Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Вести Отечества

  номер 19 (445) от 08.05.2008 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО МАСШТАБА
В стране могут появиться макрорегионы, главы которых станут федеральными чиновниками.
Еще в конце марта этого года президент Владимир Путин подписал законопроект "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В новой редакции этот документ позволяет наделять высших должностных лиц субъектов Федерации полномочиями федеральных гражданских служащих. Проще говоря, гипотетически губернаторы смогли бы в обозримой перспективе совмещать свою основную работу со статусом высокопоставленных чиновников российских министерств и ведомств.
Одновременно министр регионального развития Дмитрий Козак выступил с инициативой создания суперрегионов. Эксперты полагают, что эту идею глава Минрегиона вынашивал давно, но теперь наступает наиболее благоприятный момент для начала ее реализации: дать старт укрупнению российских республик, краев и областей может новый президент Дмитрий Медведев.
Подход к замещению постов глав укрупненных территорий может быть разным
Кстати, "пробные шары" по этому поводу в последнее время вбрасывали и некоторые из глав регионов. Вновь заговорили о целесообразности объединения Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области руководители обеих столиц Юрий Лужков и Валентина Матвиенко. Им вторил калужский губернатор Анатолий Артамонов, выразивший не так давно готовность поступиться частью полномочий и стать "префектом" столичного суперрегиона. Приводил он и аргументы в пользу укрупнения: все равно рынок труда сегодня построен таким образом, что значительную часть ресурсов отбирает Москва, а вместе с ними и налоги, которые сегодня уходят в ее бюджет, а при создании макросубъектов финансово-бюджетная политика изменится.
К слову сказать, новое есть ни что иное, как хорошо забытое старое. Здесь уместно вспомнить и петровскую административную реформу, результатом которой стала "нарезка" России на восемь губерний. Позднее появились генерал-губернаторы, обладавшие более широкими полномочиями, чем "просто" губернаторы.
Советская административно-плановая система хозяйствования не могла обойтись без экономического районирования регионов: в РСФСР таких зон было десять. Уже в постсоветский период появились ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации "для реализации совместных экономических, производственных, научно-технических и социальных программ". Всего таких объединений было создано восемь: "Северо-Запад", "Центральная Россия", "Черноземье", "Северный Кавказ", ассоциация областей и республик Уральского региона, "Сибирское соглашение", "Большая Волга", "Дальний Восток и Забайкалье".
Да и детище Владимира Путина – семь федеральных округов – позволило начертать контуры будущих "мегагуберний". Их создание, безусловно, подтвердит курс на усиление центростремительных тенденции в федеративных отношениях – в противовес тем, которые доминировали еще десять лет назад, ставя саму Федерацию на грань распада.
Возвращаясь к планам Дмитрия Козака, необходимо все же избегать прямой параллели с федеральными округами, которые в случае начала региональной реформы продолжат выполнение, по большей части, политико-административных функций, а десять суперрегионов планируется создать, исходя, в первую очередь, из макроэкономических критериев. Цель – выравнивание социально-экономического положения в регионах-донорах и дотационных субъектах.
Кто бы мог возглавить новые административно-территориальные образования? Тут уместно вспомнить о поправках в закон об общих принципах организации региональных органов госвласти. Для того их и принимали, чтобы, продолжая руководить своими республиками, краями, областями, их высшие должностные лица в особых случаях могли наделяться статусом федеральных чиновников. Например, в ранге заместителей министра регионального развития "супергубернаторы" могли бы возглавить суперрегионы.
Конечно, при таком развитии событий руководители субъектов Федерации рискуют потерять свой равноправный статус. И подход к замещению постов глав укрупненных территорий может быть разным. Например, на ротационной основе, как в президиуме Госсовета, или на постоянной, как, например, назначают самих губернаторов. В случае же, если новые административные единицы возглавят люди не из губернаторского "актива", а федеральные управленцы, то нездоровой конкуренции нынешних глав регионов вокруг "супергубернаторства" можно было бы избежать.
Кроме того, неизбежно встанет вопрос о правовом статусе органов управления макросубъектами Федерации. Если непрописанные в законодательстве федеральные округа и их полпреды были "отрегулированы" указом президента, который вправе самостоятельно решать вопрос о структуре своей администрации, то с суперрегионами все несколько сложнее, поскольку их руководство, а также рабочие аппараты придется встраивать в систему исполнительных органов государственной власти, причем пока не вполне ясно каких – региональных или федеральных, поскольку иные в Конституции РФ не прописаны. Однако, представляется, что глава Минрегиона как высококвалифицированный юрист сможет грамотно разрешить эту коллизию в правовом русле.
И самое главное, цель любой реформы – повышение эффективности функционирования той или иной системы. И здесь важен медицинский принцип "не навреди". И если вспомнить, как трудно формировались федеративные отношения на первоначальном этапе постсоветского периода, то можно себе представить, какая ответственность лежит на тех, кто готов взяться за региональную реформу и успешно ее реализовать.

/Интернет-журнал "Новая политика", 26.11.2007/



<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 28.11.2020
    USD75,8599+0,4081
    EUR90,4629+0,4338
    E/U1,1925-0,0007
    БВК82,4312+0,4197
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности