощрять регионы за качественное управление финансами. Уже подготовлен законопроект, позволяющий использовать систему соответствующих рейтингов, которые будут влиять на объем дотаций регионам. По словам Антона Силуанова, министерство предполагает распределить среди регионов, которые достигли наилучших результатов в управлении финансами (снижали кредиторскую задолженность и хорошо собирали доходы), а также в темпах социально-экономического развития, примерно 1 млрд руб. "Взят курс на ужесточение финансовой отчетности. Федерация переходит на бюджетирование, ориентированное на результат. К этому же хотят подхлестнуть и регионы", - сказал Александр Дерюгин.

Кроме того, Минфин предполагает ввести дифференцированный контроль за бюджетами субъектов в зависимости от степени их дотационности. Согласно поправкам в Бюджетный кодекс, которые на прошлой неделе были внесены в Госдуму, особые меры контроля не будут применяться к бюджетам, у которых объем трансфертов менее 20% всех доходов. В регионах с показателем от 20% до 60% предполагается вводить ограничения по зарплате госслужащих. Самые строгие меры контроля, как говорит г-н Силуанов, будут применяться к территориям, у которых объем межбюджетных трансфертов составляет более 60%. Максимально допустимый дефицит их бюджетов будет составлять 10% (а не 15%, как у остальных регионов). Ужесточатся ограничения и по размеру долга. Такие субъекты должны будут заключать с Минфином соглашения по выполнению ряда действий для сокращения степени дотационности. Поправки в Бюджетный кодекс предусматривают обязательный аудит бюджетов таких регионов со стороны Счетной палаты РФ или "Росфиннадзора"./"Время новостей" 14.02.2007/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>