Сегодня каждый по-своему пытается приобщиться к мировой
истории.
Недавно ульяновские археологи сделали сенсационное открытие.
По словам исследователей, они нашли неопровержимые доказательства того, что
одному из областных поселков, Старой Майне, 1,7 тыс. лет. Мало того, отдельные
энтузиасты с одобрения местных властей пытаются доказать, что и сам Ульяновск
гораздо старше Казани, Москвы и даже Рима. Впрочем, в желании состарить и
максимально прославить свою историю ульяновцы не одиноки.
В отдельных регионах выходят десятки псевдонаучных работ, в
которых на полном серьезе рассказывается о
происхождении греков от татар, об изобретении колеса башкирами и постройке Трои
чувашами. Профессиональные историки уже нашли для этого феномена специальный
термин – "фольк-хистори". Между тем такие истины, по данным экспертов, уже
преподаются в 80% региональных школ.
В советскую эпоху господствовала идея единства и
интернационализма, поэтому исследования в области национальной истории братских
народов далеко не всегда отражали истинное положение вещей. После развала СССР
перед автономиями встал вопрос создания собственной историографии. С середины
90-х на прилавках книжных магазинов в регионах, а в последнее время и в
школьных библиотеках стали появляться альтернативные учебники истории. Их
авторы отменяли или подменяли события, апеллировали к выдуманным датам,
изобретали несуществующих правителей и военачальников. В общем, как выразился
советник президента Татарстана, кандидат исторических наук Искандер Измайлов,
превращали историю в "игру в бисер".
Ах, вот как оно было!..
Кстати, именно татарские исследователи стали пионерами в
области "фольк-хистори". Так, например, в книгах "Этот загадочный фестский
диск" и "Родословная: историко-лингвистические исследования" Нурихана Фатаха
утверждается, что древние египтяне и греки на самом деле были татарами. Слово "театр", по мнению автора, происходит от татарского
"ти-э-тор" ("продолжай смотреть"), греческий бог Аполлон – от "Аб-алла"
("бог-прародитель"), а знаменитая гомеровская "Одиссея" – пересказ татарской
сказки "Шурале". За свою работу, между прочим, автор получил
Государственную премию Татарстана в области литературы.
Передовой татарский опыт переняли и в Башкортостане. Особо
прославился на этой ниве писатель Салават Галлямов, на основе работ которого
ведется преподавание в некоторые местных школах и вузах. На страницах "Основ
Башкордской индогерманской философии" и в книге "Великий Хау Бен", автор
утверждает, что от башкирского языка произошли все древние и современные
европейские языки, начиная от греческого и латинского и заканчивая английским. "Как и почему исконно башкордские слова
оказались в так называемой греческой мифологии?" – задается вопросом автор. И
сам же отвечает: "Греки их просто своровали у
башкордов". Даже слова "Россия" и "Украина" вышли из башкордского языка. По
мнению писателя, первыми приручили лошадь также башкорды. Английский гольф – ничто иное, как башкирская игра сэкэн, которую англичане,
видимо, также украли.
Чему учат в школе
"Попытка найти корни, свою историческую основу заслуживает
полного одобрения, – рассказал руководитель аналитического департамента Центра
политических технологий Алексей Макаркин. – Действительно, локальное изучение
родного края приносит множество неожиданных открытий, которые проясняют
исторические процессы, протекающие на той или иной территории. К сожалению,
благие начинания не всегда приводят к хорошему результату. Когда не все
сходится, появляется желание что-то придумать. Чтобы представить свою историю в
более выгодном свете, некоторые исследователи прибегают к натяжкам, скороспелым
и ничем не подтвержденным выводам. В итоге строятся концепции, которые не
просто вызывают сомнения у серьезных ученых, но являются полными небылицами".
По словам историка, ведущего научного сотрудника
Государственного музея Востока Владимира Кореняко, мифотворчеством занимаются
практически во всех этнических регионах России: в Якутии, Бурятии, Туве,
Башкортостане, Татарстане, Северной Осетии, Алании, Адыгее.
Самое удивительное, что работы псевдоисториков моментально
расходятся огромными тиражами, став дополнительным учебным материалом к
спецкурсам по истории. "Такую литературу в основном рекомендуют детям и
студентам в национальных школах и вузах, на занятиях по родному краю, –
рассказал "НИ" Владимир Кореняко. – Объясняется это просто почти полным
отсутствием учебников по истории родного края. В итоге приходится рекомендовать
то, что есть". По данным президента Всероссийского фонда образования Сергея
Комкова, до 80% национальных школ приняли на ура сочинения псевдоисториков.
Америку открыли чуваши
Фантазируют на тему своего народа и в Чувашии.
Краевед-любитель Геннадий Егоров в своем труде "Воскресенье шумеров" настаивает
на том, что с 11-го до 3-го тысячелетия до н.э. на территории всей Месопотамии "жил только один народ –
проточуваши. Г-н Егоров также заверяет, что проточуваши повлияли на развитие
еврейского языка, создали всемирные религии, включая христианство, ввели
передовые методы земледелия в Египте, Центральной Азии и северо-западном Китае
и даже распространяли повсеместно технологию пивоварения. Кроме того,
чувашам-шумерам также принадлежит изобретение бронзового литья, письменности и
государственности. Мало того, представители именно этой народности первыми
открыли Америку и принесли местным племенам культуру. Труд Геннадия Егорова
разошелся тиражом в 10 тыс. экземпляров. Несмотря на критику местных ученых,
председатели ряда союзов писателей обратились к президенту Чувашии с просьбой
поддержать новую теорию происхождения народа.
Россия – родина слонов
Мифотворцы встречаются и в Москве. Одним из них можно
назвать профессора кафедры культурологии и менеджмента в Государственном
университете управления Валерия Чудинова. Его книга "Священные камни и
языческие храмы древних славян" проливает свет на историю славян, чья культура
оставила следы еще с эпохи неолита и распространялась от берегов Португалии до
Зауралья. По мнению автора, славянская письменность существует несколько
десятков тысяч лет. В эпоху каменного века, считает автор, от Аляски до
Великобритании весь Север был русским. Мало того, русский был тем самым языком,
на котором говорили до постройки Вавилонской башни. Г-н Чудинов также считает,
что русские помогали Александру Македонскому и даже получили от него некую
грамоту, которая, конечно же, где-то затерялась или была уничтожена.
"Это вреднее наркотиков!"
Эксперты выделяют пять причин возникновения фольк-хистори.
Во-первых, бурный подъем национального самосознания, на волне которого стали
писаться и издаваться многие такие книги. Во-вторых, необходимость
самоидентификации "малых народов", которых когда-то завоевала Россия.
В-третьих, возникновение этнократических режимов и связанный с этим
политический заказ на историю. В-четвертых, непрофессионализм
исследователей-самоучек. И, наконец, отсутствие контроля со стороны ученого
сообщества над авторами, желающими написать что-нибудь "на тему истории".
"Сегодня модно стало издавать любую чепуху – главным остается только вопрос
денег", – пояснил Владимир Кореняко.
Между тем альтернативная история, по мнению экспертов, таит
в себе достаточно серьезную угрозу. "Прежде всего, такие "научные" труды опасны
пропагандой национализма, – пояснил доцент исторического факультета МГУ Дмитрий
Володихин. – Возвеличивание какого-то одного народа в многонациональной стране
всегда чревато конфликтами и рознью. Вдобавок читателю прививается неправильное
восприятие истории. Рекомендовать к изучению фольк-хистори в школах и вузах это
то же самое, что узаконить продажу наркотиков детям. Важно, чтобы чиновники и
школьная администрация поняли, что это вредно. И вредно не только для общего
развития человека, но и для политической и социальной ситуации в стране в
целом".
Увы, на местах такие мифотворцы, как правило, находят
поддержку в лице национальных общин и администрации. Федеральные чиновники
только пожимают плечами: бороться с псевдоисторией у них нет
полномочий. "В образовании играют роль три компонента: федеральный,
региональный и муниципальный, – сообщили "НИ" в Министерстве образования и
науки. – В рамках региона в вузах и школах действительно могут рекомендовать к
изучению местные пособия и учебники. Разумеется, если родители или местные
власти посчитают, что предоставляемая в книге информация ведет к разжиганию
межнациональной розни, они могут обратиться в Рособрнадзор и даже в
прокуратуру".
На деле активно противостоят мифотворцам только
профессиональные историки. Впрочем, по их же собственным словам, они постоянно
проигрывают. Прежде всего, по тиражам изданных книг. Для любого академического
историка 2 тыс. экземпляров – предел мечтаний. "Какими бы интересными ни были
академические книги по истории, они всегда будут проигрывать, поскольку они
излагают факты, как они есть, – объяснила главный редактор издательства "Форум"
Светлана Сильванович. – После развала Союза необходимость пересматривать
историю превратилось в своеобразную моду. В результате стремление удивить
читателя, вызвать у него восклицание: "Ах, вот как оно
было!" стало определяющим для многих авторов, пожелавших работать с историей".
ТУРКМЕНЫ ИЗОБРЕЛИ ТЕЛЕГУ, А УКРАИНЦЫ ДАЛИ ЦИВИЛИЗАЦИЮ ШВЕДАМ
Новое прочтение истории не менее популярно и в бывших
союзных республиках. Так, труд президента Туркменистана Сапармурата Ниязова
"Рухнама" превратился для местных школ в учебник №1. "Мой дорогой читатель!
Знаешь ли ты, что первую телегу на земле смастерили туркмены? Туркменское
колесо не только изменило жизнь армии и государства, но и развернуло ход
человеческой истории", – написано на страницах "Рухнамы". Кроме изобретения
колеса, туркмены первыми научились плавить руду и изготавливать орудия из
металла, "в считанные века основали десятки государств на Западе и Востоке, в
Египте и Индии, других странах".
На выдумку горазды и украинские
историки. В учебнике "Украинский язык для начинающих" пишут "Украинский язык –
один из древнейших языков мира… Уже в начале нашего
летоисчисления он был межплеменным языком". В своей статье "От Геродота до
Фотия" Э. Гнаткевич рассказывает: "У нас есть основания считать, что Овидий
писал стихи на древнем украинском языке".
Писатель Сергей Плачинда, приметив
на флаге Швеции желтый и голубой цвета, пришел к мысли о генетической памяти.
На страницах "Лiтературна Украњна" г-н
Плачинда заявил, что расцветка шведского флага связана с личностью украинского
вождя Одына. Последний пришел с берегов Днепра к шведам, которые "жили в
большой дикости, выбрали его своим вождем, а после смерти канонизировали и
сделали из него своего главного языческого бога". В другом своем труде "Словарь
древнеукраинской мифологии" автор называет древний украинский язык санскритом и
"праматерью всех индоевропейских "языков". Там же описывается, что "арии или
ории – древнейшее название украинцев. Первые пахари мира. Приручили коня,
изобрели колесо и плуг". То есть украинцы еще поспорят с туркменами о том, кто
из них первым это самое колесо изобрел.
ЭТОТ ГОРОД САМЫЙ ДРЕВНИЙ НА ЗЕМЛЕ
Российские города продолжают активно спорить о том, кто же
из них появился первым. Так, археолог Нульбий Ловпаче убежден, что столице
Адыгеи Майкопу, которой недавно исполнилось 150 лет, на самом деле – 3,2 тыс.
лет. Об этом якобы красноречиво свидетельствует некая плита, которую нашли еще
в 60-е годы. Надпись на ней гласила, что на месте столицы республики стоял
древний город Айн, построенный предками современных
адыгов еще в эпоху Гомера. Хотя следов плиты с надписью так и не удалось найти,
съезд черкесского народа обратился с просьбой к городским и республиканским
властям изменить дату основания столицы.
До сих пор не утихают споры о праздновании тысячелетия
Казани в 2005 году. По мнению многих ученых-исследователей город моложе как минимум
на 200 лет. А его тысячелетний юбилей, который отпраздновали с такой помпой, –
не более чем политический заказ, считают они. Поводом к увеличению возраста
города послужила археологическая находка чешской монеты начала XI века в
пределах территории столицы.
Столица Башкортостана Уфа считает себя одним из самых
древних городов на земле. Свой первый день рождения она отпраздновала вовсе не
в 1574 году, как принято считать, а 1,5 тыс. лет назад. Об этом любит говорить
местный ученый-археолог Нияз Мажитов, который ссылается на древние раскопки в
центре города.
Не так давно ульяновские археологи открыли, что одному из
местных поселков, Старой Майне, ни много ни мало, а
1,7 тыс. лет. "Нами собраны неопровержимые доказательства того, что Старая
Майна может считаться старейшим поселением", – рассказал начальник
археологической экспедиции из Ульяновского госуниверситета Александр Кожевин.
Местные власти крайне заинтересовались открытием ученых, впрочем, неспроста. "Чиновники прекрасно отдают себе отчет в том, что
под это открытие можно выбить из федерального бюджета колоссальные деньги. Всем
до смерти хочется повторить по финансовым вливаниям 1000-летие Казани", –
говорит ульяновский краевед Сергей Петров. Одновременно с этим в регионе вовсю идет обсуждение другой легенды. Отдельные энтузиасты
пытаются доказать, что Ульяновск гораздо старше Казани, Москвы и даже Рима. При
этом местные власти с удовольствием поддерживают эти предположения в надежде,
что с помощью мифов удастся разжиться большими
деньгами.
/ "Новые известия", 17.07.2007/